Вопросы и ответы по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Как психологи собирают информацию?
Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?
Можно ли управлять памятью?
Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана?
В чём заключается волевая регуляция поведения?
Что такое характер?
Что такое общение?
Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?

Работа содержит 1 файл

психология .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

   Вопрос 4: Как психологи собирают информацию? 

   В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики. 
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. 
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. 
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики. 
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. 
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. 
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование. 
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.  
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт. 
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать.
 

 Вопрос 12: Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?

 Изучением работы головного мозга занимается психофизиология. Психофизиология — экспериментальная дисциплина, поэтому интерпретационные возможности психофизиологических исследований в значительной степени определяются совершенством и разнообразием применяемых методов.

Методы  изучения работы головного мозга

 Центральное  место в ряду методов психофизиологического  исследования занимают различные способы регистрации электрической активности центральной нервной системы, и в первую очередь головного мозга.

Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга.

Магнитоэнцефалографиярегистрация параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга.

Компьютерная  томография (КТ)новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники, отличаясь принципиальной новизной технических решений и математического обеспечения.

Ядерно-магнитно-резонансная  томография мозга. Компьютерная томография стала родоночальницей ряда других еще более совершенных методов исследования: томографии с использованием эффекта ядерного магнитного резонанса (ЯМР-томография), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функционального магнитного резонанса (ФМР). Эти методы относятся к наиболее перспективным способам неинвазивного совмещенного изучения структуры мозга.

Реоэнцефалография - регистрация сопротивляемости тканей мозга действию электрического тока. Происходит оценка состояния сосудов мозга.

Эхоэнцефалография – ультразвуковое исследование мозга. 

Вопрос 20: Можно ли управлять памятью? 

  Я считаю, что можно и в значительных  размерах. Экспериментально доказано, что на подсознательном уровне  человек воспринимает и запоминает  в десятки раз больше информации, чем осознанно. И хранящаяся в подсознании информация стирается гораздо медленнее, чем сознательная. Это связано как с большой избыточностью получаемой информации, так и с особенностями подсознательной памяти. Но нас интересует то, что в определенных ситуациях происходит извлечение информации из подсознания на сознательный уровень. Мы вспоминаем то, что казалось, совершенно забыли.

  Используя  определенные приемы и ресурсы  подсознательной памяти, можно укрепить  свою сознательную память. Существует множество разнообразных подходов к улучшению памяти, одни лучше, другие хуже. И у каждого человека по разному. Но существуют определенные, фундаментальные принципы улучшения памяти.

  Если кратко, то для этого надо: развивать  наблюдательность, что также приведет к увеличению количества и качества сложных ассоциаций;

использовать  несколько органов чувств для  запоминания. Информация, которая идет по нескольким каналам одновременно, не только позитивно дублируется, но и лучше запоминается из-за более системного воздействия на память. А также легче припоминается в связи с наличием большего количества триггеров (название блюда в ресторане можно вспомнить не только напрягая зрительную память на текст, но и вспомнив вкус, запах, фоновую музыку в это время, кинестетические ощущения от стула, столовых приборов и тд.) Вербальные комментарии по поводу запоминаемого, ассоциации образов и чувств тоже не помешают.

  Сознательно  (активно) стремиться запомнить  и припомнить необходимую информацию. Осознание процессов памяти, для наилучшего управления ими.

Позитивно себя мотивировать, не ругать, а хвалить. Это имеет немаловажное значение.

  Учитывая, что  в реализации памяти участвует  почти весь головной мозг - развитие  других психических способностей (внимание, интеллект, ощущения, творческие способности) гарантированно приведет к улучшению памяти.

  Формирование  соответствующих установок на  запоминание. Если человек при  запоминании рассчитывает, что данная  информация ему будет нужна  и завтра и через десять лет, тогда он запомнит и в последующем вспомнит гораздо больше, чем в случае, если при запоминании информация нужна будет только в течении ближайших пяти минут.

  Концентрация  внимания в момент запоминания  и последующего припоминания  значительно улучшает мнестические процессы. А сделав паузу, чтобы подумать и получше сконцентрироваться - мы еще больше улучшим свою память.

  Использование  разнообразных мнемотехник - упорядочивание  информации для более удобного  запоминания и последующего припоминания. Чаще всего запоминаемая информация неструктурированна, размыта в гуще второстепенной информации и недостаточно понятна. Выделив важную информацию, поняв ее значение, расположив в определенном порядке (организовав) - Вы запомните гораздо больше, на длительный период и при вспоминании не испытаете значительных затруднений.

 Использование  эмоций позволяет крепко зафиксировать  определенную информацию. Все мы  запоминаем, что происходит на  пике эмоций, не обязательно положительных,  но и отрицательных. Структуры мозга, отвечающие за память и эмоции, очень взаимосвязаны, и умеренные эмоции способствуют более качественному запоминанию. Но чрезмерные эмоции уже вносят дезорганизацию в процессы мышления, в первую очередь внимания и, соответственно, ухудшают память.

Усвоив и использовав  данные принципы, можно улучшить свою память в несколько раз. 

Вопрос 28: Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана? 

   С незапамятных  времен, как только люди научились  говорить, они научились обманывать  друг друга. И сразу же стали искать способы определения правдивости человека. Среди явных поведенческих признаков стали обращать внимание на выражение глаз, голос, жестикуляцию и пр.

На рубеже ХХ века были созданы приборы, позволяющие  регистрировать отдельные показатели физиологического состояния человека: кровяное давление, пульс и дыхани. Полиграф или детектор лжи - прибор для объективной регистрации психофизиологических реакций, сопровождающих изменения в нервной системе, которые возникают во время любого психического акта или состояния.

 Но решение  принимает не прибор, а человек  - полиграфолог. От его профессионализма  может зависеть дальнейшая судьба  или карьера испытуемого. Полиграфолог  должен обладать широким спектром  знаний в различных областях - психофизиологии, психологии, физиологии, криминалистике, юриспруденции и т.д.

Спор о детекторе  лжи, до сих пор еще не разрешенный  научными исследованиями, так и продолжает оставаться горячим и острым. Наиболее ярыми его сторонниками являются лица, наблюдающие за соблюдением законности, разведывательные службы, люди, чья деятельность связана с растратами и мелкими хищениями, а также ученые, занимающиеся его исследованиями. Критика же исходит от гражданских правозащитников, некоторых юристов, адвокатов и остальных ученых, занимающихся изучением этих вопросов.

  Вегетативная  нервная система (ВНС) производит  в организме определенные изменения,  заметные в случае возникновения  эмоций: изменения частоты и глубины  дыхания, частоты сглатывания,  интенсивности потоотделения. Эти  изменения, сопровождающие возникновение эмоций, происходят непроизвольно, их очень трудно подавить, и по этой причине они являются вполне надежными признаками обмана.

Детектор лжи  замеряет эти изменения в вегетативной нервной системе, но многие из них  видны и без использования специальной аппаратуры. Если лжец испытывает страх, гнев, возбуждение, огорчение, вину или стыд, это часто сопровождается учащением дыхания, вздыманием грудной клетки, частым сглатыванием, запахом пота или выступающей испариной. Большинство ученых считают, что для каждой конкретной эмоции не существует характерного набора ВНС. Изменения ВНС зависят от силы эмоции, а не от ее характера. Эта точка зрения противоречит опыту большинства людей. Люди испытывают разные физические ощущения в состоянии, например, испуга и в состоянии гнева.

Но существует и другая точка зрения. Изменения  ВНС не всегда одинаковы, а, напротив, специфичны для каждой эмоции, это  может оказаться очень важным при обнаружении лжи. Благодаря  этому верификатор может обнаружить даже без детектора, руководствуясь лишь зрением и слухом, не только то,  испытывает ли подозреваемый эмоции, но и какие эмоции он испытывает – страх или гнев, отвращение или грусть. Хотя подобную информацию дает и мимика, многие движения лицевых мышц люди в состоянии подавить. Деятельность же ВНС контролировать гораздо труднее.

В результате экспериментов, проведенных группой ученых во главе  с Полом Экманом, были получены данные в пользу того, что деятельность ВНС не является одинаковой для всех эмоций. Изменения скорости сердечных сокращений, температуры кожи и потоотделения различны при разных эмоциях.

Лжецы могут  выдать себя из-за боязни разоблачения, из-за угрызений совести или благодаря  восторгу надувательства. Верификаторы же могут забыть об индивидуальных различиях в эмоциональном поведении людей. Операторы детектора тоже могут совершить и ошибку веры лжи и ошибку неверия правде. В верификации большая часть опасностей и предосторожностей одинакова,  вне зависимости от того,  определяется ложь посредством детектора или поведенческим признакам. Но существуют и более сложные понятия:

· соотношение точности и полезности, то есть знание того, какую пользу можно извлечь из показаний детектора в случае сомнительности результатов;

· необходимость истины, то есть точного знания лжи правды в момент испытаний;

· базовая норма лжи, то есть необходимость для оценки точности работы детектора достаточного количества лжецов, ибо даже очень тщательно отобранные результаты могут вызывать сомнения, если лжецов среди подозреваемых слишком мало;

Информация о работе Вопросы и ответы по психологии