Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия отечественной психологии отмечены подъемом интереса к проблеме "творчество и личность". Много стали говорить и писать о важности развития разнообразных способностей, об одаренности, креативности во всех сферах деятельности, что несомненно связано с новыми задачами, стоящими перед обществом. Все больше появляется научных публикаций об исследованиях в этой области с позиций возрастной и педагогической психологии, предлагаются многочисленные методы развития воображения у детей, которое традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших психических процессов, входящих в любой творческий акт. Это говорит о том, что проблема воображения постепенно смещается в центр разнообразных научных и практических интересов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса воображения 7
1.1 Сущность и виды воображения 7
1.2 Психологические механизмы воображения 12
Глава 2. Исследование механизмов воображения в студенческой группе 18
2.1 Методы исследования воображения в студенческой группе 18
2.2 Анализ результатов 23
2.3 Рекомендации по развитию воображения в студенческой группе 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

психологические механизмы воображения.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     При исследовании творческого воображения  были получены следующие результаты: в группе студентов – менеджеров показатели были выше, чем в группе студентов-экономистов. Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца.

     Полученные  результаты важно сопоставить с  особенностями включенности испытуемого  в процесс исследования с его  установками.

     При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

     Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы подтвердили нашу гипотезу в том, что уровень воображения студентов – менеджеров качественно отличается от уровня воображения студентов – экономистов. 

     2.3 Рекомендации по  развитию воображения  в студенческой  группе 

     Рекомендации  по развитию воображения в студенческой группе включают ряд упражнений.

     Упражнение "Антивремя"

     Каждому из участников предлагается тема для  небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все  относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

 

 Процедура "Групповая  картина"

     Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

     Упражнение "Чудеса техники"

     Ведущий предлагает участникам вообразить, будто  группа находится на выставке последних  новинок техники. Здесь демонстрируются  замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают, кто, что делает.

     Упражнение "Не может быть!"

     Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное  животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких  сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

     Упражнение "Волшебный карандаш"

     Для ознакомления участников с правилами  этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что  карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо» или «Влево». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны один относительно другого по длине.

     На  предварительном этапе игры участники  подают по очереди свою команду, а  ведущий «помогает» карандашу выполнять  свои обязанности. Затем, убедившись в  том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

     Ведущий должен объяснить игрокам, что они  не имеют права договариваться о  том, в какой точке и в каком  направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить  за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой «Стоп». По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

     Задачи  на развитие воображения 

     Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.)

     Упражнение "Термометр"

     Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

     Упражнение "Перевоплощения"

     Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или  от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

     Игру  желательно проводить в затемненном  помещении — это обеспечит  ее участникам большую раскованность  и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

     Упражнение "Что было бы, если бы..."

     Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти  наиболее возможные решения. К примеру:

     — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?» 

     — «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...» 

     — «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то ...» [14]

         Таким образом, можно сказать, воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. Прежде всего для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.

 

      Заключение 

     Воображение - это один из базовых психических  процессов; его свойства определяются атрибутивными компонентами психики, совокупная преимущественная активность которых обусловливает его возникновение  и функционирование - психические время, пространство, энергия; четвертый непременный компонент - психическая информация - выполняет особую роль: при недостатке информации активность воображения усиливается.

     Воображение - единственный из психических процессов, активность ко 
торого усиливается при недостатке необходимой информации; для устранения возникшего дефицита, грозящего дискомфортом или даже нарушением целостности психики, воображение привлекает имеющийся в памяти наличный опыт, с помощью мышления и эмоций строит новые психические конструкты, изменяет мотивационную (смысловую) структуру психического образа.

     Основная  форма функционирования воображения - вторичный образ, структура которого необходимо и закономерно конгруэнтна  структуре всей психики; компоненты этой структуры представляют собой модификацию атрибутивных - "предмет" (пространство), "значение" (информация), "знак" (энергия), "личностный смысл" (время); каждый из компонентов является воплощением доминирующей активности соответствующего психического процесса: "предмет" - памяти, "значение" - мышления, "знак" - воображения, "личностный смысл" - эмоций, "чувственная ткань" - ощущения и восприятия.

     Преимущественная  область активности воображения, связанная  с его социальной детерминированностью, - это знаково-символическая, смысло-образующая, интегративная деятельности.

     В продукте воображения, созданном на основе любой психической формы (действия, образа или слова, эмоции, установки) можно выделить характеристики: динамические (процессуальные) и содержательные (структурные и смысловые), определяющие уровень развития воображения.

     Типичная  структура воображения студентов  обусловлена особенностями их учебно-профессиональной деятельности: при ярко выраженной экстравертированности и практической направленности в ней преобладает воспроизводящее воображение, сочетающееся с менее проявленными творческим воображением; структура воображения в каждой из факультетских выборок имеет значительные отличия, связанные со спецификой интеллектуальной деятельности как составляющей учебно-профессиональной деятельности в соответствии с конкретной специальностью.

     Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы подтвердили нашу гипотезу в том, что уровень воображения студентов  – менеджеров качественно отличается от уровня воображения студентов – экономистов. 

 

      Список использованной  литературы 

  1. Агкнисон  Р. Л., Атнинсон Р. С., СмигЭ. Е.и др. Введение в психологию: Учебник для университетов /Пер. с англ. под. ред. В, П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  3. Алексеенкова Е.Г. Феномен надситуативности в процессе решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2000. 21 с.
  4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.
  5. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности.  М.: ИФ РАН, 1995. 270 с.
  6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “Модэк”, 1996. 392 с.
  7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапев. журнал. 1992. № 1. С. 5–32.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  9. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.
  10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М., Мир, 1992.
  11. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М 1992.
  12. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 88 с.
  13. Кудрявцев В. Сила воображения: природа и диагностика // Дошкольное образование 2001. № 7 (55). С. 14-15.
  14. Кудрявцев В.Т. Воображение (фантазия) // Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 55-56.
  15. Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психол. журн. Т. 18. 1997. № 1. С. 16-29.
  16. Кудрявцев В.Т. Природа и генез воображения (Опыт логико-психологического анализа проблемы в духе идей Э.В.Ильенкова) // Э.В.Ильенков: Личность и творчество / Ред.-сост. И.П.Фарман. М. “Языки русской культуры”, 1999. С. 154-171.
  17. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 113-120.
  18. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  19. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2000. – 543 с.
  20. Петровский А.В. Общая психология. М, 1986
  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1995.
  22. Розин В.М. Что такое воображение // Мир психологии. 2001. № 1. С. 238-247.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 2001.
  24. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Экмос, 1999. — 352 с.
  25. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора в детском воображении // Вопр. психологии. 1996. № 2. С. 5-12.
  26. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. 2-е изд. Спб.: Союз, 2002. 183 с.
  27. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1999.
  29. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок // Обруч. 1996. № 4. С. 24-27.
  30. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: ИФ РАН, 1994. 130 с.
  31. Фарман И.П. Мир культуры и воображение // Э.В.Ильенков: личность и творчество / Ред.-сост. И.П.Фарман. М. “Языки русской культуры”, 1999. С. 108-126.

Информация о работе Воображение