Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа
Последние десятилетия отечественной психологии отмечены подъемом интереса к проблеме "творчество и личность". Много стали говорить и писать о важности развития разнообразных способностей, об одаренности, креативности во всех сферах деятельности, что несомненно связано с новыми задачами, стоящими перед обществом. Все больше появляется научных публикаций об исследованиях в этой области с позиций возрастной и педагогической психологии, предлагаются многочисленные методы развития воображения у детей, которое традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших психических процессов, входящих в любой творческий акт. Это говорит о том, что проблема воображения постепенно смещается в центр разнообразных научных и практических интересов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса воображения 7
1.1 Сущность и виды воображения 7
1.2 Психологические механизмы воображения 12
Глава 2. Исследование механизмов воображения в студенческой группе 18
2.1 Методы исследования воображения в студенческой группе 18
2.2 Анализ результатов 23
2.3 Рекомендации по развитию воображения в студенческой группе 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Коэффициент продуктивности можно представить следующей формулой:
П – коэффициент продуктивности воображения;
Е – сумма ассоциаций по картинкам набора;
n – количество фотографий из набора, которые
испытуемый описывал в данном опыте.
Анализ результатов.
Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.
Таблица 1 - Уровень продуктивности воображения
|
Методика №2 Исследование индивидуальных особенностей воображения
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"
Обработка результатов
Обработка
результатов и определение
Методика №3 Исследование творческого воображения
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"
Обработка и анализ результатов
Показателями творчества в данном исследовании являются:
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
Таблица 2 - Шкала оценки творчества
|
Если
испытуемый придумал очень похожие
друг на друга предложения с
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя. Второй показатель – это сумма баллов. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, высокий уровень продуктивности творческой деятельности.
Итак,воображение
неразрывно связано
с практикой. В практике возникают те
затруднения, которые побуждают к изменению
действительности, к созданию нового.
Практика является критерием правильности
воображения. Самый процесс воображения
тесно связан с практической деятельностью:
человек создает образы, уточняет, обогащает,
изменяет их (равно как свои идеи, творческие
мысли), практически осуществляя те первоначальные,
иногда еще весьма смутные, неопределенные
замыслы, которые у него имеются. Практика
позволяет конкретизировать замыслы,
делает их более четкими, определенными,
содействует их реализации. Творческий
замысел обогащается, проверяется и выясняется
только в процессе реального осуществления.
Пока замысел только «в голове», он всегда
еще не до конца ясен. Каждый конструктор
новой машины в процессе ее создания делает
рисунки, чертежи, а иногда и модели. Изготовление
их является опорой и толчком для дальнейшей
работы воображения. То же самое наблюдается
и в творческой работе художника, музыканта,
писателя.
2.2 Анализ результатов
Методики |
Уровень развития(%) | |
Методика №1 Исследование продуктивности воображения (пятна Роршаха) | Менеджеры |
Экономисты |
очень высокий |
10 |
0 |
высокий |
10 |
10 |
средний |
60 |
60 |
низкий |
20 |
30 |
Методика №2 Исследование индивидуальных особенностей воображения |
||
высокий |
10 |
10 |
средний |
70 |
60 |
низкий |
20 |
30 |
Методика №3 Исследование творческого воображения |
||
высокий |
10 |
0 |
средний |
80 |
80 |
низкий |
10 |
20 |
Анализируя полученные результаты диагностики на выявление уровня продуктивности воображения (пятна Роршаха), можно сказать, что первая группа испытуемых – студенты-менеджеры, в среднем, показала высокий результат. Испытуемые в ходе проведения опыта старались найти как можно больше определений рисунков. Данный факт можно объяснить тем, что они были заинтересованы экспериментом. Они проявили оригинальность объяснений, что характеризуется наклонностью к искусству, живописи, творчеству и т.п. Испытуемые использовали маленькие детали одной картинки. Эти особенности связаны с развитием мышления и чувством собственной сферы. Виденье человеческих очертаний отображает направленность принятия субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению.
Что касается результатов группы студентов-экономистов, то они оказались на среднем уровне. По сравнению с предыдущей группой они проявили меньшую заинтересованность. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу. Мало внимания уделялось мелким деталям. Это связанно с тем, что деятельность студентов-экономистов не связана с творчеством. В большинстве случаев они работают с точными данными. Посредством данной методики мы увидели значительные различия уровня продуктивности воображения студентов-менеджеров и студентов-экономистов. Данное утверждение можно объяснить тем, что студенты-менеджеры в своей деятельности чаще встречаются с творческими работами, нежели студенты-экономисты, которые ведут различные счета, занимаются управленческой деятельностью.
Анализируя полученные результаты проведенной методики на исследование индивидуальных особенностей воображения можно сказать, что испытуемые первой группы были увлечены и заинтересованы исследованием. Сопоставляя все три рисунка можно заметить, что в данной группе преобладает высокий уровень воображения. Рисунки выполнены качественно. В них не прослеживается стереотипность. Рисунки можно считать оригинальными, т.к. они выполнены на неоднотипных сюжетах. Четко прослеживается фиксированность образов и ригидность воображения.
В отличие от первой группы, вторая показала результат немного ниже. Контур геометрической фигуры использовано как основную деталь, а рисунки имеют определенный однородный сюжет, при этом введены дополнительные детали. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, т.к. рисунки имеют один и тот же сюжет.