Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия отечественной психологии отмечены подъемом интереса к проблеме "творчество и личность". Много стали говорить и писать о важности развития разнообразных способностей, об одаренности, креативности во всех сферах деятельности, что несомненно связано с новыми задачами, стоящими перед обществом. Все больше появляется научных публикаций об исследованиях в этой области с позиций возрастной и педагогической психологии, предлагаются многочисленные методы развития воображения у детей, которое традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших психических процессов, входящих в любой творческий акт. Это говорит о том, что проблема воображения постепенно смещается в центр разнообразных научных и практических интересов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса воображения 7
1.1 Сущность и виды воображения 7
1.2 Психологические механизмы воображения 12
Глава 2. Исследование механизмов воображения в студенческой группе 18
2.1 Методы исследования воображения в студенческой группе 18
2.2 Анализ результатов 23
2.3 Рекомендации по развитию воображения в студенческой группе 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

психологические механизмы воображения.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение  3

Глава 1. Теоретические основы изучения процесса воображения 7

1.1 Сущность и виды воображения  7

1.2 Психологические механизмы воображения 12

Глава 2. Исследование механизмов воображения в студенческой группе 18

2.1 Методы исследования воображения в студенческой группе 18

2.2 Анализ результатов 23

2.3 Рекомендации  по развитию воображения в студенческой группе 25

Заключение 30

Список использованной литературы 32 
 

 

      Введение

     Последние десятилетия отечественной психологии отмечены подъемом интереса к проблеме "творчество и личность". Много стали говорить и писать о важности развития разнообразных способностей, об одаренности, креативности во всех сферах деятельности, что несомненно связано с новыми задачами, стоящими перед обществом. Все больше появляется научных публикаций об исследованиях в этой области с позиций возрастной и педагогической психологии, предлагаются многочисленные методы развития воображения у детей, которое традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших психических процессов, входящих в любой творческий акт. Это говорит о том, что проблема воображения постепенно смещается в центр разнообразных научных и практических интересов. Выявление универсальных закономерностей творческой деятельности может лечь в основу построения новых программ обучения на всех образовательных уровнях, начиная с дошкольного и кончая высшей школой. Поскольку научить творчеству может только по-настоящему творчески мыслящий учитель, то несомненно важным становится аспект изучения особенностей творческой деятельности и, в частности, воображения студентов педвузов, в чьих руках непосредственно окажется внедрение, освоение, совершенствование таких программ.

     Многие  западные научно-психологические школы (Дж.Селли, Э.Мейман, К.Бюлер, Д.Дьюи), современная когнитивная психология (Ж.Пиаже, Дж.Гилфорд, Е.П.Торранс, Дж.Флешер, М.Эдварс и др.) не видят в воображении самостоятельного психического процесса, считая его аналогом образного, творческого, дивергентного мышления или "преходящим", временным, вредным, промежуточным психическим процессом, искаженно отражающим реальность.

     Часть отечественных психологов разделяет  эти взгляды. Например, А.В.Брушлинский  считает, что данное понятие "вообще пока излишне - во всяком случае в современной  науке" (Брушлинский, 1996, с.345). Но у воображения есть и свои, достаточно видные, сторонники как в отечественной, так и в зарубежной психологии, начиная с В.Вундта, Т.Рибо, В.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Я.Рубинштейна, продолжая их учениками и единомышленниками А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, и целой плеядой современных ученых Е.Я.Басиным, А.Я.Дудецким, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьевым, Л.С.Коршуновой, Н.Н.Палагиной, Е.Е.Сапоговой, В.Штерном и многими другими. В традиционной психологии воображение всегда выделялось как отдельный феномен, правда с неясно очерченными характеристиками, но с пониманием сущности его как отличного от мышления психического процесса. Существование полярных точек зрения относительно одного и того же явления свидетельствует о недостаточной изученности воображения, сегодня психологи могут сказать немногое о его природе, механизмах, развитии, связях с другими психическими функциями. Но путь слияния, поглощения в теории одного психического явления другим - тупиковый, он в принципе не разрешает возникающие проблемы, а приводит к логическим нонсенсам: например, и интеллект, как отдельно изучаемый феномен, по словам М. А. Холодной, время от времени переходит в разряд "исчезающих".

     Накопившиеся  противоречия требуют от современной  психологической науки коренных изменений ее методологической основы. От этапов описания и эксперимента она должна перейти на этап обобщения, объяснения полученных многочисленных фактов, построения теоретических моделей психического. Данное диссертационное исследование представляет собой опыт подобного обобщения эмпирических данных, полученных для такого психического явления, как воображение.

     Научные психологические изыскания должны также отвечать социальным требованиям  настоящего времени, актуальным запросам общества, разрешать проблемы не только теоретические, но и практические. 

     Цель  исследования - исследование психологических  особенностей воображения студентов.

     Объект  исследования – воображение как  психологический процесс.

     Предмет исследования - структурные, содержательные, процессуальные характеристики воображения.

     Задачи  исследования:

  1. Проанализировать воображения как психологический процесс, выявить основные характеристики и механизм воображения.
  2. Разработать и обосновать теоретическую структурную модель функционирования воображения.
  3. Провести исследование воображения студентов, в частности подобрать методики, провести констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты, выявить и обосновать различия в психологических особенностях 
    структуры воображения студентов в зависимости от специфики их 
    учебно-профессиональной деятельности.

 

     Методологическую  основу исследования составили: деятельностный подход к изучению психических явлений (А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков), структурно-интегративный  подход (В.А.Энгельгардт), единая теория психических процессов Л.М.Веккера, идея "монобазиса" В.А.Ганзена, модель образа познания Ф.Е.Василюка, учение о доминанте А.А.Ухтомского.

     Методы  исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психологический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики.

     Экспериментальная база: 2 студенческие группы Ставропольского государственного аграрного университета, одна группа по специальности экономика, другая– по специальности менеджмент.

     Структура работы: введение, теоретическая и  практическая части, выводы, заключение, список литературы и приложения. 
 
 

 

      Глава 1. Теоретические  основы изучения воображения

 

     1.1 Сущность и виды  воображения 

      Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

      Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

      От  восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

  Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [5]

  С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

  Источником  любого направления в искусстве  может быть только жизнь, она же выступает  в качестве первичной базы для  фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с  этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геометризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

  Чаще  всего творческий процесс в искусстве  связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.[23]

  Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и  в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл).Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. 
 

  Реже  импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с ^^га воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М.Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Работа  человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Информация о работе Воображение