Внутриорганизационная система обучения и развития персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является выявление сущности понятия обучения, рассмотрение порядка обучения персонала, освещение сущности современных форм и методов обучения персонала, их совершенствование и последующее внедрение в практику.

Задачами работы являются: исследование направлений внедрения современных методов обучения персонала, их усовершенствования, разработка эффективно действующих способов повышения квалификации персонала, рассмотрение конкретных условий их внедрения на практике, оценка изменения эффективности работы предприятия после внедрения методов обучения посредством экономических показателей.

Содержание

Введение _________________________________________________
3

Глава I. Теория внутриорганизационного развития и обучения персонала_________________________________________________
Понятие обучения и развития персонала __________________
Методы и основные подходы к обучению персонала_________


5

5

8

Глава II. Анализ проблемы на уровне ООО "ЛИМ-техника" _____
13

2.1.Краткая характеристика ООО "ЛИМ-техника".__________________________________________________

2.2 Анализ построения системы обучения в ООО «ЛИМ-техника»__


13

17



2.3 Оценка обучения в ООО «ЛИМ-техника»___________________ 23

Заключение_______________________________________________ 32

Библиографический список__________________________________ 34

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ ПОСЛЕ ВОЗВРАТА.docx

— 72.78 Кб (Скачать)

 

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

Приведем методы профессионального  обучения на рабочем месте. Эта форма  подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 2).

Таблица 2

Методы обучения персонала  на рабочем месте5

Метод обучения

Характерные особенности метода

1. Направленное приобретение  опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения

2. Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

3. Смена рабочего места  (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической  смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

4. Использование работников  в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего  и качественно иного порядка  задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

5. Подготовка в проектных  группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных  группах, создаваемых на предприятии  для разработки крупных, ограниченных сроком задач


 

Методы профессионального  обучения вне рабочего места (таблица 3) предназначены прежде всего для  получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

Таблица 3

Методы обучения персонала  вне рабочего места6

Метод обучения

Характерные особенности  метода

1.Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта

2. Программированные курсы  обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических  знаний

3. Конференции, семинары

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает  логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных  ситуациях

4. Метод обучения руководящих  кадров, основанный на самостоятельном  решении конкретных задач из  производственной практики

Моделирование организационной  проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку  информации, конструктивно-критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений

5. Деловые игры

Обучение манере вести  себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

6. Методы решения производственно-экономических  проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели  распределяют между собой роли конкурирующих  между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели  должны принять соответствующие  решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы  и т.д.)

7. Рабочая группа («кружок  качества» и «вместо учебы»)

Молодые специалисты разрабатывают  конкретные решения по проблемам  управления организации, объединившись  в рабочие группы. Разработанные  в рабочих группах предложения  передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и  информирует рабочую группу о  принятии или отклонении ее предложений


 

Остановимся подробнее на характеристике конечного метода обучения вне рабочего места. В последнее  время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных  кадров, согласно которым члены рабочих  групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают  рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США  и Европе). В Германии этот метод  называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных  особенностей: рабочие группы хотят  управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет  никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим  инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой  цели. «Кружок качества» прежде всего  старается подчеркнуть ориентированную  на результат экономическую эффективность  обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо  учебы» на передний план выдвигает  элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные наличность, т.е. выработку манеры поведения, способы  общения.

 

 

Глава II. Анализ проблемы на уровне ООО "ЛИМ-техника".

 

2.1.Краткая характеристика  ООО "ЛИМ-техника".

 

Предприятие ООО "ЛИМ-техника" было создано в 2002 г. в городе Омске для внедрения и производства научных разработок ученых Института Радиотехники и Электроники Российской Академии Наук (ИРЭ РАН). По результатам изучения потребностей медицинского рынка в новых диагностических приборах, которые должны были отличаться безопасностью, информативностью и доступностью, было принято решение начать серийное производство новейшего диагностического прибора, в основу действия которого легло изобретение ученых ИРЭ РАН. Задачей ООО "ЛИМ - техника" стала наладка серийного производства маммографа электроимпедансного компьютерного "МЭИК" и последующая его реализация. Данное устройство, основанное на использовании электроимпедансной томографии, предназначено для визуализации и диагностики патологических изменений тканей молочной железы и других приповерхностных областей тела.

В ООО "ЛИМ-техника" осуществляются следующие основные процессы:

1. Проектирование и разработка  изделий;

2. Закупки комплектующих  изделий;

3. Контроль качества изготовления  прибора;

4. Программирование, тестирование  и отладка прибора;

5. Консервация, упаковка  и оформление документации;

6. Реализация продукции.

Для предприятия характерна линейно-функциональная организационная  структура, т.е. предприятие, состоит  из подразделений, каждое из которых  выполняет свою функцию. Однако, в  связи с тем, что предприятие  малое, каждое из подразделений представлено одним, двумя, или небольшим числом сотрудников, каждый из которых подчиняется  директору предприятия.

Директор отвечает за формирование стратегии, политики, установление целей  в области качества, выделение  ресурсов для реализации политики и  целей. Он проводит периодический анализ и оценку результативности и ставит цели по ее улучшению.

Ведущий конструктор контролирует соответствие изготавливаемого изделия  конструкторской документации, проводит тестирование изготовленных приборов, осуществляет мониторинг процессов  технологической подготовки производства, изготовления продукции, контроля и  испытаний, метрологического обеспечения, управления документацией и записями, отвечает за качество готового изделия, следит за новинками в производстве электронных компонентов.

Менеджер устанавливает  и поддерживает контакты с клиниками - потенциальны ми потребителями; осуществляет обратную связь с частными и государственными медицинскими организациями, которыми были приобретены маммографы "МЭИК"; занимается подготовкой исходящей  технической документации, заданий  для WEB-мастера, дизайнеров; занимается подготовкой материалов к конференциям.

Ответственный за медицинскую  часть и тестирование создаёт  оригинальную медицинскую методику обследования, проводит медицинское  тестирование изготовленных приборов, т.к.100 % изделий подлежат медицинскому тестированию.

Научные сотрудники осуществляют научное сопровождение проектирования, разработки модернизации и модификаций  приборов и программного обеспечения.

Организационная структура  предприятия выглядит следующим  образом:

Рис.2-Организационная структура  предприятия


ООО "ЛИМ-техника" выпускает маммограф  электроимпедансный компьютерный "МЭИК". Маммограф позволяет визуализировать  распределение электропроводности биологических тканей в нескольких поперечных сечениях тела пациента и  обнаруживать на изображениях опухоли  как области с аномальными  значениями электропроводности. Основными  преимуществами электроимпедансных методов  диагностики являются абсолютная безвредность обследования, высокая информативность, связанная со значительной корреляцией  электропроводности (электрического импеданса) биологических тканей с их физиологическим  состоянием, компактность и невысокая  стоимость аппаратуры, простота процедуры  обследования.

В 1999-2002 гг. были проведены клинические  испытания электроимпедансного  маммографа на базе Российского научного центра рентгенологии и радиологии МЗ РФ г. Москва. Проведённые клинические  испытания электроимпедансного  компьютерного маммографа показали его высокую эффективность, удобство и безвредность при диагностике опухолевых и неопухолевых заболеваний молочных желёз.

Результаты научных исследований и клинических испытаний опубликованы в ведущих зарубежных и российских научных журналах, а также доложены на международных и российских конференциях.

Для управления фирмой, а  так же для выполнения коммуникаций и других общих функций ООО "ЛИМ - техника" имеет офис по адресу: ул. Чкалова, д.2, офис 908.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ построения системы обучения в ООО "ЛИМ-техника"

 

Прежде чем строить  какую-либо обучающую систему, необходимо выявить потребности компании. Как  правило, они вытекают из ее стратегии  и должны быть подчинены целям  и задачам, которые она решает на данном этапе.

Если предприятие выходит  на новый рынок, то:

  1. оно должно сначала исследовать его. Для этого ему придется обучить своих менеджеров методам анализа рынка.
  2. Потребуется налаживать партнерские связи с новыми предприятиями. Стало быть, надо обучить высшее руководство методам проведения переговоров.
  3. Если требуется улучшить свою конкурентоспособность и чем-то выделиться на рынке, то необходимо обучить специалистов управлению качеством или внедрению новых технологий.
  4. Если цель - снизить ценовую политику, то необходимо обучать финансистов методам менее затратного бюджетирования.

У всех растущих компаний обычно есть бизнес-план, предусматривающий  поэтапное развитие фирмы. Все цели и задачи прописаны в этом документе  на несколько лет вперед. Ориентируясь на этот документ, можно разработать  программу обучения кадров на длительную перспективу:

  1. Для начала следует составить новые должностные инструкции, описав в них задачи, возложенные на сотрудников фирмы в соответствии с бизнес-планом
  2. Оценить существующие кадровые ресурсы и понять, насколько полно люди, работающие в компании, соответствуют новым требованиям. Каковы знания и навыки, которые они накопили? Чему они хотят учиться? Каков их потенциал? Чтобы получить ответ на все эти вопросы, необходимо провести аттестацию персонала. Она поможет руководителям компании сформировать объективный взгляд на достижения и возможности каждого сотрудника, узнать его личную самооценку и пожелания.
  3. Однако, прежде чем приступать к аттестации, весь персонал компании необходимо разбить на целевые группы: высшее руководство (топ-менеджеры), средний персонал (начальники отделов) и специалисты (рядовые работники). Сотрудникам каждой из этих категорий потребуется разный набор знаний и навыков и, соответственно, разный набор учебных программ.

Информация о работе Внутриорганизационная система обучения и развития персонала