Внутриличностный конфликт: сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………3
1.Понятие и виды внутриличностных конфликтов.…….………………..4
1.1.Понятие внутриличностного конфликта.…………………….……….4
1.2.Виды внутриличностных конфликтов.…………………………………9
2.Причины и последствия внутриличностного конфликта..……………11
2.1.Причины внутриличностного конфликт.а.……………………………12
2.2.Последствия внутриличностного конфликта………..……….………20
3.Факторы и механизмы разрешения внутриличностного конфликта .25
ВЫВОД…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………….……………………………30

Работа содержит 1 файл

конфликтология +.docx

— 82.72 Кб (Скачать)
 

Механизм  психологической  защиты 

Значение психологической защиты. В ходе обычной жизни защитные механизмы помогают преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием суровой неподатливости реальных обстоятельств. С точки зрения внешнего наблюдателя непродуктивное действие защитного механизма проявляется в несовпадении целей и средств их достижения в поведении человека.

Виды  решения внутриличностного  конфликта психологической защитой (поздние) взрослого человека по К. Хорни.

  • Захват — тип решения конфликта по методу «Против людей». Ведет к изоляции от окружающих.
  • Смирение — обращение к любви окружающих. Тип решения конфликта по методу «к людям» ведет к болезненной зависимости от окружающих.
  • Отставка — тип решения конфликта по методу «от людей». Ведет к личностному «загниванию, засыханию, угасанию желаний, притязаний, здоровых амбиций».
  • Отрицание («не замечай этого») развивается с целью сдерживания негативных эмоций, подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия их игнорированием.
  • Проекция («обвини это») — приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия себя на этом фоне. Для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
  • Регресси («плачь об этом») — возвращение к детским формам поведения. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с применением инициативы.
  • Замещение («напади на что-нибудь, заменяющее это») — для сдерживания гнева на более сильного во избежание ответной агрессии. Имеет активные и пассивные формы, и может использоваться независимо от типа конфликтного реагирования человека.
  • Подавление («не помни об этом») сдерживает страх, проявление которого неприемлемо для позитивного самовосприятия и грозит попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется забыванием его источника и обстоятельств, ассоциирующихся с ним.
  • Изоляция («не чувствуй этого») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
  • Интроекция («не знай, откуда это») — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
  • Интеллектуализация («переосмысли это») — произвольное толкование событий для развития чувства собственного контроля над ситуацией. Развивается в раннем подростковом возрасте.
  • Аннулирование («отмени это») — поведение или мысли, сводящие на нет неприятность, доставляющую сильное беспокойство.
  • Сублимация («трансформируй это») — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства путем социально одобряемых действий.
  • Рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавляемыми чувствами.
  • Реактивное образование («обрати это в противоположность») — выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки.
  • Компенсация («приобрети это») — используется сознательно. Для сдерживания чувств печали, горя, потери, по поводу реальной или мнимой потери, недостатка, неполноценности. В нее входят идентификация и фантазия.
  • Идентификация («будь как это, чтобы не потерять это») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладания с чувствами в связи с возможной утратой.
  • Фантазия («мечтай об этом») — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации. 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД: 
 

  • Внутриличностный  конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
  • Выделяют семь основных видов внутриличностного конфликта:

      1) мотивационный конфликт;

      2) нравственный конфликт;

      3) конфликт нереализованного желания  или комплекса неполноценности;

      4) ролевой конфликт;

      5) адаптационный конфликт;

      6) конфликт неадекватной самооценки.

      7) Невротический конфликт

  • Средства уменьшения напряжения внутриличностного конфликта — основная функция психологической защиты.
  • Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация, фантазия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 

Лигинчук  Г.Г. Конфликтология : учеб. курс. – М., 2005 

Шевчук  Д.А.Конфликты. Избегать или форсировать. -  М.,2009

Информация о работе Внутриличностный конфликт: сущность и содержание