Внимание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным исследованиям. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.

Содержание

Введение 3
1. Психология внимания 4
1.1 Природа внимания 4
1.2. Функции и эффекты внимания 5
1.3. Свойства внимания 6
2. Типы и виды внимания 9
2.1. Существующие классификации 9
2.2. Непроизвольное внимание 9
2.3. Произвольное внимание 12
2.4. Послепроизвольное внимание 14
2.5. Физические проявления внимания 14
2.6. Рассеянность 15
3. Внимание в педагогическом процессе 17
3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного
внимания 17
3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий. 20
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

       При втором виде рассеянности внимания имеется резко выраженный избирательный характер, человек исключительно интенсивно сосредоточен на чём-то одном, вследствие чего всё остальное слабо доходит до его сознания.

 

       3. Внимание в педагогическом процессе

       3.1. Роль внимания  в процессе обучения, особенности коллективного внимания

       Великий русский педагог К.Д Ушинский назвал внимание единственной дверью, через которую изучаемый материал проникает в человеческое сознание. Внимание определяет состояние организма, его готовность воспринимать, его  настроенность. Возбудить и постоянно  поддерживать внимание - одна из важнейших  задач лектора.

       Внимание  является начальной ступенью понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и воображаемого, возникают предположения и догадки. Организация внимания и наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения.

       Если  преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он добился  половины успеха. Внимание необходимо для восприятия, осмысления, понимания, воображения, усвоения, запоминания, воспроизведения  и для творческой фантазии.

       Внимание  является регулятивной функцией мыслительной деятельности.

       Внимание  при обучении помогает осмыслению поставленных задач, их решению и проверке.

       В учебном процессе распространено как  произвольное, так и непроизвольное внимание. Для высшей школы наиболее существенное значение имеет произвольное, самоуправляемое внимание. Любой  акт учебной деятельности ставит определённые цели и задачи. Студенту поэтому всегда надлежит прилагать  волевые усилия, чтобы организовать свою сосредоточенность при рассмотрении тех или иных положений. Учебный  процесс требует, чтобы произвольное внимание, подкреплённое целью, интересами и мотивами переходило в непроизвольное и более широко охватывало умственную деятельность. Важным учебным качеством внимания является его устойчивость, без чего не может быть продуктивного осмысления материала.

       К серьёзным нарушениям в учебном  процессе приводят рассеянность, провалы  и разбросанность внимания, связанные  с непроизвольным переключением  и отвлечением его от данной учебной  или научной деятельности. Весьма ценным качеством организации умственной работы является сознательное, волевое  переключение, т.е. управление собственным  вниманием, умение сосредоточиться.

       Этому способствует интерес, мотивы, воспитание воли, создание оптимального ритма  умственной деятельности и внешних  благоприятных условий обучения. Развитию внимания способствует также  аналитико-синтетический характер занятий, организация контроля и  самоконтроля. Внимание тесно связано  с эмоциональным состоянием студентов, с порядком, организацией работы и  эстетическим воздействием обстановки.

       Непрерывное внимание, его отвлечение часто зависит  не только от нашего желания, но и от силы впечатлений, их новизны, неожиданности, т.е. от всего того, что называется захватывающим впечатлением. Условием усиления внимания в процессе обучения служат ясность и чёткость в изложении  материала, систематичность и логическая связанность.

       Поскольку произвольное внимание при обучении возникает в результате волевых  усилий, то организация такого внимания равно зависит как от преподавателя, так и от студентов. Со стороны  преподавателей требуется возбуждение  интереса, увлечение содержанием, целями, задачами обучения; от студентов требуется  устойчивость и упорство в познании.

       Важным  условием мобилизации внимания является готовность воспринимать, ожидание чего-либо. Очень хорошо, если преподавателю  удаётся так провести предыдущий урок, чтобы учащиеся ожидали его  продолжения. Для этого занятие  нужно закончить вопросом, ответ  на который будет дан на следующем уроке. Учеников надо заставить вспомнить этот вопрос и подумать над ним.

       Для внимания имеет большое значение слаженность работы группы. В этой связи целесообразно рассмотреть  коллективное внимание, которое не является простой суммой индивидуальных его проявлений. Это новое, качественное образование, вбирающее в себя лучшие проявления внимания (при правильной его организации) у отдельных  участников совместной деятельности и  в связи с этим выходящее на более высокий уровень деятельного  состояния. Однако, для того, чтобы  такое функционирование внимания было достигнуто, необходимо соблюдение ряда условий.

       К ним относятся, во-первых, единство цели и задач деятельности, совпадение содержания деятельности её исполнителей, совпадение темпо-ритмической характеристики.

       Можно выделить следующие модификации  внимания:

       1. Синхронное внимание - коллективная  слаженность и организация.

       2. Мозаичная организация коллективного  внимания - совместная работа нескольких  подгрупп, каждая из которых выполняет  отдельные задания в рамках  единой деятельности коллектива.

       3. Частичное расслоение коллективного  внимания, приводящее к образованию  зон повышенной и пониженной  сосредоточенности. Начальная фаза  такого состояния - образование  исходного очага отвлечения внимания  от его деловой направленности  с возможным последующим его  разрастанием.

       4. Образование широкой зоны невнимательности - свидетельствует о выходе группы  из рабочего состояния.

       Коллективное  внимание необходимо понимать как динамическую систему с многочисленными её формами и их разновидностями. Приведённые  выше модификации коллективного  внимания не всегда проявляются раздельно, практически они нередко переплетаются  и взаимодействуют.

       Объединяя различные подходы к анализу  коллективного внимания, можно предложить следующую классификацию его  форм: по принципу цельности (полное синхронное коллективное или же групповое внимание); по структуре (относительно простая  или сложная); по устойчивости (в  течение всего занятия или  только на отдельных его стадиях); по динамике (восходящая, нисходящая или  их сочетание); функциональным особенностям (преобладание или сочетание разных познавательных функций).

       Большую роль для мобилизации внимания учащегося  имеет речь преподавателя. Она должна отличаться чёткостью, выразительностью, ясностью и доступностью. Плохо, если речь преподавателя бывает слишком  громкой. Это не способствует вниманию, наоборот, под шум речи учителя  учащиеся начинают вести посторонние  разговоры. Негромкая речь создаёт  более слаженную обстановку, она  даёт возможность в отдельных  случаях повысить тон, контраст привлекает внимание.

       3.2. Коллективное внимание  студентов в процессе лекционных занятий

       Внимание  студентов в процессе восприятия лекции является преимущественно интеллектуальным, коллективным. Отличительная особенность  интеллектуального внимания - его  познавательная направленность, основу которой составляет единство мышления и сосредоточения.

       Успешность  проведения лекций прежде всего зависит  от оптимального протекания у студентов  коллективного предвнимания, под  которым понимается фазовое состояние  сосредоточения, предваряющее углублённое  внимание на основном предмете деятельности. На фазе предвнимания происходит ускоренное формирование коллективной организации  внимания студенческой группы. Внимание студентов, будучи разобщённым до начала занятия, непосредственно перед  лекцией претерпевает существенную перестройку. Наблюдается значительное сближение индивидуальных проявлений внимания студентов и вхождение  в синхронную форму его коллективной организации. Это находит выражение в размещении студентов по своим рабочим местам, ориентации сознания на предмет предстоящей деятельности.

       Дальнейшее  упрочение этого процесса происходит после прихода преподавателя  в аудиторию. С этого момента  форсированно повышается интеллектуальная направленность, в чём велика роль управляющих воздействий преподавателя, основная задача которых - установить и упрочить внимание всех студентов  данной учебной группы или лекционного  потока. Важна деловая содержательность уже первых высказываний лектора, его  собранность и зоркость его внимания, широкая его распределённость.

       Какое-либо расслабление в этом отношении, снижение уровня деловитости, вялая форма  речи, неоправданно затянутые паузы - всё это влечёт за собой ослабление интеллектуальной готовности студентов  к работе. Важным условием быстрой  организации коллективного внимания является создание лектором атмосферы  умственной занятости студентов  с самого начала учебного занятия. Основная мысль лекции наиболее чётко должна быть сформулирована уже во вводной  части лекции и её последующее  развитие лектором имеет определяющее значение в поступательном упрочении  внимания. Целесообразно, чтобы   начальная часть лекции была изложена относительно более размеренно, без какой-либо торопливости, с чётким выделение основных положений, что позволит избежать перенапряжения внимания студентов в начале лекции и создать предпосылки развития у них восходящего, всё более углублённого внимания в течение лекции.

       Ведя  лекцию в указанном ключе, преподаватель  довольно скоро почувствует, что  для поддержания внимания слушателей с его стороны требуется уже  меньше усилий.

       Внимание  самого лектора должно иметь широкий  диапазон и не ограничиваться наблюдением  за работой лишь отдельных студентов. Замечая хотя бы зачаточное расслабление внимания у некоторых студентов, лектору необходимо своевременно активизировать и упрочить их внимание посредством  различных методических приёмов, таких как, например, постановка студентам вопросов, приведение впечатляющих примеров и др. В процессе чтения лекции перед преподавателем стоит сложнейшая задача - удержать у слушателей сформированное в начальной фазе лекции коллективное внимание. Для поддержания продуктивности интеллектуального внимания необходимо его познавательную направленность высокого уровня в форме сосредоточения на теоретических вопросах сочетать с восприятием конкретного фактического материала. В последнем случае студенты получают возможность на некоторое время несколько ослабить напряжённый режим работы, осуществить смену выполняемых умственных операций и получить своеобразный эмоциональный заряд, поскольку обсуждение яркого иллюстративного материала оказывает именно такое воздействие на их психическое состояние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

     Внимание  – один из тех познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих  пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся  уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно  выступает лишь как сторона или  момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

     Действительно, в системе психологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

 

       Список  литературы:

       1. Хрестоматия по вниманию. Под  ред. А.Н. Леонтьева и др. Изд-во  Моск. ун-та, 2006.

       2. Ф.Н. Гоноболин. Внимание и его  воспитание. М.: Педагогика, 2002.

       3. Психология и педагогика. Учебное  пособие для вузов./Под ред.  А.А. Радугина.-М.: Центр,2007. - 256 с.

       4. Активизация познавательной деятельности студентов. Учебное пособие для преподавателей вузов. Ростов-на-Дону, 2004.

       5. Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, Москва, 2005.

       6. Психология внимания и мышления. Методическая разработка для учителей и студентов, Саратов, 2010. 

Информация о работе Внимание в педагогическом процессе