Внимание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы по экспериментальным исследованиям. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. Н.Н. Ланге выделил восемь основных взглядов на природу внимания. Проблемой внимания занимались такие учёные, как В. Литугер, К. Черри, Д. Бродбент - с работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано.

Содержание

Введение 3
1. Психология внимания 4
1.1 Природа внимания 4
1.2. Функции и эффекты внимания 5
1.3. Свойства внимания 6
2. Типы и виды внимания 9
2.1. Существующие классификации 9
2.2. Непроизвольное внимание 9
2.3. Произвольное внимание 12
2.4. Послепроизвольное внимание 14
2.5. Физические проявления внимания 14
2.6. Рассеянность 15
3. Внимание в педагогическом процессе 17
3.1. Роль внимания в процессе обучения, особенности коллективного
внимания 17
3.2. Коллективное внимание студентов в процессе лекционных занятий. 20
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

       2. Типы и виды  внимания

       2.1. Существующие классификации

       Исходя  из разных свойств внимания, различают  разные типы внимания: 1) широкое и узкое внимание в зависимости от объёма; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.

       Можно указать следующие виды внимания, если оно относится: а) или к восприятиям (внимание чувственное), б) или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное).

       Также внимание может быть произвольным и  непроизвольным. Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным. Мы делаем сознательные усилия для направления  нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь интересом. Непроизвольное внимание при восприятии бывает апперцептивным в том случае, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным по природе, связано  с такими впечатлениями предшествующим опытом и воспитанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внимания.

       Различие  внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят ещё  у Аристотеля. Однако, полное и всесторонне  описание всех разновидностей и свойств  произвольного и непроизвольного  внимания было проведено только в 18 столетии. Обсуждение волевого характера  внимания продолжалось и позже. Так, у. Гамильтон упрекал Т. Рида и Д. Стюарта за то, что они рассматривали только произвольную форму внимания. В отличие от них он говорил о трёх видах внимания: первый - простой, жизненный и непродолжительный акт, второй - определяемый желанием акт, который несмотря на непроизвольность, может быть задержан нашей волей, третий - акт, намеренно детерминированный волей.

       2.2. Непроизвольное внимание

       Внимание  является в двух существенно различных  формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное. Первая форма - основная. Будучи подвержено колебаниям и влиянию  случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный  аппарат, продукт цивилизации.

       В случае непроизвольного внимания замечается сосредоточение всего тела на объекте  внимания (внимание требует объекта, это не чисто субъективное изменение, это познание, известное состояние  ума), глаза, уши, иногда руки сосредотачиваются  на нём, все движения приостанавливаются. Личность захвачена, т.е. все стремления данного лица, вся его энергия  направлены к одному и тому же. Приспособление физическое или внешнее служит признаком  приспособления психического, т.е. внутреннего.

       В случае внимания произвольного приспособление тела часто бывает неполное. Перерывы в приспособлении физическом свидетельствуют  о перерывах в приспособлении умственном. Личность захвачена лишь отчасти и только по временам.

       До  сих пор, пока мы ещё не имеем дела с воспитанием и различными искусственными мирами, внимание непроизвольное является единственно существующим. У большинства  животных и у маленьких детей  не наблюдается иной формы внимания.

       Как человек, так и животное непроизвольно  обращают своё внимание только на то, что  его касается, что интересует его, что вызывает в нём состояние  приятное, неприятное, смешанное. Т.к. стремления наши глубоко лежат в нас самих  и выражают сущность нашей личности, наш характер, то из этого следует, что и характер непроизвольного  внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного  внимания данного лица обличает его  характер или по меньшей мере, его  стремления.

       Побудительные причины непроизвольного внимания находят в особенностях его объектов - специфических характеристиках  впечатлений органов чувств, мыслей, образов памяти и воображения.

       К числу особенных воздействий  извне, вызывающих непроизвольное внимание, относится сила раздражителей (по Павлову  две сигнальные системы - внешние  раздражители и слово), например, яркий  свет, громкий звук.

       Вызывают  непроизвольное внимание также движения, изменения в предметах, их новизна, контрасты, внезапность. Состояние  неожиданности или изумления  есть усиление непроизвольного внимания. Чувство неожиданности или в  резкой форме изумление, есть толчок, вызванный чем-либо новым и непредвиденным, что заставляет эти предметы рассматривать  со вниманием.

       В зависимости от внутренних условий  выделяют три разновидности непроизвольного  внимания.

       Детерминанты  вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекают громкие звуки, яркий свет, сильные боли и едкие запахи, резкие вкусы, холод и жар, интенсивные точки и т.д. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. С другой стороны, внимание привлекает внезапное, новое, неожиданное и странное - всё, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Диапазон и сила чувств, испытываемых человеком в случаях вынужденного внимания довольно велики. Если субъект сопротивляется отвлечению, то внимание сопровождается удивлением или неудовольствием. Если же намеренно или по обыкновению он остаётся пассивным, погружаясь в процесс переживаний, то характер эмоций определяется содержанием объекта внимания. Привлечение внимания может перейти в развлечение, доставляющее в одних случаях удовольствие и наслаждение, в других же - отвращение и ужас, а иногда смесь того и другого.

       Вторая  разновидность непроизвольного внимания определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Внимание этого вида можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей и представлений, его вызывающих здесь сравнительно невелики, могут быть редуцированы полностью, необязательны для всех людей вообще и для данного индивида в разное время. В отличие от стимулов вынужденного внимания, которые, по выражению Э. Титченера, берут наше сознание штурмом, объекты невольного внимания как бы проскальзывают в фокальную область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса, люди или животные; мужчины замечают женщин и наоборот. Объекты невольного внимания, хотя бы ненадолго, возбуждают какие-то устойчивые интересы субъекта, отвлекая его от выполнения текущих дел и обязанностей.

       Третью  разновидность непроизвольного внимания - внимание привычное одни авторы считают следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - формой, переходной к нему. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими или с предшествующими, в том числе, целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность. В этих случаях иногда говорят о профессиональном внимании, подчёркивая необходимое участие произвольного внимания в прошлом, когда данная установка, навык или умение с трудом сформировались. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую и учебную деятельность. Т. Рибо, считая эту форму внимания высшей, относил её к завершающей стадии развития произвольного внимания и личности гражданина цивилизационного общества.

       2.3. Произвольное внимание

       Наступление момента, когда требуется усилие, служит признаком того, что внимание изменило свой характер, что оно  становится произвольным, искусственным.

       Сам термин “произвольное внимание”  говорит о том, что здесь принимает  участие воля человека. Этот вид  внимания обычно связан с внутренним напряжением, усилием, стремлением  заставить себя сосредоточиться  на чём-то, отвлекаясь от всего остального. Для произвольного внимания характерно наличие задачи, которая побуждает  к сосредоточению [1]. Зарождение произвольного  внимания, состоящего в способности  удерживать мысль на предмеетах непривлекательных  может быть вызвано лишь насильственно, под влияние воспитания - всё равно, исходит ли оно от людей или  от вещей.

       В образовании произвольного внимания отмечаются три последовательных периода:

       - в первом влияние воспитания  простирается на простейшие чувства,  он действует на чувство страха, эгоистические стремления, пользуется  привлекательностью наград, влияет  на врождённую любознательность;

       - во втором периоде искусственное  внимание вызывается и поддерживается  чувствами вторичного образования:  самолюбием, соревнованием, интересом,  чувством долга и т.д.;

       - третий период - период организованного  внимания, внимание вызывается и  поддерживается привычкой. Достаточно  очутиться в известных условиях, известной среде, и всё остальное  последовало само собой; внимание  вызывается не столько причинами,  принадлежащими настоящей минуте, сколько накоплением причин предшествующих.

       Источники произвольного внимания целиком  определяются субъективными факторами. Круг объектов произвольного внимания потенциально ограничен, поскольку  не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. В зависимости от системы  деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют несколько его разновидностей.

       Процессы  сознательного, намеренного обращения  внимания могут протекать легко  и без помех. Такое внимание можно  назвать собственно произвольным. Здесь  действия внимания лежат в русле  обслуживаемой деятельности. Необходимость  в волевом внимании возникает  в ситуации конфликта между выбранным  объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями  внимания непроизвольного.

       Умение  человека усилием воли сосредотачивать  своё внимание на том, что само по себе его не привлекает, имеет огромное значение. Работоспособность человека зависит прежде всего от его умения мобилизовать произвольное внимание. Очень важно преодолеть непроизвольное внимание и направить его произвольно  в другом направлении. Эта власть над вниманием тесно связана  с состоянием нервной системы. Расстроенное, чрезмерно возбуждённое психическое  состояние - враг произвольного внимания.

       Можно предположить, что предрасположенность  к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, т.к. оно не только условие эффективной  работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию  людей, предотвращает ненужные конфликты  между ними, т.е. даёт человеку определённые дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.[3]

       2.4. Послепроизвольное  внимание

       Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение  в деятельность и возникший в  связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек  не устаёт, хотя послепроизвольное  внимание может длиться часами. 

       2.5. Физические проявления внимания.

       Физическое  проявление внимания не столько следствиями, сколько необходимыми его условиями, часто даже составными элементами.

       Составные элементы внимания, как состояния  физического, сводятся к трём группам: явления сосудодвигательные, явления  дыхательные и явления двигательные, служащие для внешнего выражения.

       1. Внимание, направленное на совокупность  известных мыслей ведёт за  собой ускорение кровообращения  в нервном субстрате этих мыслей.

       2. Дыхательный ритм изменяется, он  замедляется и иногда подвергается  временной приостановке.

       3. Основная роль движений в акте  внимания состоит в поддержании  и усилении данного состояния  сознания.

       Внимание - психофизиологическое состояние. Дарвин говорил, что внимание сокращает  лобный мускул; сокращаясь, он притягивает  бровь, поднимает её, образуются поперечные складки на лбу, вследствие чего глаза  раскрываются, в случаях исключительных также широко раскрывается рот.

2.6. Рассеянность

       Если  мгновенные колебания внимания несущественны, а переключения его необходимы, то продолжительные отвлечения от объекта  представляют собой особое, как правило  отрицательное свойство внимания, называемое рассеянностью. Это состояние характеризуется  чаще всего тем, что деятельность человека не совпадает с направленностью  его восприятия. Последняя определяется или совсем другой деятельностью, или  вообще отсутствует.

       В зависимости от причин, обуславливающих  рассеянное состояние, можно различать  два вида рассеянности. Первый вид вызывается недостатком интенсивности внимания вообще, отсутствием его достаточной устойчивости к чему бы то ни было. Второй вид рассеянности обусловлен отвлечением от предметов и явлений вследствие очень сильной концентрированности внимания на каком-нибудь другом предмете. Человек, отличающийся рассеянностью первого типа, ни во что серьёзно не вникает, его внимание поверхностно, он мало работоспособен, отличается неорганизованностью. Такая рассеянность может появиться у внимательного человека вследствие переутомления.

Информация о работе Внимание в педагогическом процессе