Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования изучить влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.
Введение
Глава 1. Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста
Глава 2. Исследование влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников
2.1 Этапы, методы, методики исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
4. Суммируют количество контактов, установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Отношение этой суммы к общему количеству срезов принимается за показатель интенсивности общения.
5.Вычисляют широту круга общения или экстенсивность общения ребенка с детьми группы. Экстенсивность характеризуется соотношением числа детей группы, с которыми у данного ребенка были установлены контакты за время наблюдения к общему числу детей группы за вычетом одного (самого ребенка).
6.Определяют
среднюю длительность общения
в одном объединении. Для
7. Полученные при проведении актометрии данные сопоставляются с результатами, полученными в ходе социометрического исследования.
Обсуждение
результатов
Протокол исследования социометрии и методики срезов Т.А.Репиной.
Класс с традиционным обучением, начальной школы №5 4 «А». Классный руководитель - Субоч Светлана Викторовна. Работает в этом классе уже четвертый год. Стаж работы учителем начальных классов - 6 лет. Образование – средне-специальное.
В классе учится 18 человек.
Список учеников класса:
1. Аня Б., 10 лет
2. Анастасия О., 11 лет
3. Афанасий С.,10 лет.
4. Александра Б., 11 лет
5. Богдан Ф., 10 лет
6. Божена К., 11 лет
7. Вероника К., 11 лет
8. Виоллета М., 11 лет
9. Вадим К., 10 лет
10. Виталий Я., 11 лет
11. Даниил Т., 10 лет
12. Дмитрий Н., 11 лет
13. Евгений А., 10 лет
14. Екатерина Д., 11 лет
15. Иван Л., 10 лет
16. Людмила Б., 11 лет
17. Юрий З., 10 лет
18. Эдуард Ф., 10 лет
Со слов Светланы Викторовны класс в целом дружный. В основном дружат группами. Есть явный лидер в классе. Богдан - подвижный мальчик, веселый, на уроках отвечает хорошо. Очень любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Богдана много друзей.
Детей,
с которыми бы вообще не общались, в
классе нет.
Список литературы |
1. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2003. - 380 с.
2. Маркс, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3 - 360 с.
3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 - 336 с.
4. Коломинский,
Я.Л. Социальная психология
5. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 - 736 с.
7. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.
8. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
10. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. -М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
11. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
12. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
13. Реан,
А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-
14. Волков,
Б.С., Волкова Возрастная психология.
В 2-х частях. Ч.2: От младшего
школьного возраста до
15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
17. Киричук,
А.В. Проблемы общения и
18. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
19. Божович,
Л.И. Личность и ее
20. Амельков,
А.А. Психологическая
21. Ждан
А.Н. История психологии: от античности
к современности: Учебное пособие для
психологических факультетов университетов.
Изд. 3-е, испр. М., 1999, сс.400-403.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология:
учебник. М.: Логос. 2005, сс.116-123.
23. Котикова О.П., Клышевич П.Ю. Педагогическая
психология. Мн.: Аверсэв. 2007, сс.105-115.
24. Куревина О.А. Современному образованию - современный учитель // Начальная школа до и после. 2006, №3, сс.3-5.
25. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский Центр «Академия». 2004, сс.518-531.
26. Немов
Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы
психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений. 5-е изд. М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2007, сс.564-565.
27. Ополовнина И.В.Концепция воспитательной
системы школы. // Начальная школа: плюс
до и после. 2003. №4, сс. 42-44. 28. Немов Р. С.
Психология. Учебник для студентов высш.
пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие
основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995г. -576с.
28. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Изучение
межличностных взаимоотношений в группе
дошкольников. Методические рекомендации.
Мн., 1990, сс.6-17.
29. Содержание,
диагностика и коррекция работы в детских
дошкольных учреждениях / Институт повышения
квалификации и переподготовки руководящих
работников образования. - Мн.: ИПКПРРСО.
1996, сс.174-176.
Приложение №1.
Таблица результатов эксперимента «Выбор товарища по парте» 4 «А» класс
Имя, Фамилия | № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Афанасий С. | 1 | 1+ | 3+ | 2+ | ||||||||||||||||
Богдан Ф. | 2 | 2+ | 1+ | 3+ | ||||||||||||||||
Вадим К. | 3 | 1+ | 2+ | 3+ | ||||||||||||||||
Виталий Я. | 4 | 3+ | 1+ | 2+ | ||||||||||||||||
Даниил Т. | 5 | 2+ | 1+ | 3+ | ||||||||||||||||
Дмитрий Н. | 6 | 1+ | 2+ | 3+ | ||||||||||||||||
Евгений А. | 7 | 1+ | 2+ | 3+ | ||||||||||||||||
Иван Л. | 8 | 3+ | 1+ | 2+ | ||||||||||||||||
Юрий З. | 9 | 3+ | 2+ | 1+ | ||||||||||||||||
Эдуард Ф. | 10 | 1+ | 2+ | 3+ | ||||||||||||||||
Анастасия О. | 11 | 1+ | 3+ | 2+ | ||||||||||||||||
Аня Б. | 12 | 2+ | 1+ | 3+ | ||||||||||||||||
Александра Б. | 13 | 2+ | 3+ | 1+ | ||||||||||||||||
Божена К. | 14 | 3+ | 2+ | 1+ | ||||||||||||||||
Вероника К. | 15 | 1+ | 3+ | 2+ | ||||||||||||||||
Виоллета М. | 16 | 1+ | 2+ | 3+ | ||||||||||||||||
Екатерина Д. | 17 | 2+ | 3+ | 1+ | ||||||||||||||||
Людмила Б. | 18 | 2+ | 1+ | 3+ | ||||||||||||||||
Число полученных выборов | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | ||
Число взаимных выборов | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Статус | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | ||
Приложение №3
Таблица результатов эксперимента «Метод срезов» Т.А.Репиной 4 «А» класс, с традиционным обучением
Имя, Фамилия | № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Афанасий С. | 1 | 2, 5 | 2 | 2 | 2 | 13 | 4 | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 13 | 2 | - | - | - | |
Богдан Ф. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 4 | 1 | - | 4 | - | |
Вадим К. | 3 | - | - | - | - | 5 | 5 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 8 | 8 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5 | 5 | 5 | |
Виталий Я. | 4 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 5,2 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | 5,2 | |
Даниил Т. | 5 | 8 | 8 | 8 | 8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3.8 | 3.8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3.8 | 3.8 | 3.8 | 3,8 | 3.8 | 3.8 | 3,8 | |
Дмитрий Н. | 6 | 5 | 5 | 5 | 9 | - | - | - | 5,9 | 5,9 | - | - | - | - | 3,5,9 | 2 | - | - | 3,5,2 | 2 | 2 | |
Евгений А. | 7 | - | - | - | - | - | - | 4 | - | - | - | - | - | 4,5,3 | - | - | - | 3 | - | - | - | |
Иван Л. | 8 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 5 | 5 | 3,5 | 3.5 | 3.5 | 3,5 | 3.5 | 3,5 | 3.5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3 | 3 | 5,3 | 3 | |
Юрий З. | 9 | 13 | 10 | - | - | - | - | - | - | 10 | - | 13 | - | 13 | - | 10 | - | 8 | - | 13 | 10 | |
Эдуард Ф. | 10 | 13 | 13 | - | - | 13 | - | 13 | - | 9 | - | 10 | - | 8 | - | 13 | - | 13 | - | 10 | 10 | |
Анастасия О. | 11 | - | - | - | - | - | - | - | - | 13 | - | - | - | - | 14 | 15 | 14 | - | - | 14 | - | |
Аня Б. | 12 | 11 | 11 | 11 | - | - | - | - | - | 10 | 9 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | - | |
Александра Б. | 13 | 9 | 8 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | - | - | - | 10 | - | 10 | - | 8 | - | 8 | - | 9 | 10 | |
Божена К. | 14 | 2 | 2 | 13 | 17 | 15 | 8 | - | - | - | 7 | - | 7 | - | 5 | - | - | 3 | - | - | - | |
Вероника К. | 15 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 14 | - | 13 | - | 14 | - | |
Виоллета М. | 16 | - | - | - | - | - | 18 | - | - | - | 18 | - | - | - | - | 18 | - | 17 | - | - | - | |
Екатерина Д. | 17 | 12 | - | 13 | - | 12 | - | - | - | - | - | 14 | - | - | - | - | - | - | - | 13 | - | |
Людмила Б. | 18 | - | - | - | - | - | 5 | - | - | 8 | - | - | - | 9 | - | 4 | - | - | - | - | 4 |