Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста
Глава 2. Исследование влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников
2.1 Этапы, методы, методики исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  
Глава  1. Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема  
  1.1 Понятие межличностных  отношений в психолого-педагогической литературе  
  1.2 Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста  
Глава 2. Исследование  влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников  
  2.1 Этапы, методы, методики исследования  
  2.2 Характеристика  выборки и анализ результатов  
Заключение  
Список  используемой литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

  Введение

В настоящее  время в психологической науке  работы,

посвященные проблемами изучения групповых феноменов и  развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

Ребенок - это  личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. 

Проблемой положения ребенка в коллективе занимались такие отечественные ученые как Бабич Н.И. он рассматривал специфику социальной перцепции младших школьников сказывающуюся на особенностях их первого впечатления о другом человеке. Божович Л.И. в своей работе Личность и ее формирование в детском возрасте подчеркивала возрастающую роль сверстников к концу младшего школьного возраста, Мухина В.С. изучая социальную ситуацию ребенка с приходом в школу, отмечает что в поведение ребенка происходит множество отклонений: гипервозбудимость, гипердинамия и др., которые ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, замкнутость и т.д. Раттер М. рассматривал проблему приобретения навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. Реан А.А. и Коломинский Я.Л. рассматривали проблему мотивации общения младших школьников со сверстниками. Работы таких зарубежных психологов как Крайг Г, Крик и Лэдд, Спенсер также рассматривали эту проблему в своих работах.  

Цель исследования изучить влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.

Объект исследования: межличностные отношения в группе детей младшего школьного возраста. 
Предмет исследования: влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.

Методы исследования:

- наблюдение; 

-анкетирование;  
-тестирование;  
-беседа;  
-социометрия;  
- изучение школьной документации; 

Задачи исследования:

. Осуществление  теоретического понятия «межличностные отношения».

· выявить особенности  межличностных взаимоотношений  детей в классах;

· провести диагностику  межличностных взаимоотношений  в классе развивающего обучения и  обычном классе с помощью метода социометрии.

Методики:

   1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

   2. Эксперимент;

   3. Статистическая обработка и сравнительный  анализ данных.

   4. Методика срезов Т.А.Репиной.

   5. Социометрия.

База исследования школа № 5г.Челябинска, 4 «а» класс. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Влияние успеваемости младшего школьника на его межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема
 
1.1 Понятие межличностных  отношений

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более активно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним и делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов, развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. [7, с.215]. 

Природа межличностных отношений существенно  отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая  черта - эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две большие группы таких чувств:

- конъюнктивные  чувства, сближающие и объединяющие  людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.

- дизъюнктивные  чувства, разъединяющие людей,  когда другая сторона выступает  как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям. [18, с.56]. 

Интенсивность того или другого чувства может  быть различной, и это сказывается  на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею.

Вне общения  человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые [1, с.185].

К. Маркс  отметил: «Общение - одна из форм человеческого  взаимодействия, благодаря которым  люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [2, с.36].

Потребность во взаимодействии с себе подобными  объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического  развития людей и является одной  из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви [3, с.105].

Общение характеризуется как наблюдаемый  процесс, в котором актуализируется  и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Одним из явлений межличностных отношений  выделяют взаимоотношения - личностно  значимое образное, эмоциональное и  интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние [4, с.71].

Можно с некоторыми оговорками принять  такой факт, что человек как  личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что  почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [5, с.523].

Существование любой группы имеет общие закономерности:

1. Группа  неизбежно структурируется.

2. Группа  развивается.

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Выделяют 3 этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй  этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер - определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Третий  этап развития коллектива характеризуется  высоким уровнем сплоченности - ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и  позиций членов группы по отношению  к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в  коллективе является его социально-психологический  климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру  совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

Для выявления структуры межличностных отношений в группе необходимо выявить, что показатели этих объектов характеризуют структуру межличностных отношений в данной, определенной группе [1, с.185].

Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно на критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [6, с.277].

В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании  человека совместно с кем-либо участвовать  в какой-либо деятельности. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?»  или «Кого вы хотите пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений.

Взаимоотношения между учениками в классе - это  не отношения, которые возникают  в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел - трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп [4, с.75].

Группы  сверстников остаются важными в течение всего среднего детства - от шести до двенадцати лет. Но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены.

Возрастные  особенности младших школьников.

 
Основными критериями характеристики младшего школьного возраста (6 - 11 лет) являются ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут  не совпадать. Чтобы учение стало  ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

 
Основные новообразования школьника - личностная и интеллектуальная рефлексия.

 
В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.

 
У детей в младшем школьном возрасте продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. 

Информация о работе Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников