Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста
Глава 2. Исследование влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников
2.1 Этапы, методы, методики исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

В проявлении и развитии потребности детей  в общении, у учеников начальных  классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно  выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. [15, с.260].

На положение  ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен, как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений [16, с.253].

Таким образом, в основе развития взаимоотношений  в группе лежит потребность в  общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется  разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют учебные успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование  влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников
  2.1 Этапы, методы, методики исследования
 

Метод социометрических измерений

В классе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к появлению прямо противоположных отношений. В каждом школьном классе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считаю «ядром» класса, поддерживают их и опираются на них в воспитательной работе. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой цепей обеспечите себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в школу. Наблюдения показывают, что антигуманные, антипедагогические отношения не редки в начальных классах.

Вместе  с тем описанные отношения зачастую ускользают из поля зрения педагога. Для их изучения используются специальные социометрические методы исследования.

Изучением статусного положения ребенка в  группе в рамках социометрии занимались многие психологи. Первооткрывателем  считается Дж. Морено. Также исследования в этой области есть у Бронфенбреннера, у Репиной, Кантат и др. Однако наиболее приемлемо для детей дошкольного возраста эта методика разработана Я. Л. Коломинским.

Социометрическое  исследование проведенные по любому критерию дает информацию о взаимоотношениях в группе. Взаимоотношения между учениками в классе - это те отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел - трудовых, общественных, бытовых и т.д.

Статусное положение ребенка - это место, занимаемое им в системе личных взаимоотношений, сложившихся в группе, классе. Определяется статус числом выборов, полученных учеником в ходе социометрического эксперимента. Чем больше это число, тем лучше положение школьника в классе. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий. 1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3-я и 4-я -неблагоприятными.

1. - «звезды»: 5 и более выборов,

2. - «предпочитаемые»: 3-4 выбора,

3. - «принятые»: 1-2 выбора,

4. - «не  принятые»: 0 выборов.

Способы обработки результатов эксперимента.

Таблица эксперимента «Выбор товарища по парте».

Составление таблицы всех учеников класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, а  потом фамилии девочек и присваивается  каждому ученику порядковый номер.

Далее, фамилии (или имена с начальной  буквы фамилии) располагаются по разлинованному листу бумаги по вертикали. Фамилии мальчиков желательно отделить от фамилий девочек жирной линией. Это облегчит подсчет выборов, которыми они обменялись в эксперименте. По горизонтали сверху листа наносят порядковый номер по числу учеников в классе. Данные фиксируются в таблице: плюсами обозначались выборы детей, кружочками - взаимные выборы. Слово выбор означает единицу выбора. После нанесения всех отданных выборов на вертикальных линиях, над которыми стоят номера учеников, обозначаются все выборов, полученные каждым из учеников класса.

Далее переходим к выявлению взаимных выборов. После чего внизу таблицы  под фамилией последнего ученика  оставляется три ряда клеток. В первом из них проставляются результаты подсчета выборов, полученных каждым учеником. Во второй графе проставляется число взаимных выборов. В третьем статус ученика в классе по числу выборов.

В зависимости  от того, сколько детей входит в 1 и 2-ю статусные группы, можно определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Формула №1

УБВ = 1+2 * 100 % , где

1 и 2 - количество детей, отнесенных по результатам социометрии в 1 и 2 статусные группы,

№ - общее  количество детей классе;

Коэффициент взаимности (КВ) - это показатель сплоченности класса. Он рассчитывается по формуле ( формула №2):

КВ = Р1/Р * 100 %, где

Р1 - количество взаимных выборов

Р - общее  количество выборов

Коэффициент взаимности оценивается в сопоставлении  с основным показателем - коэффициентом  благополучия взаимоотношений в  классе - и чем больше величина КВ, тем выше уровень сплоченности между  детьми в группе.

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами является тот не требующий особых доказательств факт, что, как писал В. И. Мясищев, «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д.».

Такое тяготение одного ученика к другому мы можем обнаружить, спросив у него, к кому он «стремится быть ближе».

Следовательно, узнавая, с кем хочет ребенок, например,- вместе сидеть за одной партой, мы выявляем у него потребность в общении с определенными товарищами по классу, тяготение, симпатию. Следует подчеркнуть, что в ходе исследований социометрического типа у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с теми или иными одноклассниками. Это имеет принципиальное значение.

Дело  в том, что исследуемые не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа «Кто ваши лучшие друзья?», «Кто вам больше всех нравится?» часто не достигают цели.

Кроме того, человек может не осознавать своего отношения к другому человеку.

Вопросы о желании человека совместно  с кем-либо учувствовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Детям задавался вопрос: с кем бы из класса они хотели сидеть за одной партой? - это сильный критерий выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение предполагает она, тем сильнее критерий выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

Число выборовДавалось задание выбрать только 3 человек. Данные фиксировались в таблице: плюсами обозначались выборы детей, кружочками - взаимные выборы.

Форма проведения. Индивидуальная, беседа с каждым учеником отдельно.

Экспериментальная беседа велась по такому плану:

Скажи, пожалуйста, с кем ты хочешь сидеть больше всего?

А если с первым не получится, тогда с  кем?

А если с первыми двумя не получится, тогда с кем бы ты сел? 

Методика  срезов Т.Репиной

Цель: наблюдение за детьми во время самостоятельных занятий и игр. Межличностные отношения детей формируются и актуализируются в общении. С целью изучения различных характеристик общения детей в группе сверстников применяется методика одномоментных срезов структуры группы (актометрия), разработанная Т.А.Репиной. Наблюдение за общением детей проводится во время, отведенное для самостоятельных игр в группе продленного дня. В каждый рассматриваемый момент времени группа имеет ту или иную динамическую структуру. Методика позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры.

Проведение  эксперимента заключается в том, что экспериментатор многократно  фиксирует все имеющиеся в  определенный момент времени детские  объединения и детей, играющих в  одиночку. Срезы проводят периодически с интервалом в 1-2 дня через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях и одно и то же время. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное - 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующим его номеру в общегрупповом списке. Номера постоянны во всех замерах. Если экспериментатор не знает детей, то во время эксперимента каждому ребенку поверх одежды прикрепляют повязку с его номером. Экспериментатор находится в определенном месте во время всех замеров. После проведения замеров осуществляется количественно-качественная обработка результатов.

1. На  основании полученных данных  составляют общегрупповой протокол, в который вносят данные о контактировании каждого ребенка группы с товарищами в каждом срезе. В протоколе проставляют порядковые номера детей, с которыми ребенок играл.

2.Подсчитывают  количество срезов, когда ребенок  был один и когда играл с  товарищами. На основании процентного отношения последнего к общему числу срезов определяют выраженность коэффициента, потребности в контактировании со сверстниками.

3.Вычисляют  количество контактов, установленных  тем или иным дошкольником  с каждым ребенком группы и  из всех детей выделяют тех  общение с которыми у данного  испытуемого было особенно интенсивным - избирательным. Границу избирательного общения для каждого ребенка определяют по формуле: 3 m / n-1/ где m - общее количество контактов, n - число детей в группе. Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой граница или превышало ее, считалось избирательным.

Информация о работе Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников