Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования изучить влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения.
Введение
Глава 1. Влияние успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста
Глава 2. Исследование влияния успеваемости младшего школьника на межличностные отношения в группе сверстников
2.1 Этапы, методы, методики исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Однако вскоре у ребенка складывается
новое представление о самом
себе, когда самооценка утрачивает
зависимость от ситуаций успеха-неуспеха,
а приобретает стабильный характер.
Самооценка теперь выражает отношение,
в котором образ самого себя относится
к идеальному Я [16].
Младший школьный возраст один из важнейших
периодов в развитии самосознания.
Имеется в виду рефлексия в плане
мышления. Ребенок начинает думать
об основаниях того, почему он думает так,
а не иначе. Возникает механизм коррекции
своего мышления со стороны логики, теоретического
знания. Следовательно, ребенок становится
способен подчинить намерение интеллектуальной
цели, способен удержать его в течение
длительного времени.
В школьные годы способность хранить и
извлекать информацию из памяти совершенствуется,
развивается метапамять. Дети не только
лучше запоминают, но и способны размышлять
о том, как они это делают. В проведенных
исследованиях по запоминанию списка
предметов дошкольники не справились
с заданием, а школьники вспомнили все
предметы. Они целенаправленно повторяли,
организовывали в памяти, совершенствовали
информацию для того, чтобы лучше запомнить,
и потом могли рассказать, к каким техникам
они прибегали, чтобы помочь своей памяти.
Младший
школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает
такого уровня развития, который определяет
его готовность к обучению в школе. Физическое
развитие, запас представлений и понятий,
уровень развития мышления и речи, желание
идти в школу — все это создает предпосылки
того, чтобы систематически учиться.
С поступлением в школу изменяется весь
строй жизни ребенка, меняются его режим,
отношения с окружающими людьми. Основным
видом деятельности становится учение.
Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе.
Им нравится новое положение ученика,
привлекает и сам процесс учения. Это определяет
добросовестное, ответственное отношение
младших школьников к учению и школе. Не
случайно они на первых порах воспринимают
отметку как оценку своих стараний, прилежания,
а не качества проделанной работы. Дети
считают, что если они «стараются», значит,
хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает
юс еще больше «стараться».
Младшие школьники с готовностью и интересом
овладевают новыми знаниями, умениями
и навыками. Им хочется научиться читать,
правильно и красиво писать, считать. Правда,
их больше увлекает сам процесс учения,
и младший школьник проявляет в этом отношении
большую активность и старательность.
Об интересе к школе и процессу учения
свидетельствуют и игры младших школьников,
в которых большое место отводится школе
и учению.
У младших школьников продолжает проявляться
присущая детям дошкольного возраста
потребностъ в активной игровой деятельности,
в движениях. Они готовы часами играть
в подвижные игры, не могут долго сидеть
в застывшей позе, любят побегать на перемене.
Характерна для младших школьников и потребность
во внешних впечатлениях; первоклассника,
как и дошкольника, в первую очередь привлекает
внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности (например, атрибуты
классного санитара — санитарная сумка,
повязка с красным крестом ит.п.) .
С первых дней обучения в школе у ребенка
появляются новые потребности: овладевать
новыми знаниями, точно выполнять требования
учителя, приходить в школу вовремя и с
выполненными заданиями, потребность
в одобрении со стороны взрослых (особенно
учителя), потребность выполнять определенную
общественную роль (быть старостой, санитаром,
командиром «звездочки» ит.д.).
Обычно потребности младших школьников,
особенно тех, кто не воспитывался в детском
саду, носят первоначально личную направленность.
Первоклассник, например, часто жалуется
учителю на своих соседей, якобы мешающих
ему слушать или писать, что свидетельствует
о его озабоченности личным успехом в
учении. Постепенно в результате систематической
работы учителя по воспитанию у учащихся
чувства товарищества и коллективизма
их потребности приобретают общественную
направленность. Дети хотят, чтобы класс
был лучшим, чтобы все были хорошими учениками.
Они начинают по собственной инициативе
оказывать друг другу помощь. О развитии
и укреплении коллективизма у младших
школьников говорит растущая потребность
завоевать уважение товарищей, нарастающая
роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего
школьника характерна прежде всего эмоциональность
восприятия. Книжка с картинками, наглядное
пособие, шутка учителя — все вызывает
у них немедленную реакцию. Младшие школьники
находятся во власти яркого факта; образы,
возникающие на основе описания во время
рассказа учителя или чтения книжки, очень
ярки.
Образность проявляется и в мыслительной
деятельности детей. Они склонны понимать
буквально переносное значение слов, наполняя
их конкретными образами. Например, на
вопрос, как надо понимать слова: «Один
в поле не воин», — многие отвечают: «А
с кем ему воевать, если он один?» Ту или
иную мыслительную задачу учащиеся решают
легче, если опираются на конкретные предметы,
представления или действия. Учитывая
образность мышления, учитель применяет
большое количество наглядных пособий,
раскрывает содержание абстрактных понятий
и переносное значение слов на ряде конкретных
примеров. И запоминают младшие школьники
первоначально ке то, что является наиболее
существенным с точки зрения учебных задач,
а то, что произвело на них наибольшее
впечатление: то, что интересно, эмоционально
окрашено, неожиданно или ново.
В эмоциональной жизни детей этого возраста
изменяется прежде всего содержательная
сторона переживаний. Если дошкольника
радует то, что с ним играют, делятся игрушками
и т. п., то младшего школьника волнует
главным образом то, что связано с учением,
школой, учителем. Его радует, что учитель
и родители хвалят за успехи в учебе; и
если учитель заботится о том, чтобы чувство
радости от учебного труда возникало у
учащегося как можно чаще, то это закрепляет
положительное отношение учащегося к
учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное
значение в развитии личности младшего
школьника имеют эмоции страха. Нередко
из-за боязни наказания малыш говорит
неправду. Если это повторяется, то формируется
трусость и лживость. Вообще, переживания
младшего школьника проявляются подчас
очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладываются
основы таких социальных чувств, как любовь
к Родине и национальная гордость, учащиеся
восторженно относятся к героям-патриотам,
к смелым и отважным людям, отражая свои
переживания в играх, высказываниях.
Младший школьник очень доверчив. Как
правило, он безгранично верит учителю,
который является для него непререкаемым
авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы
учитель во всех отношениях был примером
для детей.
Глубокие изменения происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является синзетивным:
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьник активно включен не только в учебную деятельность, но и элементы трудовой деятельности, игру, занятия спортом и т.д., в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Если
в этом возрасте ребёнок не почувствует
радость познания, не приобретёт умения
учиться, не научиться дружить, не обретёт
уверенность в своих
1.2 | Особенности межличностных
отношений в группе детей младшего
школьного возраста В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. Группа приобретает для ребенка исключительную важность. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего возраста [7, с.539]. Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них. Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно. Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи - определенными разрядами. Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно. Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений. Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными. Выделяют два типа выборов: неустойчивые - выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые - выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение). Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения [4, с.119]. В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции: - быть в центре внимания; - общаться с
большим количеством - стремиться быть лидером; - общаться с избранным кругом сверстников; - держаться в стороне; - придерживаться линии сотрудничества; - выражать доброжелательность ко всем; - занять позицию соперничества; - выискивать у других ошибки и недостатки; - стремиться оказывать помощь другим. Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка [15, с.113]. Исследования
показывают, что школьники, чье положение
в коллективе сверстников благополучно,
с большим желанием посещают школу,
активны в учебной и Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие. Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств, например, эгоизм. У детей с неблагоприятным положением в группе обнаружились также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если им это не удается, то они ложным геройством, подкупом, то есть всеми средствами стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей, - пишет А.В.Киричук - учителя часто называют трудными, хотя в действительности не так труден сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива». Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в группе сверстников ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общение вне класса. Таким образом,
очевидно, что коллектив может
влиять на индивидуальное развитие личности
только тогда, когда положение ребенка
в системе межличностных Группа школьников,
имеющих неблагополучное Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью. Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классовому активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила. «Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость. Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель. К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам. Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений. Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом, становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается облик другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками, должны учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму. Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений. О возрастной роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста. Система личных
отношений является наиболее эмоционально
насыщенной для каждого человека,
поскольку связана с его Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций [18, с.38]. К концу младшего школьного возраста о возрастающей роли сверстников свидетельствует тот факт, что в 9 - 10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста [19, с.218]. Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной изоляции, а также определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников [7, с.540] |
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [8, с.423].
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью [9, с.151].
Приобретение
навыков социального
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу [11, с.227].
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половая принадлежность.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III - IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [12, с.323].
Материалы социометрических исследований подтверждают, что успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?
-- 85% учащихся
I класса и 70% - II класса мотивировали
свой выбор успехами или
Именно
в младшем школьном возрасте появляется
социально-психологический
По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками оно может быть товарищеским и приятельским. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом [14, с.303].
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младших классах устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
Типичными
антигуманными отношениями
- отношение мальчиков к девочкам: развязность, драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо отношений…
- отношение
девочек к мальчикам:
Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе [13, с.221].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.
В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.
В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием [4, с.113].
Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими [8, с.424].