Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов родительских отношений с детьми - подростками в семье.
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2. Классификация типов семейных отношений.
1.3. Типы родительских отношений , как основной фактор , влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростка.
2.1. Методики исследования.
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

cercetare.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие  баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие  баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие  баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие  баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 

         

                                                         Заключение

       В ходе исследования установлено, что межличностные отношения в семье с детьми-подростками являются основным фактором, формирующим личность и ее поведение.

       Влияние  структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

       Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется  в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

       Эмоциональная уравновешенность  родителей является необходимым  условием для хорошего контакта  с ребенком и обращения с  ним  как формирующейся личностью.  Эти качества позволяют родителям  и детям взаимно проявлять  свои чувства. Причем родители  не сдерживаются, не боятся  выражать  свою любовь, радость, грусть. Они  не стыдятся высказать свои  переживания, так как их чувства  свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственна  чуткость к восприятию различного  рода признаков, сигнализирующих  о потребностях ребенка. Они  способны реагировать на них  как бы стихийно, без особых  объяснений.

       Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует прежде всего подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка,  ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

       Указанные ранее виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.

       Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

     Гипотеза  исследования потверджена,а так как сотрудничество, как тип семейного взаимоотношения положительно влияет на формирование личности подростка.

     Цель  исследования была успешно достигнута.

       

Министерство  Образования в Молдове

Молдавский  Государственный Университет

Факультет Психологии и Педагогических Наук

Кафедра Психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Научное исследование

Тема: Влияние  типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростков.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила студентка гр.27: Макеева Оксана

    Научный руководитель: Шевчук Майя(докт.конф. унив.) 
     
     
     
     

      Кишинев 2010

                                 Библиография 

     1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

      2.Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru

       3.Земска М.  Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

       4.Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.

       5.Малаков А.Г. «Общая психология» 2006 .

      6.Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией  П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.

     7. Мухина  В.С. «Возрастная психология» и «Феноменология  развития»

       8.Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001

        9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

       10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.

       11. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов на Дону: «Феникс», 2001.

       12. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.

       13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996 

      14. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 2001.

     15. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

 

Информация о работе Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка