Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов родительских отношений с детьми - подростками в семье.
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2. Классификация типов семейных отношений.
1.3. Типы родительских отношений , как основной фактор , влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростка.
2.1. Методики исследования.
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

cercetare.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

     Чувство взрослости, занимающее одно из самых  существенных мест во внутренней позиции  подростка, состоит в том, что  он уже не хочет, что бы его считали  ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.

     У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться  в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. [14] 

    1.2.  Классификация типов семейных   отношений.

          В каждой  семье  объективно  складывается  определенная,  далеко  не  всегда

осознанная  ее членами, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание

целей  воспитания,  и  формулировка  его  задач,  и  более  или  менее  целенаправленное применение методов и приемов  воспитания,  учет  того,  что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.  Могут быть  выделены  4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им  4  типа  семейных  взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их  возникновения : диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

          Диктат  в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами

семейства  (преимущественно взрослыми)  инициативы  и чувства собственного

достоинства у других его членов.

         Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования  к  своему

ребенку, исходя из целей воспитания, норм  морали,  конкретных  ситуаций,  в

которых  необходимо  принимать  педагогически  и   нравственно   оправданные

решения. Однако те из  них,  которые  предпочитают  всем  видам  воздействия

приказ и насилие, желают утвердить  собственное  превосходство  на  ощущении

зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются  с  сопротивлением

ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими  контрмерами:

лицемерием, обманом, вспышками грубости, а  иногда  откровенной  ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним  оказываются

сломленными и  многие ценные качества  личности:  самостоятельность,  чувство

собственного  достоинства, инициативность, вера в  себя и в свои  возможности.

Безоглядная  авторитарность  родителей,  игнорирование  интересов  и  мнений

ребенка, подавление, принуждение, а, в случае  сопротивления  ребенка  порой

еще  и  эмоциональное  или  физическое  насилие  над  ним,   издевательство,

систематическое лишение его  права  голоса  при  решении  вопросов,  к  нему

относящихся, - все  это гарантия серьезных неудач формирование его  личности.

Опека в семье  – это система отношений,  при  которых  родители,  обеспечивая

своим трудом удовлетворение всех  потребностей  ребенка,  ограждают  его  от

каких-либо забот, усилий и  трудностей,  принимая  их  на  себя.  Вопрос  об

активном  формировании  личности  отходит   на   второй   план.   В   центре

воспитательных  воздействий  оказывается  другая  проблема  –  удовлетворение

потребностей ребенка и ограждение его от  трудностей.  Родители,  по  сути,

блокируют  процесс  серьезной  подготовки  их   детей   к   столкновению   с

реальностью за порогом родного  дома.  Именно  эти  дети  оказываются  более

неприспособленными  к жизни в коллективе.

По данным психологических  наблюдений именно эта  категория  подростков  дает

наибольшее число  срывов в переходном возрасте. Как  раз  эти  дети,  которым

казалось бы не на что  жаловаться,  начинают  восставать  против  чрезмерной

родительской  опеки.  Если  диктат  предполагает  насилие,  приказ,  жесткий

авторитаризм,  то  опека  –   заботу,  ограждение  от   трудностей.   Однако

результат  во  многом  совпадает:  у  детей  отсутствует  самостоятельность,

инициатива, они  так или иначе  отстранены  от  решения  вопросов,  лично  их

касающихся, а  тем более общих проблем семьи.

          Система  межличностных  отношений   в   семье,   строящаяся   на   признании

возможности и  даже целесообразности независимого существования  взрослых  от

детей,   может   порождаться   тактикой    «невмешательства».    При    этом

предполагается, что могут сосуществовать два  мира: взрослые  и  дети,  и  ни

тем, ни другим не следует переходить намеченную таким  образом  линию.  Чаще

всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит  пассивность  родителей  как

воспитателей, а  порой и их эмоциональная холодность,  безразличие,  неумение

и нежелание  учиться быть  родителями.  Причем  такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях  (скажем,  семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в  очередной  раздобыть  себе  выпивки  и  им  совершенно  наплевать  на  детей),  так   и относительно устроенных, богатых и благополучных  семьях  (богатые  родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в  карьере,  и,

желая  прежде  всего  обеспечить  будущее  материальное  благополучие  своих

детей, в раннего  возраста приучают их  к  своей  будущей  (иногда  выбранной

самими родителями) профессиональной ориентации, которая  сама по  себе  может

включать долгие периоды разлуки с  родителями,  в  течение  которых  ребенок

оказывается предоставлен самому себе; после же того,  как  ребенок  “встанет

на ноги”, практически  всякая забота о нем прекращается).

          Сотрудничество   как    тип    взаимоотношений    в    семье    предполагает

опосредованность  межличностных отношений в семье  общими  целями  и  задачами

совместной  деятельности,   ее   организацией   и   высокими   нравственными

ценностями.   Именно   в   этой   ситуации   преодолевается    эгоистический

индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является

сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где  каждый  может

обратиться к  другому с вопросом или  просьбой  и  получить  помощь  обретает

особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

      1.3. Типы родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков.

         Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

         Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.

     Дети  родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями  других членов семьи. К такому ребенку  относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или  самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.

         Ребенок, от которого слишком много требуют,  которого принуждают и которым командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.

         Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

     В современной семье все прочнее  укореняется демократический стиль  жизни, обеспечивающий ребенку по отношению  к родителям, более равноправную позицию.

     В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому  с детских лет большинство  людей в своем поведении подражают  родителям, которые с колыбели одаривают  его одним из прекрасных человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как  влияет на формирование характера, жизненных  позиций, на его поведение, отношение  к людям, в целом на формирование его личности.

     Родители  формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным  проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у  родителей систему ценностей, ребенок  может сопоставлять ее с взглядами  и поведением своих друзей-ровесников.

     Возникновение у детей различного типа нарушений  в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует  о снижении воспитательной функции родительской семьи.

       К тяжелым последствиям отклонений  в семейном воспитании следует  отнести преступность, социальный  паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную  недоразвитость, психические заболевания  и другие патологические явления,  источником которых в большинстве  случаев стала среда, окружавшая  ребенка в семье.

     В выполнении воспитательной функции  по отношению к детям главную  роль играет супружеская пара –  отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную  обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.

     Атмосфера напряженности и конфликтных  семейных ситуации действует на ребенка  резко отрицательно. Дом перестает  быть для него опорой, он теряет чувство  безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда  в ней царила эмоциональная связь  родителей, когда они и мир  их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом  и юношеском  возрасте, к поискам опоры вне  дома. В таком состоянии дети легче  поддаются внешним влияниям, так  как стремятся к разрядке внутреннего  напряжения.

       Влияние  структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

     Рассматривая  основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние  каждого из них на формирование поведения  и определенных черт личности ребенка.

Информация о работе Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка