Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов родительских отношений с детьми - подростками в семье.
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2. Классификация типов семейных отношений.
1.3. Типы родительских отношений , как основной фактор , влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростка.
2.1. Методики исследования.
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

cercetare.docx

— 63.29 Кб (Скачать)
 

                                              Содержание

     Введение 

      

         Глава 1. Теоретическое исследование личности  подростка и типов родительских  отношений с детьми - подростками в семье.

    1. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом  возрасте.

     1.2.  Классификация типов семейных  отношений.

     1.3. Типы  родительских  отношений , как  основной  фактор , влияющий  на  формирование  личности  и  поведения  у подростков. 

     Глава 2. Экспериментальное исследование  влияния  типов семейных  взаимоотношений  на формирование  личности  подростка.

     2.1. Методики исследования. 

  Заключение

  Библиография     

  Приложение 
 
 
 
 
 
 

   
 

                                                   Введение 

       Традиционно  основным  институтом  воспитания  человека , начиная  с  момента  его  рождения  и кончая ,  порой ,  его становлением   как зрелой  личности , была  и  остается  семья. Свои  первые  жизненные  уроки  человек  получает  в  семье ,  именно  в семье  под  влиянием   сложившегося   окружения   начинает   происходить   и  формирование  его  как  личности.

    Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

       В процессе близких взаимоотношений с семьей и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в  мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

       Поэтому  родители в жизни ребенка  играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

       В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

        Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.

        Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и  нарушениями  в поведении детей – с другой.

        Если у детей  плохие отношения с одним или обоими родителями,  если дети чувствуют,  что их считают никуда  не  годными,  или не ощущают родительской поддержки,  они, возможно,  окажутся втянутыми  в  преступную  деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных;  будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

        Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами  собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

        Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов  - это характер семейного руководства,  то есть действия родителей,  имеющие своей целью изменить поведение детей.  Некоторые родители вмешиваются  редко: при  воспитании  они  сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания,  не замечая,  приемлемо или неприемлемо его поведение.  Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя за поведение,  соответствующее социальным нормам, либо наказывая за неприемлемое агрессивное поведение.     

        От  отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение  всей его жизни. [3]  

  
 

Объект: Взаимосвязь  между типами семейных отношений и формированием личности подростка.

Цель: Определить влияние семейных отношений на формирование  личности  подростка.

Гипотеза: Сотрудничество, как тип  семейного взаимоотношения , положительно  влияет  на  формирование  личности  подростка. Опека, диктат  и невмешательство  влияет отрицательно  на  формирование  личности  подростка.

Задачи:

  1. Изучить литературу, соответствующую данной тематике.
  2. Рассмотреть особенности формирования личности в подростковом  возрасте.
  3. Подобрать методики психологической диагностики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье и личность подростка.
  4. Исследовать индивидуальные особенности подростков и типов родительских отношений с помощью личностных опросников.
  5. Осуществить анализ результатов исследования. Сделать вывод.
 

Методы:

-теоретические  методы: теоретический анализ методологической  и психологической литературы

-эмпирические методы: методика “Незаконченные предложения” ; тест-опросник родительского отношения  (А.Я. Варга, В.В. Столин)  

Степень исследования:

1. Э. Эриксон (1993) установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития.

2. К. Юнг (1995) в своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка.

3. Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возраста

4. А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем

5. По мнению А.И. Захарова (1991), личностные особенности родителей позволяют судить о характере семейных отношений и отклонениях в воспитании детей 
 

    Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов  родительских  отношений  с  детьми - подростками  в  семье.

         1.1. Возрастные  особенности личности  и поведения в подростковом  возрасте. 

        Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [9] 

       Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. [13]

         Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.  Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в  которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества. [14]

         Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [14]

     В начале подросткового возраста у  ребенка появляется и усиливается  стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое  желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

       Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

          Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование –  сухим мудрствованием.  [11]

Информация о работе Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка