Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов родительских отношений с детьми - подростками в семье.
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2. Классификация типов семейных отношений.
1.3. Типы родительских отношений , как основной фактор , влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростка.
2.1. Методики исследования.
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

cercetare.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

     Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и  асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

     Если  родители проявляют позицию уклонения  от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным  к установлению прочных эмоциональных  связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности  в учебе, недоверчивы, боязливы, у  них нередки конфликты с родителями и школой.

     Родительская  позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает  у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности.

     При родительской позиции признания  прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи.  Дети таких родителей  больше полагаются на себя и стараются  быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что  благоприятствует возникновению у  них творческого начала.

     Родительская  позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение  типа «избалованное дитя» может  сформировать у ребенка, с одной  стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к  родителям, а с другой стороны  – беспокойство, постоянное чувство  тревоги, боязни.

     Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной  основе, открытые и доверительные  взаимоотношения с окружающими  людьми. Для детей это – взаимоотношения  с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью  подросток  может успешно решить сложные  внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. [8]

     Глава 2.  Экспериментальное  исследование  влияния типов семейных  отношений  на  формирование   личности  подростка.

     2.1.Методики исследования.

          С целью исследования личности  подростка и межличностных   отношений в подростковых семьях  необходимо применить личностные  опросники.

          Личностные опросники - вариант  стандартизированных самоописательных  тестов для многомерного измерения  и оценивания индивидуально-психологических  особенностей личности,  межличностных  отношений, эмоциональных и мотивационной  сфер. [9]

           Существует множество психодиагностических  методик, предназначенных для  оценивания разных черт характера  личности человека. Среди них  встречаются комплексные психологические  тесты, предназначенные для изучения  личности человека, описываемой  через систему понятий, с разных  сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев  эти понятия представляют собой  отдельные черты характера. [8]

          Методика «Незаконченные предложения»  отражает систему личностных  отношений. [10, 477-479]

          Родительское отношение понимается  как система разнообразных чувств  по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним,  особенностей воспитания  и понимания характера и личности  ребенка, его поступков. Определить  это отношение поможет тест-опросник  родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [12, 328-334] 

          Базой для исследования были выбраны ученики теоретического лицея им.А.Пушкина (г.Унгень). 9А класс - 21 человек и 9Б класс - 24 человека. Общее количество учеников-45 человек. Возраст – 15 лет , а также родители  этих  детей.

       Метод «Незаконченные предложения»  поможет выявить, определенные планы на будущее, стремление дальнейшего развития и конечно же отношение  в  семье.

          При диагностике родительского отношения с помощью теста-опросника  (А.Я. Варга, В.В. Столин) определяется отношение родителя к своему ребенку . 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1)Методика незаконченных предложений .

НАЗНАЧЕНИЕ  ТЕСТА

Описание теста 
 
Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. 
 
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.  
 
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений. 
 

Инструкция к тесту 
 
“На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами”.  

ТЕСТ

1. Думаю, что  мой отец редко  
2. Если все против меня, то  
3. Я всегда хотел  
4. Если бы я занимал руководящий пост  
5. Будущее кажется мне  
6. Мое начальство  
7. Знаю, что глупо, но боюсь  
8. Думаю, что настоящий друг  
9. Когда я был ребенком  
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является  
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной  
12. По сравнению с большинством других моя семья  
13. Лучше всего мне работается с  
14. Моя мать и я  
15. Сделал бы все, чтобы забыть  
16. Если бы мой отец только захотел  
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы  
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы  
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством  
20. Надеюсь на  
21. В школе мои учителя  
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь  
23. Не люблю людей, которые  
24. Когда-то  
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)  
26. Супружеская жизнь кажется мне  
27. Моя семья обращается со мной как с  
28. Люди, с которыми я работаю  
29. Моя мать  
30. Моей самой большой ошибкой было  
31. Я хотел бы, чтобы мой отец  
32. Моя наибольшая слабость заключается в том  
33. Моим скрытым желанием в жизни является  
34. Мои подчиненные  
35. Наступит тот день, когда  
36. Когда ко мне приближается мой начальник  
37. Хотелось бы мне перестать бояться  
38. Больше всех люблю тех людей, которые  
39. Если бы я снова стал молодым  
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)  
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь  
42. Большинство известных мне семей  
43. Люблю работать с людьми, которые  
44. Считаю, что большинство матерей  
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если  
46. Думаю, что мой отец  
47. Когда мне начинает не везти, я  
48. Больше всего я хотел бы в жизни  
49. Когда я даю другим поручение  
50. Когда буду старым  
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю  
52. Мои опасения не раз заставляли меня  
53. Когда меня нет, мои друзья  
54. Моим самым живым воспоминанием детства является  
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)  
56. Моя половая жизнь  
57. Когда я был ребенком, моя семья  
58. Люди, которые работают со мной  
59. Я люблю свою мать, но  
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

 

Ключ к тесту 
 
№    Группы предложений                                              № заданий
 
1    Отношение к отцу                                                       1    16    31    46 
2    Отношение к себе                                                        2    17    32    47 
3    Нереализованные возможности                                3    18    33    48 
4    Отношение к подчиненным                                      4    19    34    49 
5    Отношение к будущему                                            5    20    35    50 
6    Отношение к вышестоящим лицам                            6    21    36    51 
7    Страхи и опасения                                                        7    22    37    52 
8    Отношение к друзьям                                                   8    23    38    53 
9    Отношение к своему прошлому                                 9    24    39    54 
10    Отношение к лицам противоположного пола        10    25    40    55 
11    Сексуальные отношение                                           11    26    41    56 
12    Отношения к семье                                                   12    27    42    57 
13    Отношение к сотрудникам                                         13    28    43    58 
14    Отношение к матери                                                   14    29    44    59 
15    Чувство вины                                                             15    30    45    60

 

2) Тест-опросник  родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 Назначение теста

Родительское  отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы  методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тестовый материал

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ  к тесту

  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За  каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет»  – 0 баллов. Если перед  номером ответа стоит  знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется  один балл, а за ответ  “Да” – 0 баллов.

Описание  шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие  баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Информация о работе Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка