Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и типов родительских отношений с детьми - подростками в семье.
Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2. Классификация типов семейных отношений.
1.3. Типы родительских отношений , как основной фактор , влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных взаимоотношений на формирование личности подростка.
2.1. Методики исследования.
Заключение
Библиография
Приложение
Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если
родители проявляют позицию уклонения
от общения со своим ребенком, то
он может вырасти человеком, неспособным
к установлению прочных эмоциональных
связей, следовательно, эмоционально неустойчивым.
Чаще всего такие дети неспособны
к настойчивости и
Родительская
позиция чрезмерной требовательности
очень часто лишает ребенка веры
в собственные силы, воспитывает
у него неуверенность, робость, чрезмерную
впечатлительность и
При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Для
нормального развития человека любого
возраста необходимы постоянные, строящиеся
на положительной эмоциональной
основе, открытые и доверительные
взаимоотношения с окружающими
людьми. Для детей это –
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типов семейных отношений на формирование личности подростка.
2.1.Методики исследования.
С целью исследования личности
подростка и межличностных
отношений в подростковых
Личностные опросники - вариант
стандартизированных
Существует множество
Методика «Незаконченные
Родительское отношение
Базой для исследования были выбраны ученики теоретического лицея им.А.Пушкина (г.Унгень). 9А класс - 21 человек и 9Б класс - 24 человека. Общее количество учеников-45 человек. Возраст – 15 лет , а также родители этих детей.
Метод «Незаконченные предложения» поможет выявить, определенные планы на будущее, стремление дальнейшего развития и конечно же отношение в семье.
При диагностике родительского отношения
с помощью теста-опросника (А.Я. Варга,
В.В. Столин) определяется отношение родителя
к своему ребенку .
ПРИЛОЖЕНИЯ
1)Методика незаконченных предложений .
Описание теста
Метод включает 60 незаконченных предложений,
которые могут быть разделены на 15 групп,
характеризующих в той или иной степени
систему отношений обследуемого к семье,
к представителям своего или противоположного
пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим
по служебному положению и подчиненным.
Некоторые группы предложений имеют отношение
к испытываемым человеком страхам и опасениям,
к имеющемуся у него чувству осознания
собственной вины, свидетельствуют о его
отношении к прошлому и будущему, затрагивают
взаимоотношения с родителями и друзьями,
собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится
характеристика, определяющая данную
систему отношений как положительную,
отрицательную или безразличную. Такая
количественная оценка облегчает выявление
у обследуемого дисгармоничной системы
отношений. Но более важно, конечно, качественное
изучение дополнительных предложений.
Исследованию методом “незаконченные
предложения” должно предшествовать
установление контакта с обследуемым
для получения искренних, естественных
ответов. Но даже если тестируемый рассматривает
исследование как нежелательную процедуру
и, стремясь скрыть мир своих глубоких
переживаний, дает формальные, условные
ответы, опытный психолог может извлечь
массу информации, отражающей систему
личностных отношений.
Инструкция к
тесту
“На бланке теста необходимо закончить
предложения одним или несколькими словами”.
1. Думаю, что
мой отец редко
2. Если все против меня, то
3. Я всегда хотел
4. Если бы я занимал руководящий пост
5. Будущее кажется мне
6. Мое начальство
7. Знаю, что глупо, но боюсь
8. Думаю, что настоящий друг
9. Когда я был ребенком
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
12. По сравнению с большинством других
моя семья
13. Лучше всего мне работается с
14. Моя мать и я
15. Сделал бы все, чтобы забыть
16. Если бы мой отец только захотел
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
18. Я мог бы быть очень счастливым, если
бы
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
20. Надеюсь на
21. В школе мои учителя
22. Большинство моих товарищей не знают,
что я боюсь
23. Не люблю людей, которые
24. Когда-то
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
26. Супружеская жизнь кажется мне
27. Моя семья обращается со мной как с
28. Люди, с которыми я работаю
29. Моя мать
30. Моей самой большой ошибкой было
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
32. Моя наибольшая слабость заключается
в том
33. Моим скрытым желанием в жизни является
34. Мои подчиненные
35. Наступит тот день, когда
36. Когда ко мне приближается мой начальник
37. Хотелось бы мне перестать бояться
38. Больше всех люблю тех людей, которые
39. Если бы я снова стал молодым
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
41. Если бы у меня была нормальная половая
жизнь
42. Большинство известных мне семей
43. Люблю работать с людьми, которые
44. Считаю, что большинство матерей
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если
46. Думаю, что мой отец
47. Когда мне начинает не везти, я
48. Больше всего я хотел бы в жизни
49. Когда я даю другим поручение
50. Когда буду старым
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю
52. Мои опасения не раз заставляли меня
53. Когда меня нет, мои друзья
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины)
56. Моя половая жизнь
57. Когда я был ребенком, моя семья
58. Люди, которые работают со мной
59. Я люблю свою мать, но
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это
Ключ к тесту
№ Группы предложений
1 Отношение к отцу
1 16 31 46
2 Отношение к себе
3 Нереализованные возможности
3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным
4 19 34 49
5 Отношение к будущему
5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим лицам
6 21 36 51
7 Страхи и опасения
7 22 37 52
8 Отношение к друзьям
8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому
9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного
пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение
11 26 41 56
12 Отношения к семье
12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам
13 28 43 58
14 Отношение к матери
15 Чувство вины
15 30 45 60
2) Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Назначение теста
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Тестовый материал
Ключ к тесту
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
Описание шкал
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Интерпретация результатов теста
Шкала "Принятие / Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Информация о работе Влияние типов родительских отношений на формирование личности подростка