Влияние темперамента на поведение личности в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить влияние темперамента на стили поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы о влиянии темперамента на поведение человека.
2.Подбор методов и методик, необходимых для изучения данной проблемы.
3.Методологическое обоснование исследования.
4.Организация и проведение эмпирического исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1.Анализ влияния темперамента на поведения личности
в конфликтах……………………………………………………………………....3
1.1.Психологические теории темперамента……………………………………..3
1.2. Современное состояние изучения психологии конфликта……...………..14
1.3. Стили поведения личности в конфликтной ситуации………………….....28
Глава 2.Методологические основания исследования………………………….34
2.1.Методология и программа исследования…………………………………..34
2.2.Методы и методики исследования………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсавая 3 курс.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

4)Участник  конфликта в данный момент  лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

  2. Избегание конфликта  (уход)

  Стратегия избегания отличается стремлением  уйти от конфликта. Избирается личностью, имеющей низкий уровнь направленности на личные интересы и интересы соперника.

  Для этой стратегии характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и  отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Избегание бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка.[22]

  Этот  стиль поведения выбирается в  тех случаях, когда:

1)Проблема, вызвавшая столкновение, не представляется  субъекту конфликта существенной.

2)Обнаруживается  возможность достичь собственных  целей иным, неконфликтным путем.

3)Столкновение  происходит между равными или  близкими по силе субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях.

4)Участник  конфликта чувствует свою неправоту  или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом.

5)Требуется  отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников.

6)Желательно  избежать дальнейших контактов  с трудным человеком или чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

  3. Приспособление

  Человек, придерживающийся данной стратегии, так  же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины  «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. [22]

  При анализе данной стратегии следует  учитывать некоторые моменты:

1)Иногда  в такой стратегии отражается  тактика решительной борьбы за победу. Приспособление здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

2)Приспособление  может стать причиной неадекватной  оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

3)Данная  стратегия может быть доминирующей  для человека в силу его  индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности.

4)Имеется  искреннее желание одной из  конфликтующих сторон оказать

поддержку оппоненту.

  4. Компромисс

  Компромиссная стратегия поведения характеризуется  балансом интересов конфликтующих  сторон. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.[4,с.90]

Наиболее  эффективна она, когда:

1)Все  другие стили поведения в данном  конфликте не приносят эффекта.

2)Участники  конфликта, обладающие разным  статусом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь.

3)Равные  по статусу конфликтующие стороны,  имея схожие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий.

4)Оппоненты,  оценив сложившуюся ситуацию, корректируют  свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта.

5)Субъекты  конфликта хорошо осведомлены  о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов.

  Стратегия компромисса не портит межличностные  отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. [22]

  5. Сотрудничество

  Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

  Анализируя  стратегию сотрудничества в конфликтном  взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

  • Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи.
  • Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание, приспособление, компромисс,соперничество). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль.

Обычно, этому стилю характерны такие ситуации:

1)Проблема, вызвавшая разногласия, представляется  важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена  уклоняться от ее совместного  решения.

2)Конфликтующие  стороны имеют примерно равный  статус или вовсе не обращают  внимания на разницу в своих положениях.

3)Каждая  сторона желает добровольно и  на равноправной основе обсудить  спорные вопросы, с тем чтобы,  в конечном счете, прийти к  полному согласию относительно  взаимовыгодного решения значимой  для всех проблемы.[4,с.90]

  Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. .[20,с.9] 

      Изучение  конфликта, как неотъемлемой части  социального взаимодействия  и  темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии.

     Каждый  человек в процессе взаимодействия с другими людьми сталкивается с  противоположностью или борьбой  интересов, мнений, стремлений. И довольно часто эти противоположности взглядов переходят в конфликт.

     Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни, поэтому человек сталкивается с ними постоянно. Нельзя рассматривать  конфликт как неизбежное негативное явление, он имеет и положительные  стороны – позволяет снять психическое напряжение, способствует личностному росту и приобретению опыта в межличностных отношениях и т.д.

      Поведение личности в конфликте определяется множеством индивидуальных особенностей, в том числе и особенностей темперамента.

      Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

      Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.

Глава 2. Методологические основания исследования

2.1.Постановка проблемы и особенности объекта и предмета исследования

      Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного  развития. В связи с этим исследование конфликта представляется очень  важным для психологической науки.

     На поведение людей при возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в личностных индивидуальных особенностях, в том числе и особенностях темперамента.

     Объектом  исследования является испытуемые в  возрасте от 18 до 50 лет (30 человек: 18 - мужчин и 12 женщин).

     Предмет – стратегия поведения в конфликтных  ситуациях.

      Цель  – изучить влияние темперамента на стили поведения в конфликтных ситуациях.

      Задачи исследования:

1.Анализ теоретической литературы о влиянии темперамента на поведение человека.

2.Подбор методов и методик, необходимых для изучения данной проблемы.

3.Методологическое обоснование исследования.

4.Организация и проведение эмпирического исследования.

5.Анализ и интерпретация результатов.

      Гипотеза – темперамент влияет на поведение человека в конфликтной ситуации.

2.2.Методы и методики исследования

      В данном исследовании использовался  метод тестирования и метод статистической обработки данных.

     Для объяснения исследования были выбраны  следующие методы:        1. Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации         Томаса - Килмана.

2. Методика на определение типа темперамента В. М. Русалова.

3. Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.

     1. Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации.

     Одной из самых распространенных методик  диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник  Томаса Килмена.

     Опросник  представляет собой набор из 30 пар  утверждений о поведении человека в ситуации конфликта. Индивиду, проходящему обследование, необходимо выбрать одно из двух суждений. Выполнение теста обычно не вызывает затруднений. Время выполнения – не более 15–20 минут. Существуют формы как для индивидуального, так и для группового опроса. Обработка результатов и подсчет баллов проводятся с помощью специального ключа. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой шкале (общая сумма баллов 30).

     Анализ  полученных результатов позволяет  оценить степень выраженности у  обследуемого индивида тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения – конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

     2. Методика на определение типа  темперамента В. М. Русалова.

     Опросник  структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

     Содержит  105 вопросов,  на каждый из которых 2 варианта ответа – «да» или «нет».

     Опросник  для оценки структуры темперамента в сфере деятельности и общения позволяет произвести оценку по 9 шкалам: темпераментальным и одной контрольной, оценивающей уровень социальной желательности испытуемого.

     Каждая  темпераментальная шкала содержит по 12 вопросов и имеет значение от 0 до 12 баллов.

     Темпераментальные шкалы оценивают эргичность и социальную эргичность, пластичность и социальную пластичность, индивидуальный темп и социальный темп, а также эмоциональность в предметной и социальной сфере его поведения.

     Исследование  темперамента может быть индивидуальным или групповым. 
 

     3. Методика оценки агрессивности  в отношениях А. Ассингера.

     Позволяет определить, достаточно ли человек  корректен в отношении с окружающими, и легко ли общается с ним, т.е  позволяет диагностировать агрессивность  личности по отношению к окружающим, уровень корректности при социальных контактах,  позволяет судить о направленности агрессии.

     Тест  состоит из 20 вопросов, на которые  приводится по 3 варианта ответов. Задача испытуемого – определить наиболее типичное для него поведение в подобной ситуации и выбрать один из вариантов ответов.

Глава 3.Результаты эмпирического  исследования 

3.1. Особенности стратегий  поведения в конфликтном  взаимодействии

Информация о работе Влияние темперамента на поведение личности в конфликте