Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель – изучить влияние темперамента на стили поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы о влиянии темперамента на поведение человека.
2.Подбор методов и методик, необходимых для изучения данной проблемы.
3.Методологическое обоснование исследования.
4.Организация и проведение эмпирического исследования.
Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1.Анализ влияния темперамента на поведения личности
в конфликтах……………………………………………………………………....3
1.1.Психологические теории темперамента……………………………………..3
1.2. Современное состояние изучения психологии конфликта……...………..14
1.3. Стили поведения личности в конфликтной ситуации………………….....28
Глава 2.Методологические основания исследования………………………….34
2.1.Методология и программа исследования…………………………………..34
2.2.Методы и методики исследования………………………………………….35
Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма, со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. [6,с.25]
Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В. Вундтом. Он понимал темперамент, как предрасположенность к аффекту, данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущения.
Придерживаясь такого взгляда, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность - нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью сангвинический темперамент и т. д.[6,с.25]
Карл Юнг делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.
К. Юнг выделил два общих типа экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания. Собственное мнение для нeгo важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.[15]
Решающий сдвиг в изучении биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы.
И.
П. Павлов однозначно связывал свойства
нервной системы — комбинацию
силы, уравновешенности и подвижности
— с тем или иным типом темперамента.[12,с.20]
1.1.4. Современные исследования в области темперамента
К
современным исследованиям
В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы. Однако такую характеристику темперамента он считал нeдoстаточной и выдвигал ряд других признаков. По его мнению свойства темперамента должны играть регулирующую роль в психической деятельности. От них должна зависеть динамика всех психических процессов. Выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) - ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (откpытость, общительность) - интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, peчи), активность произвольной целенаправленной деятельности.
Более последовательную позицию занимал Б. М. Теплов (1959). Он отмечал опасность смешения двух понятий типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы (точнее комплекса типологических особенностей проявления таковых). Он подчеркивал, что они не могут быть просто наложены друг на друга.[7,с.59]
В.Д. Небылицын выделял три компонента проявлений темперамента относящиеся к активности индивида, его моторике и эмоциональности.[3]
Из которых наиболее широким он считал активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.
Во втором компоненте, т.е. моторике ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.[3]
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.
Согласно же концепции В.М Русалова, в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.[14,с.22]
И если в основу темперамента положить общую конституцию организма, то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций.[14,с.23]
В.М. Русалов рассматривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргичности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, выступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску.[22,с.375]
Под эргичностью он понимает степень напряженности взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эргичность отражает степень напряженности с социальной средой (миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости перехода с одних предметных программ поведения на другие. Социальная пластичность отражает легкость перехода с одних социальных программ поведения на другие. Эмоциональность понимается как чувствительность. Эмоциональность социальная — чувствительность в социальных контактах.[22,с.376]
1.1.5. Роль темперамента в жизни человека
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи. [12,с.563]
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения.
Так, сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным мыслям и страхам. В общении они являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в них лидирующее положение.
Холерики, отличающиеся чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные контакты. Однако если партнеры по общению по своим данным не соответствуют ожиданиям холерика, то он скоро теряет к ним всякий интерес, завязывает новые знакомства. Холерика следует постоянно загружать полезной работой, в противном случае он может стать источником межличностных конфликтов в коллективе. [12,с.563]
Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В новом окружении скорее всего замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании. Именно чувство сопереживания становится для меланхолика своеобразным стимулом к установлению контактов с людьми. [13,с.286]
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.[13,с.286]
Особенности темперамента сказываются на учебной трудовой деятельности.
Таким
образом, перед сангвиником следует
непрерывно ставить новые, по возможности
интересные задачи, требующие от него
сосредоточенности и
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. [12,с.563]
В работе с холериком необходимо постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении. Кроме того, нужно давать холерику материал на повторение, так как в сравнении с другими он довольно быстро усваивает материал, но из-за того, что часто отвлекается, пропускает многие элементы.
1.2.Современное состояние изучения психологии конфликта
1.2.1.Общая характеристика конфликта
История
обсуждения конфликта, попыток его
анализа и интерпретации
Понятие
конфликта принадлежит как
В
психологии пока нет общепризнанного
определения конфликта и
Приверженцы
психодинамических
Понятие «конфликта» так же используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой; соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида.
Большинство ученых психологической науки по-разному трактуют понятие конфликта.
К примеру, Г. Зиммель рассматривал конфликт как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.[20,с.44]
А.
Ершов определяет конфликт как столкновение
личностей ввиду
В. И. Брудный и В. А. Семов отождествляют конфликтное взаимодействие со столкновением противоположных интересов, мнений и стремлений.
Информация о работе Влияние темперамента на поведение личности в конфликте