Влияние темперамента на поведение личности в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить влияние темперамента на стили поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы о влиянии темперамента на поведение человека.
2.Подбор методов и методик, необходимых для изучения данной проблемы.
3.Методологическое обоснование исследования.
4.Организация и проведение эмпирического исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1.Анализ влияния темперамента на поведения личности
в конфликтах……………………………………………………………………....3
1.1.Психологические теории темперамента……………………………………..3
1.2. Современное состояние изучения психологии конфликта……...………..14
1.3. Стили поведения личности в конфликтной ситуации………………….....28
Глава 2.Методологические основания исследования………………………….34
2.1.Методология и программа исследования…………………………………..34
2.2.Методы и методики исследования………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсавая 3 курс.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     В западной социально-психологической  литературе динамика конфликта понимается в двух планах:  в широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта. И в узком смысле слова, где динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии — конфликтного взаимодействия. [20,с.56]

     В 1969 г. Е. Е. Вендров предложил схему, по которой развивается конфликт. Она включала: появление причин конфликта; возникновение чувства неудовлетворенности (обиды, возмущения); предложение устранить причины конфликта; невыполнение этого требования; конфликт.

     В данном случае фактически раскрыто начало конфликта, но не показана динамика от начала конфликта до его разрешения.

     Н. Ф. Феденко и В. П. Галицкий выделяют следующие этапы конфликтного взаимодействия: возникновение конфликтной ситуации; усиление конфликтной напряженности; возникновение повода, толчка для обстоятельств, создающих конфликт; наступление самого конфликта; разрешение конфликта или усугубление конфликтной ситуации; послеконфликтный период. [20,с.56]

     Ход конфликта описывает и А. Д. Сергодеев. Он разделил прохождение конфликта  на этапы и фазы. Первый этап —  предконфликт — включает фазы скрытого развития противоречий, выявление противоречий и обострение противоречий. Второй этап — собственно конфликт — включает фазу столкновения и фазу затухания конфликта. Третий этап представляет период, включающий последствия конфликта.

     Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. в динамике конфликта  выделяют следующие периоды и  этапы:

     Предконфликт  (латентный период). Он включает следующие этапы:

1.Возникновение  объективной проблемной  ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;

2.Осознание  объективной проблемной  ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;

3.Попытки  сторон разрешить  объективную проблемную  ситуацию неконфликтными  способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции;

4.Возникновение  предконфликтной  ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.

     Конфликт, включает в себя этапы:

1.Инцидент  — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;

2.Эскалация прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. 
3.Сбалансированное противодействие.
Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;

4.Завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

     Послеконфликтная  ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:

1.Частичная  нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;

2.Полная  нормализация отношений.  Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.[18,с.262]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.6. Причины возникновения  конфликта

  Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.[22,с.20]

  Существует  четыре группы причин конфликтов:

  • объективные
  • организационно - управленческие
  • социально-психологические
  • личностные

     Первые  две группы факторов носят в основном объективный характер, оставшиеся —  субъективный. К числу объективных  причин конфликтов можно отнести  те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. Любой конфликт обусловлен и объективными и субъективными причинами. [25,с.120]

     К числу наиболее частных объективных  причин можно отнести следующие: а) естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в  процессе жизнедеятельности; б) слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;                       в) недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

     Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с  созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

     Третья  группа причин имеет социально-психологический  характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе коммуникации. Второй причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (в основе теория Э.Берна). Третья - различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга;              четвертая - психологическая несовместимость и ряд других. [25,с.120]

  Личностные  причины конфликта связаны с  наличием в любом конфликте личностных элементов. К ним относятся: основные психологические доминанты поведения  личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Расхождение этих факторов в реальном поведении и общении человека может стать причиной конфликта, и, таким образом, противоборство между людьми может возникнуть безотносительно к объективным факторам.[27,с.50]

  Среди огромного множества причин конфликтов выделяются так называемые общие  причины, которые проявляются так  или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним  можно отнести следующие причины.

  • Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
  • Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
  • Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения.
  • Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).[22,с.25]
 

1.3. Стили поведения  личности в конфликтной  ситуации

     Рассуждая о поведении личности в конфликте, важно отметить, что поведение  человека зависит от ситуации и может значительно меняться. Поведение человека в конфликте сводиться лишь с категориями поведения, а не к типу личности. И все же у каждого индивида доминирует та или иная стратегия, которую он использует наиболее часто. [20,с.84]

  Емельянов С.М описывает три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

     Конструктивная  модель характеризуется стремлением  уладить конфликт. Она нацелена на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику.

     Деструктивная модель – стремление к расширению и обострению конфликта. Личность, избравшая  данную модель поведения старается  принизить партнера; негативно его  оценивает; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику; нарушает этику общения.[22]

     И последняя конформистская модель отличается пассивность; непоследовательностью  в оценках, суждениях и поведении  в целом. Такой участник конфликта  легко соглашается с точкой зрения соперника, стремиться уйти от острых вопросов. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее.

  Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная               К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

  В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. .?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и так  далее. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление или сотрудничество).

  При анализе конфликтов на основе рассматриваемой  модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  1) содержания предмета конфликта

  2) ценности межличностных отношений

  3) индивидуально-психологических особенностей  личности

    Особое место в оценке моделей  и стратегий поведения личности  в конфликте занимает ценность  для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, избегание или приспособление.

  Характеристика  основных стратегий поведения

  1. Соперничество (борьба, принуждение)

  Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. [22]

  Соперничество выражается в стремлении  добиться удовлетворения своих интересов  в ущерб другому.

  Такая стратегия выбирается, когда:

1)Проблема  имеет жизненно важное значение  для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу.

2)Конфликтующая  сторона занимает весьма выгодную  для себя, по сути, беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели.

3)Субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и, вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения.

Информация о работе Влияние темперамента на поведение личности в конфликте