Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель – изучить влияние темперамента на стили поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы о влиянии темперамента на поведение человека.
2.Подбор методов и методик, необходимых для изучения данной проблемы.
3.Методологическое обоснование исследования.
4.Организация и проведение эмпирического исследования.
Введение……………………………………………………………………….......2
Глава 1.Анализ влияния темперамента на поведения личности
в конфликтах……………………………………………………………………....3
1.1.Психологические теории темперамента……………………………………..3
1.2. Современное состояние изучения психологии конфликта……...………..14
1.3. Стили поведения личности в конфликтной ситуации………………….....28
Глава 2.Методологические основания исследования………………………….34
2.1.Методология и программа исследования…………………………………..34
2.2.Методы и методики исследования………………………………………….35
Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.[18,с.81]
Понятие конфликта не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки.[19,с.18]
Проблематика
конфликта, как социального явления
включает в себя анализ его структуры,
динамики, функций, причин.
1.2.2. Типология конфликтов
В
современной психологической
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности.
Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).[24,с.152]
Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.[19,с.95]
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Межличностные конфликты — это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми.
Исследованием данного типа конфликтов активно ведется в настоящее время. Многие ученые утверждают, что причины их возникновения имеют разную природу и довольно неоднозначны. Это могут быть такие причины как антипатия, негативное отношение к друг другу на базе личностных различий, борьба интересов, или же конфликты, имеющие производственную, организаторскую основу.[23,с.]
Межгрупповые конфликты в психологических исследованиях представлены ограниченно, в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов.
Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.[19,с.120]
К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.[25,с.95]
В основе внутригрупповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и во вне. Например, изменение групповых норм и ценностей, структуры, числа членов группы, форм и способов взаимодействия между отдельными членами и т. д. [26,с.70]
Помимо данной классификации выделяют так же конфликты:
1. В аспекте потребностей, блокирование которых явилось предпосылкой конфликта, они могут делиться на: материальные, статусно-ролевые и духовные.
2. По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе, и вертикальные — между подчиненными и начальством.
3. По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные, быстротечные и длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
4. По критерию результативности конфликты делятся на конструктивные, нормальные, позитивные. [27,с.12]
1.2.3. Структурные характеристики конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность. Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно.
Ученые выделяют отличные друг от друга структуры конфликта. Многие компоненты в этих структурах имеют сходство.
Н.И.Гришина описала структуру конфликта: 1) стороны (участники) конфликт; 2) условия конфликта (обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения); 3) предмет конфликта; 4) действия участников конфликта; 5) исход (результат) конфликта (идеальный образ результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и в конечном счете определяющий его направленность.). [3,с.183]
А.И.Шипилов и А.Я.Анцупов выделили следующие объективные составляющие конфликта - это участники конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда.
Участниками конфликта, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. [23,с.50]
Предметом конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.[29]
Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона, и качества которых она унаследовала.[18,с.17]
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. считают устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также восприятие ими конфликтной ситуации. Таким образом, к субъективным структурным компонентам конфликта ученые относят мотивы конфликтующих сторон и само конфликтное поведение.
1.Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей, вызывающих конфликтную активность субъекта. Потребность – это базисный побудитель активности оппонента (потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и другие).
Так же к мотивам конфликтующих сторон относят стремление удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
Важным компонентом являются ценности которые могут отстаиваться в конфликте.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный результат.
Последним элементом является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
2. Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики.
1.2.4. Функции конфликтов
Важным, для нашего исследования является определение функций конфликтного взаимодействия.
Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение и деятельность его оппонентов.
Функции конфликта имеют
Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций.
Деструктивные функции конфликтов:
1)Истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил — в результате конфликтного взаимодействия.
2)Деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до начала конфликта.
3)Негативное
отражение на эффективности
5)Психологическое и физическое насилие.
6)Закрепление
в социальном опыте
7)Возникновение
стрессовых состояний, резкое
возрастание вероятности
8)Формирование негативного образа «другого».
9)Отрицательное влияние на развитие личности, что способствует формированию у человека неверия в справедливость, убежденность, что сильный всегда прав.
К конструктивным функциям конфликта можно отнести следующие:
1)Происходит
полное или частичное
2)Позволяет
более глубоко оценить
3)Позволяет
ослабить психическую
4)Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.
5)Может
улучшить качество
6)При
отстаивании справедливых
7)Является
одним из средств
1.2.5. Динамические характеристика конфликта
К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его этапах. Знание периодов и этапов развития конфликта позволяет разрабатывать более эффективную программу по урегулированию конфликта.[3,c.186]
Кроме того динамика конфликта представляет собой ход его развития, изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий.[25,с.135]
Информация о работе Влияние темперамента на поведение личности в конфликте