Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на снижение уровня тревожности молодёжи.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу с целью определения понятия танцевальная терапия и выявления её терапевтических возможностей в молодёжном возрасте.
2. Изучить особенности развития тревожности в молодёжном возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
Сущность понятия танцевальная терапия…………………………….5
Особенности развития тревожности в молодёжном возрасте……..14
1.3 Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи…………………………...……………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
2.1. Характеристика методик исследования……………………………… 21
2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Библиографический список………...……………………
Ознакомимся с полным содержанием занятий. Вся программа делится на несколько крупных блоков:
Первый блок содержит комплекс упражнений, направленные на подготовку мышц для основной нагрузки. Сюда включаются упражнения, которые в основном выполняются по 8 раз:
Упражнение 1. Круговые вращения шеи. Смещение шеи по часовой стрелке на 4 точки, затем медленное соединение этих точек.
Упражнение 2. Круговые вращения шеи по часовой стрелке с перемещением тела вправо, влево.
Упражнение 3. Поднимание плечей по очереди, ускорение.
Упражнение 4. Смещение грудной клетки по часовой стрелке на 4 точки, затем медленное соединение этих точек.
Упражнение 5. Круговые движения локтевых суставов, затем добавляются шаг вправо и влево.
Упражнение 6. Используются короткие танцевальные связки, направленные на координацию и внимательность. Связки являются совокупностью многих перечисленных выше упражнений. Используется 4 связки, направленные как на координацию, так и на гибкость всего тела. Одна из связок представлена стилем волны (в школе танца студенты имеют возможность ознакомится с многими современными танцевальными направлениями: волна, поп локинг, американский поп, французский поп, египетский стиль и другие)
Упражнение 7. Подготовка всего корпуса включает в себя наклоны вправо, влево, вниз, к правой и левой ноге, что обеспечивает растяжку боковых мышц живота, гибкость позвоночника.
Упражнение 8. Комплекс прыжков начинается с выносом вперед поочередно правой и левой ноги, также сюда включены маги ногами в стороны. Затем непосредственно начинается комплекс прыжков, включающий также бег на месте. Используются прыжки на 4 точки влево, вправо.
Упражнение 9. Глубокий выдох, опуская тело вниз, глубокий вдох, поднимая. Задерживается дыхание на 12 сек. (повторить 2 раза) Упражнение 10.Разминка голеностопа круговыми движениями вверх, вниз, в сторону. Растяжка задних мышц бедер и голеностопной мышцы.
Второй блок подразумевает растяжку.
Упражнение 1. Сидя на коврике, ноги расположены широко. Делаем наклоны к правой ноге, к левой, посередине.
Упражнение 2. Ноги вместе, делаем наклоны вперед.
Упражнение 3. Соединяем стопы и растягиваем внутренние мышцы бедер. Упражнение называется «бабочка».
Упражнение 4. Садимся в поперечный шпагат, растягиваем внутренние мышцы ног. Поворачиваем тело вправо, влево. Снова исходное положение. Затем садимся на продольный шпагат правый, левый.
Упражнение 5. Садимся на коврик, опираясь на локти. Поднимаем ноги и вращаем по кругу в право, влево. Держим ноги под углом 30 градусов на 16 счетов.
Упражнение 6. Переворачиваемся на живот и растягиваем мышцы живота, которые были напряжены во время предыдущего упражнения.
Упражнение 7. Снова садимся в поперечный шпагат, растягиваем внутренние мышцы ног. Поворачиваем тело вправо, влево. Снова исходное положение. Затем садимся на продольный шпагат правый, левый.
Третий блок состоит упражнений на мышцы верхнего и нижнего пресса, на развитие мышц рук.
Упражнение 1. Положение лежа, ноги согнуты в коленях, руки за головой. Поднимаем тело с отрывом лопаток от коврика. Сначала делаем пресс вперед, затем в бок, чередуем. Делаем подход в 360 раз. Нужно уточнить, что в начале курса было 3 подхода по 120 раз.
Упражнением 2. Переворачиваемся на живот, растягиваем мышцы живота, которые были напряжены во время предыдущего упражнения.
Упражнение 3. Встаем на мостик, растягиваем мышцы спины и живота.
Упражнение 4. Ложимся на спину, опираясь на локти. Поднимаем ноги и делаем упражнение «ножницы» вверх, вниз, затем по кругу.
Упражнение 5. Переворачиваемся на живот, растягиваем мышцы живота, которые были напряжены во время предыдущего упражнения.
Упражнение 6. Лежа на животе, понимаем ноги и разводим руки в стороны.
Упражнение 7. Берем себя за голени и поднимаем вверх, растягиваем все тело.
Упражнение 8. Из положения, сидя на коленях, прогибаемся, опираясь на руки, и вытягиваемся. Упражнение называется «кошечка».
Упражнение 9. Встаем на четвереньки и делаем круговые движения животом вправо, влево, вверх, вниз.
На этом третий блок заканчивается. Перерыв 10 минут.
Четвертый блок состоит полностью из танцевальных связок и разучивании танцев.
Упражнение 1. Повторяем выученную танцевальную связку в стиле волны. Сначала повторяем без музыки и медленно с руководителем. Затем с музыкой, ускоряясь. Последний раз танцуем без руководителя и в быстром темпе.
Упражнение 2. Повторяем вторую танцевальную связку в стиле поп-локинг. Сначала повторяем без музыки и медленно с руководителем. Затем с музыкой, ускоряясь. Последний раз танцуем без руководителя и в быстром темпе.
Упражнение 3. Танцуем разученную часть танца по частям. Несколько раз повторяем первую часть без музыки с руководителем, с музыкой без руководителя. Несколько раз повторяем вторую часть без музыки с руководителем, с музыкой без руководителя.
Упражнение 4. Учим новые движения в танце вместе с руководителем.
На
основе данной программы проводился
эксперимент, позволяющий выявить
уровень тревожности у
До 30 – низкая тревожность(низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности, но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете»), 31-45 – умеренная тревожность(значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания), 46 и более – высокая тревожность(высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе).
На основе таблицы 1 можно сделать следующие выводы. У основной части студентов уровень тревожности не изменился. У 15 студентов уровень тревожности не изменился. 8 студентов имеют положительные отклонения, 2 – отрицательные.
60% - без изменений.
32%- положительные отклонения.
8%- отрицательные отклонения.
У студентов под номерами 3,7,11,12, 24 положительное отклонение личностной тревожности. У студентов под номерами 17, 23, 25 положительное отклонение реактивной тревожности. У студентов под номерами 4, 6 отрицательное отклонение личностной тревожность. Уровень тревожности остальных студентов остался неизменным.
Опираясь на таблицу 1, можно сказать, что на 8 человек танцевальная терапия повлияла положительно, и только на 2 человека отрицательно. Основная же часть студентов не изменила свой уровень тревожности ни в положительную, ни в отрицательную стороны.
У 40% студентов изменения произошли, у 60% студентов изменения не произошли.
Проводилась беседа со студентами и руководителем данной школы танца. Если делать вывод по общему мнению, то можно сказать, что большинство удовлетворяет приведенная выше программа и в целом заниматься танцами в данной школе. Как выражаются сами студенты: «Мы приходим сюда просто отдохнуть душой и телом. Нам очень нравиться наш коллектив и руководитель. Что касается тренировок, то бывает сложно и тяжело, но после приходит искреннее чувство полной удовлетворенности!»
Если брать отзывы отдельных личностей, то есть люди, которые не выдерживали темпа и ритма тренировок. И им приходилось изредка отдыхать. Но по стечению времени все пришло в норму. По мере посещения занятий организм привык и не чувствует уже дискомфорта во время тренировки. Сейчас они могут получать довольствие от музыки, ритма и собственных движений.
Некоторые студенты преследуют свои цели. Например, завести новых друзей, пообщаться или даже похудеть. Для них сама тренировка не является эмоционально необходимой. Они могут не чувствовать острой необходимости в занятиях, как многие другие. Делятся эмоциями девушки: «Мы с нетерпением ждем посещения тренировок. Жаль, что они только 2 раза в неделю!»
Сам руководитель доволен работой, набранными классами. Он говорит, что девушки стараются и это ему приносит удовлетворение. Иногда он сам может заметить настроение группы. Порой сказать, что молодца, а иногда, что- не в настроении, плохо занимались.
Руководитель почти всю тренировку занимается вместе со всеми. Все равняются на него и уважают. Многие просто могут обратиться за помощью как по вопросу танцев, а порой и по личным вопросам. Но является одним из немногих «понимающих» взрослых, как выражаются студентки. В основном отзывы положительные.
В таблице 2 представлены результаты эксперимента.
В целях сопоставления показателей уровня развития реактивной и личностной тревожности, измеренного в двух разных условиях на одной и той же выборке молодых людей, был применён Т-критерий Вилкоксона [Ермолаев О. Ю. 2003]. Он позволяет установить направленность и выраженность изменений (см. табл. 3).
Таблица 3.
Сравнение значимости и направленности изменений уровня реактивной и личностной тревожности в экспериментальной группе до и после занятия
танцами
Шкала тревожности | Экспериментальная группа | |
значимость сдвига | направленность сдвига | |
Реактивная тревожность | 0,002 | ─ |
Личностная тревожность | не значим | ─ |
Как видно из приведённых таблиц произошли значимые сдвиги в экспериментальной группе (предполагаем, что под влиянием контролируемой переменной – занятия танцами). Занятия танцами позволили значительно снизить уровень реактивной тревожности у молодых людей. Уровень личностной тревожности, по результатам проведённого исследования имеет отрицательную динамику. Однако, в изменении уровня личностной тревожности под влиянием занятий танцами нами не было обнаружено значимых изменений.
На наш взгляд, полученные результаты подтвердили гипотезу курсовой работы – танцевальная терапия влияет на уровень реактивной тревожности молодых людей.
Заключение
В связи с выше представленным можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи