Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на снижение уровня тревожности молодёжи.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу с целью определения понятия танцевальная терапия и выявления её терапевтических возможностей в молодёжном возрасте.
2. Изучить особенности развития тревожности в молодёжном возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
Сущность понятия танцевальная терапия…………………………….5
Особенности развития тревожности в молодёжном возрасте……..14
1.3 Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи…………………………...……………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
2.1. Характеристика методик исследования……………………………… 21
2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Библиографический список………...……………………
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Вятский
Государственный Гуманитарный Университет
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра
социальной работы
Курсовая
работа
Влияние
танцевальной терапии на уровень
тревожности молодёжи
Выполнил
Студент IV курса
Социально-гуманитарного факультета, группы ОРМ – 41
Ф.А. Юшков
_________________ /подпись/
Научный руководитель:
к.пед.н. Н.В. Винокурова
_________________
/подпись/
Киров 2011
Содержание
Введение…………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
1.3 Влияние
танцевальной терапии на уровень тревожности
молодёжи…………………………...………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
2.1.
Характеристика методик
2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………23
Заключение………………………………………
Библиографический список………...……………………………………….31
Приложения………………………………………
Введение
Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов.
В исследованиях психологов и педагогов отмечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан). Данные терапевтические возможности танца нашли свое отражение в развитии телесно-ориентированных методов XX в. [4, с. 123 – 165].
В советской науке использование танца и танцевально-двигательных методов в психологической практике было рассмотрено Т. А. Шкурко в контексте исследования динамики отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга и В. Н. Никитиным в контексте коррекции самосознания подростков когнитивно-пластиковым методом, как одним из видов танцевально-двигательных методов [16, с. 123 – 135].
Анализ литературы позволяет нам предположить, что танцевально-двигательная терапия влияет на уровень тревожности молодежи. Специально подобранный комплекс упражнений позволяет создавать попеременное напряжение и расслабление мышц тела и оказывает определённое воздействие на эмоциональное состояние организма, настроение, самочувствие, уровень тревожности. Таким образом, значимым является возможность использования целостных терапевтический циклов, рассчитанных на комплексное решение ряда проблем, возникающих в молодёжном возрасте.
Сложность и многогранность личностных изменений в молодёжном возрасте, многообразие подходов танцевально-двигательной терапии, возможностей её практического использования в терапевтических целях, делают актуальной рассматриваемую нами проблему: влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.
Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на снижение уровня тревожности молодёжи.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1.
Проанализировать
2. Изучить особенности развития тревожности в молодёжном возрасте.
3.
Провести экспериментальное
4. Осуществить сравнительный анализ влияния танцевальной терапии на уровень реактивной и личностной тревожности молодёжи.
Объект исследования – танцевальная терапия.
Предмет исследования – влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.
Гипотеза исследования: танцевальная терапия влияет на уровень реактивной тревожности молодых людей.
Исследование проводилось в ДК «Железнодорожников» в народном хореографическом коллективе «Балет 13 квартал» среди молодежи возрасте от 17 до 23 лет (25 человек).
Для проведения экспериментальной части исследования мы использовали методический аппарат, в который вошли беседа, тестирование с использованием опросника Спилбергера (шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности); методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).
Структура
данной работы включает введение, две
главы, заключение, список использованных
источников, приложения. Общий объём
работы 35 страниц.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния
танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
1.1.Сущность понятия танцевальная терапия
Танцевальная
терапия как понятие и
Основателем телесно - ориентированной психологии и психотерапии является Вильгельм Райх (1897 – 1957), ученик 3. Фрейда, его первый клинический ассистент. Он одним из первых начал изучать танцевальную терапию. Можно назвать и других значимых представителей телесно-ориентированной психологии и психотерапии – Александр Лоуэн, Елсворт Бейкер, Ида Рольф, Матиас Александер, Моше Фелъденкрайз, Артур Янов и другие [5,с. 23 - 35].
В прошлом танец играл большую роль в жизни человека. В народных обычаях сохранились ритуальные танцы. Они сопровождали человека в разные фазы его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые нормализуют энергетику человека. В течение многих лет люди инстинктивно пользовались этим, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.
В историческом развитии общество изменяется. Оно все дальше и дальше отдаляется от своего прошлого, становится технократическим. И вместе с ним танец все больше и больше уходит от прежнего телесного выражения.
На рубеже 18 – 19 веков начали развиваться разные танцевальные стили, в каждом из которых существовала своя специальная техника. В это же время появился и народный танец, который вобрал в себя лучшее из культуры танца среднего и дворянского классов. Обратившись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцоров совершили революцию в сценическом танце. Им показалось важнее выражать свои чувства через многообразные комбинации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным формам и стилям. Возвращение к народным формам танца дало еще большее развитие современному танцевальному самовыражению, благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии.
Некоторые из современных танцовщиков прямо или косвенно повлияли на основателей танцевальной терапии, таких как Айседора Дункан, Марта Грэхэм, Эмиль Жак-Далкроз, Мари Вигман и Рудольф Лабан и др. [11,с.156-185].
В настоящее время танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Использование этого метода требует от профессионала достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так – то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызвать очень глубокие и сильные чувства.
Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделял ряд ключевых событий. Первое связано с необходимостью физической, психологической реабилитаций ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним принимали вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.
Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60 – х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.
Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе [14, с.289-323 ].
Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. [7, с.39 - 63]
Главная
установка формулируется
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач.
Информация о работе Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи