Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на снижение уровня тревожности молодёжи.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу с целью определения понятия танцевальная терапия и выявления её терапевтических возможностей в молодёжном возрасте.
2. Изучить особенности развития тревожности в молодёжном возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
Сущность понятия танцевальная терапия…………………………….5
Особенности развития тревожности в молодёжном возрасте……..14
1.3 Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи…………………………...……………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
2.1. Характеристика методик исследования……………………………… 21
2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Библиографический список………...……………………

Работа содержит 1 файл

Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с названными решаются также задачи: повышение двигательной активности; организация социотерапевтического общения; получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания; раскрепощение пациента, поиск аутентичных путей развития.

     Танцевальная  терапия состоит из двух направлений, которые имеют одинаковый вес: танец  и терапия. Танец открывает контакт  и может направлять весь терапевтический  эффект. Но для ведущего танец может  не являться единым психотерапевтическим и психологическим процессом. Танец может сам по себе иметь исцеляющий эффект для тех, кто танцует, и в данном случае это не может считаться танцевальной терапией. Подобно терапевтам других направлений, танцевальный терапевт создает с пациентом контакт, который затем начинает определять рамки и границы для терапии. Сейчас уже бесспорно, что танцевальная терапия развила художественный танец до реальных психологических  теорий психотерапевтических методов, которые теперь имеют большой вес в работе танцевального терапевта. [12, с.46 - 71]

     Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

     На  первом этапе, занимающем несколько  минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить  свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный аспекты.

     Одним из вариантов начала занятий предусматривается  выполнение спонтанных движений свободной формой под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие  встряхивания, растяжки, раскачивание, хлопки. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

     На  втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д.

     На  заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движения и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

     Танцевальная  терапия производиться для улучшения  физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания.

     Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и танцевальной музыки, другие – собственное импровизированное музыкальное сопровождение. [13,с.186-191]

     В. Райх, испытывая влияние психоанализа, в своей практической деятельности опирался на ряд ключевых понятий. «Мышечный панцирь» — это разновидность фрейдовских защитных «запретных механизмов» эго; понятие оргонной энергии близко понятию либидо Фрейда. [21, с. 51-62.]

     Не  избежал Райх и влияния марксизма. Он считал психоанализ и марксизм близкими, поскольку в этих учениях делается акцент на реальных человеческих потребностях; марксизм направлен на критику экономических основ буржуазного общества, а психоанализ — на критику его моральных основ.

     В. Райх говорил, что характер это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах [1,с. 121 – 128].

     Характер— это «психологический панцирь», защищающий человека от многочисленных инстинктивных импульсов. Больше узнать о характере можно не по словам, а по поведению человека. Черты характера проявляются в физических позах, мышечных зажимах человека и мышечном панцире.

     Мышечный  панцирь соответствует психологическому панцирю, поэтому освобождение от мышечных зажимов и распускание мышечного панциря способствуют освобождению блокированной либидозной энергии и помогает процессу психоанализа [2, с.123-143].

     Терапия, по Райху, состоит в распускании панциря в семи основных защитных сегментах, которые образуются на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Распускание начинается сверху вниз. В процессе телесно- ориентированной терапии используются следующие приемы:

  1. специальные физические упражнения;
  2. прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, защипывание, разминание мышц и т.д.);
  3. накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;
  4. анализ причин, способствующих усилению или распусканию мышечных зажимов, проводимый совместно с клиентом.

     Создателем  биоэнергитического направления является ученик Райха — Александр Лоуэн (США). Биоэнергию он понимает как жизненную энергию, включенную во все психические процессы.

     Для энергитизации частей тела, которые были заблокированы, Лоуэн использует напряженные позы.

     Например, наклоны вперед до прикосновения  к полу, сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.

     Эти позы увеличивают напряжение в постоянно  зажатых частях тела; с каждым упражнением оно нарастает, становится непомерным, и только тогда происходит расслабление мышц тела.

     Лоуэн подчеркивал необходимость «заземления» или, иначе, возвращения человека в  процессе терапии на реальную почву, возвращения ему чувства укорененности (устойчивости). Он говорил: «Мы начинаем с ног и ступней, потому что они основание и опора эго-структуры.[9, с. 68-143].

     В биоэнергетическом подходе большую  роль играет определение типа характера клиента. Лоуэн выделил пять типов:

  1. шизоидный — мысли слабо связаны с чувствами, стремление уйти в себя, потеря контакта с реальностью. Верхняя и нижняя половины тела или правая и левая половины — разобщены;
  2. оральный — человек нуждается в поддержке других, ему психологически трудно стоять на своих ногах, при столкновении с трудностями он впадает в подавленное состояние;
  3. психопатический— потребность властвовать и доминировать над окружающими. Чрезмерно развита верхняя часть тела при недоразвитии нижней части;
  4. мазохистский— проявляет беспомощность при решении проблем, заряжен энергией, но контролирует мышечное напряжение, боясь избежать взрыва;
  5. ригидный — человек честолюбив, ориентирован на реальность, хорошо функционирует, но сильно контролирует свое поведение. Сохраняет дистанцию в межличностных отношениях, боится отдаться удовольствию. [20, с.46-86]

     Структурная интеграция, или рольфинг. Данное направление получило название по имени его основательницы — Иды Рольф (США).

     Основные  положения таковы:

  1. под влиянием стресса тело может приспосабливаться и искажаться, особенно в области фасции — соединительной оболочки, покрывающей мыщцы; целью структурной интеграции является манипулирование и расслабление фасции, чтобы окружающая ткань могла перестроиться в правильное положение;
  2. процесс терапии состоит из глубокого массажа с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей (массаж может быть очень болезненным). Чем больше напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость манипулирования;
  3. напряжение в одной области тела оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. Терапевтический цикл рассчитан на 10 занятий. Начинается он с упражнений, уменьшающих напряжение в грудной клетке. Большое значение в ходе занятий придается тазу. [14, с.208—243.]

     Таким образом, телесно ориентированная психология и психотерапия являются интересным с теоретической и практической точек зрения средством познания психологии человека и оказания ему психологической помощи.

 

      1.2 Особенности развития  тревожности в  молодёжном возрасте

     Состояние тревоги формируется под действием  различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, Нутт Д. Ж . (1990) выделяет четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антисипации, волнение и пр.), когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции. Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. .

     Тревога может проявляться на различных системных уровнях: эндокринном, висцеральном, психологическом, что находит свое отражение в концепции Каплан Г. и Сэдок Б. (1994). Согласно ей, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. Это находит свое подтверждение в повышении уровня катехоламинов у школьников задолго до контрольных работ (Липкова В. и соавт., 1988) и понижении иммунитета у студентов с высокими уровнями тревожности.

     На  втором уровне тревожности по классификации  Г. Каплан и Б. Сэдок (1990) появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. К вегетативным реакциям относятся: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, включающие изменения частоты, силы и ритма сердечных сокращений, изменение тонуса кровеносных сосудов, колебания артериального давления, кардиалгии; желудочно-кишечные расстройства: тошнота, рвота, затруднение при глотании или ощущение «кома в горле», потеря аппетита, понос, спастические боли в животе, метеоризм; изменения со стороны дыхательной системы: диспноэ, чувство нехватки воздуха, учащение дыхательных движений, поверхностное дыхание, приступообразный кашель; со стороны мочевыделительной системы: учащение позывов на мочеиспускание, задержка мочеиспускания.

     К вегетативным реакциям, сопровождающим тревожные состояния, относится  также гиперемия или бледность  кожных покровов, сухость во рту, появление  слез, головокружение или слабость, потливость.

     Реакции соматической мускулатуры, сопровождающие страх и тревогу весьма разнообразны: это напряжения мышц туловища и конечностей, судороги, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах, симптом кривошеи, навязчивые мышечные подергивания и движения (тики), вздрагивания, суетливость, беспокойство и невозможность оставаться на одном месте [3, с.201-232].

     Согласно  предположению Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек  осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной  «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым - различные психологические, оценивающие уровень тревоги.

     Отдельно  следует отметить, что традиционно принято выделять два типа тревожности: личностную (тревожность как более или менее устойчивая черту личности) и ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности C. Spielberger (1972) создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй - как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы.

 

     1.3. Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи

Информация о работе Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи