Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние танцевальной терапии на снижение уровня тревожности молодёжи.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу с целью определения понятия танцевальная терапия и выявления её терапевтических возможностей в молодёжном возрасте.
2. Изучить особенности развития тревожности в молодёжном возрасте.
3. Провести экспериментальное изучение влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
Сущность понятия танцевальная терапия…………………………….5
Особенности развития тревожности в молодёжном возрасте……..14
1.3 Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи…………………………...……………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи
2.1. Характеристика методик исследования……………………………… 21
2.2. Результаты исследования и их анализ…………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Библиографический список………...……………………

Работа содержит 1 файл

Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Анализ  литературы позволяет нам предположить, что танцевально-двигательная терапия влияет на уровень тревожности молодежи. Специально подобранный комплекс упражнений позволяет создавать попеременное напряжение и расслабление мышц тела и оказывает определённое воздействие на эмоциональное состояние организма, настроение, самочувствие, уровень тревожности. Проведённый анализ выявил актуальный вопрос о возможности использования целостных терапевтический циклов, рассчитанных на комплексное решение ряда проблем, возникающих в молодёжном возрасте.

     В современной психологии с каждым годом появляется все больше и  больше методов психологического воздействия. Совместно с классическими и общепринятыми методами и подходами, активно начинают развиваться новые альтернативные подходы психологической помощи в психологии и психотерапии, основанные на эмпирических методах исследования пространств психики. Многие из этих направлений бросают вызов ортодоксальной психологии, что естественно вызывает много споров, сомнений и обвинений в необъективности. Среди таких направлений как раз можно выделить танцевально-двигательные методы.

     Активное  использование танца и движений, танцевально-двигательные методов и их составляющих в тренингах различной тематики очевидно.

     Применение танцевально-двигательных методов в групповой работе обусловлена повышенным интересом молодых людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.).

     Исследования  истории развития танца, современных теоретических концепций различных направлений танцевально-двигательной терапии, позволяют говорить о распространении эклектического подхода применения современных танцевально-двигательных методов в практической социально-психологической работе. Под танцевально-двигательными методами мы понимаем методы психологического воздействия на личность и группу, посредством танца и движений, которые рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой [ 6,с.125-15].

     Танцевально-двигательные методы состоят из танцевальных, двигательных, телесных психопрактик как приемов или совокупности приемов психологического воздействия. Однако анализ литературы по данному вопросу позволяет говорить о недостаточной разработанности общей теории танцевально-двигательных методов, как методов психологического воздействия. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о социально-психологических особенностях танцевально-двигательных методов в групповой форме работы, их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы, а также вопрос эффективности и формах применения танцевально-двигательных методов в социально-психологических тренингах.

  1. Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышало эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан), что нашло свое отражение в развитии телесно-ориентированных мтодов XX в. (Ф. Александер, А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайз). В советской науке использование танца и танцевально-двигательных методов в психологической практике было рассмотрено Т. А. Шкурко в контексте исследования динамики отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга и В.Н. Никитиным в контексте коррекции самосознания подростков когнитивно-пластиковым методом, как одним из видов танцевально-двигательных методов. Более подробно данная тема пока не изучена.[15, с.123-156].
 

     Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире; а также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе. Это позволяет нам сделать предположение, что танец и движение, при определенных условиях, могут влиять и на формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы.

     Изучение  социально-психологических и психологических характеристик влияния танцевально-двигательных методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволит грамотно использовать данные методы в социальной, социально психологической и коррекционной работах специалистами разного уровня и профиля.

     В современной культуре существует огромное количество направлений и определений танца. Действительно, одним и тем же словом — «танец» — обозначаются совершенно разные, иногда чуть ли не противоположные явления. Танцем называют строгие чистые линии движения в балете и неистовые пляски в экстатических ритуалах, очарование и благородство пар, скользящих по паркету, и глубинное проживание каждого мгновения и каждой клетки тела в выходящем за пределы красоты и уродства танце буто, «битву» хип-хоперов и открытое поддерживающее взаимодействие на контактном джеме, философский спектакль и бездумное перетоптывание на дискотеке. И все это танец.

     Некоторые исследователи полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера», трактуя танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма.

     Примыкают к этим взглядам и представления  о генетической связи танцев людей  и танцев животных. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие». Несостоятельность биологических теорий танца также доказана в работах Э. А. Королевой.

     Таким образом, рассматривая танец как чисто человеческое приобретение, как особый социо - культурный феномен, мы на основании большого количества этнографических материалов, психолого-педагогических работ можем утверждать, что танец оказывает определённое влияние на эмоциональное состояние молодого человека и, в частности, на уровень его тревожности.

 

      Глава 2. Экспериментальное  исследование влияния  танцевальной терапии  на уровень тревожности  молодёжи

     2.1. Характеристика методик  исследования

     В настоящее время существует много  вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает вегетативные компоненты тревожного состояния. В одних шкалах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других - ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоящее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет поиск корреляций между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности с физиологическими проявлениями страха и тревоги.

     Поэтому, чтобы исключить неоднозначно трактуемые вегетативные компоненты, мы в своем  исследовании остановились на шкале  Спилбергера, определяющей уровень  ситуативной тревожности исходя из субъективного психологического состояния испытуемых (Марищук В.Л. и соавт., 1984).

     Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

     Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать  на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется  напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координацию очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

     Но  тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги".

     Шкала самооценки состоит их 2 частей, раздельно  оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 20-40) тревожности.

     В психологических исследованиях  обычно применяются две разновидности  шкалы тревожности Спилбергера: личностная и ситуативная (реактивная), каждая из которых имеет свои области применения.

     Согласно  опроснику Спилбергера, уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов - на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким (Марищук В.Л. и соавт., 1984). В исключительных случаях выделяют четвертую категорию лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

     Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

     Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения  чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного  вытеснения личностью высокой тревоги  ставит целью показать себя в «лучшем  свете».

     Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

 

2.2. Результаты исследования и их анализ

     В научных публикациях отмечено, что занятия танцами могут существенно повлиять на эмоциональный фон личности, уровень её тревожности. Поэтому актуальным становится вопрос организации занятий танцевальной терапии в целях поддержки и развития эмоциональной сферы личности.

     Исследование  проводилось в ДК «Железнодорожников» в народном хореографическом коллективе «Балет 13 квартал» среди молодежи возрасте от 17 до 23 лет (25 человек). Эксперимент проводился 12 апреля 2011 года. Студентам перед тренировкой были розданы 2 теста, первый они заполнили до тренировки, второй – после двухчасового занятия.

     Эксперимент позволил проследить изменения, происходящие в уровне развития тревожности молодых людей до и после занятий танцами.

     В основу эксперимента была положена гипотеза о том, что танцевальная терапия влияет на уровень реактивной и личностной тревожности молодых людей.

     Комплексная развивающая программа была направлена на создание благоприятных условий для физических, силовых тренировок и танцев для студентов; психологической помощи и включает в себя ниже перечисленные технологии:

  1. Диагностика отношения к танцевальной деятельности и выбранного направления, мотивов обучения, социально-психологических установок.
  2. Помощь в развитии физических и танцевальных навыков и умений.
  3. Психологическая поддержка студентов в преодолении трудностей в самостоятельной подготовке к занятиям и установлении доброжелательных взаимоотношений между студентами.
  4. Консультирование студентов, не освоивших основной материал и имеющих в связи с этим проблемы

     Занятия комплексной программы включали следующие виды физических упражнений:

  1. Упражнения, направленные на подготовку мышц тела к основной нагрузке;
  2. Упражнения, направленные на развитие координации;
  3. Упражнения, направленные на растяжку основных мышц;
  4. Упражнения, развивающие силовые и волевые качества;
  5. Упражнения, развивающие ловкость и скорость;
  6. Упражнения на саморазвитие и самоконтроль
  7. Упражнения на умение двигаться под музыку, чувствовать ритм и др.

      Разработка  содержания комплексной развивающей программы осуществлялась на основе известных психологических упражнений и их модификаций [ред.: Алексенко Н. В., Богданов Г. Ф. Музыка и танец: фольклор и классика, М.2005; Фирилева Ж.Е.,Сайкина Е.Г. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, по направлению «Медагогика», СП, 2007; ред. Турусова Л.И, хореография, история, танец, практика, М.2006; Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия, практическое руководство, М.2007; Андреева Ю. Танцетерапия, СП.2005; Сеидов М. М. Телесная терапия.Воронеж, 2006; Малкина –Пых И.Г. Телесная терапия.М,2005 и др.]. В содержание программы также включены авторские упражнения, которые составлялись профессиональным руководителем по танцам. Он разрабатывал данную программу около 6 лет, вложил в нее все профессиональные знания и душу. В основном она направлена на выносливость молодых людей. Современные танцы подразумевают «максимальное много движений за минимальный промежуток времени». Танцорам необходимо полностью выкладываться как на тренировках, так и на выступлениях. Ученики школы танца имеют возможность выступать в ночных клубах, кафе, вечеринках, что очень важно для сегодняшней молодежи. Коллектив данной школы очень дружный, позитивный и сплоченный. Эта школа отличается от обычных танцевальных групп. Существуют определенные цели, задачи. Целями являются продвижение молодежного  направления RnB, завоевать имя профессиональной школы танца как на уровне города, так и за его за пределами. Задачами являются ознакомление со многими современными  стилями как в России, так и в других странах; выезжать со своими выступлениями, участвовать в танцевальных соревнованиях. Также существует досуговая сторона школы танца. Проводятся всевозможные праздники: день рождения балета, новогодние вечеринки, день 8 марта и многие другие. Летом традиционные походы все составом школы. Таким образом, складывается добрая, уютная и комфортная обстановка.

Информация о работе Влияние танцевальной терапии на уровень тревожности молодёжи