Влияние стиля родительско – детских отношений на успехи детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы: изучить родительско – детские отношения и определить их влияние на успехи детей в школе.
Объект работы: дети в возрасте от 6 до 15 лет.
Предмет исследования: процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2 - 3
Глава 1.Роль семьи в становлении личности:
1.Семья как основной фактор, влияющий на становление личности…….4 - 10
2.Влияние неполной семьи на становление личности……………………11 - 13
Глава 2 Теоретические основы преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений:
1.Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………14 - 18
2.Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………….19 – 22
Глава 3. Изучение особенностей развития детско – родительских отношений в семье.
Методика «Кинетический рисунок семьи»……………………………23 - 30
Методика «Неоконченные предложения»……………………………31 - 32
Заключение……………………………………………………………….33 - 34
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.04 Кб (Скачать)

    Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

    Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не  всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

    Объединяющим  началом для страха и тревоги  является чувство беспокойства

Оно проявляется в наличии  лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

    Наряду с определением  исследователи выделяют различные  виды и уровни тревожности.

    Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

     Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

    Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

    А.И. Захаров  обращает внимание на то, что  в старшем дошкольном возрасте  тревожность ещё не является  устойчивой чертой характера,  имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно  в период дошкольного детства  происходит  становление личности.

    А.М. Прихожан  выделяет виды тревожности на  основе ситуаций, связанных:

  -с процессом обучения  – учебная тревожность;

  -с представлениями  о себе – самооценочная тревожность;

  -с общением – межличностная  тревожность.

    Помимо разновидностей  тревожности, рассматривается и  её уровневое строение.

    И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

    Б.И. Кочубей,  Е.В. Новикова выделяют три  уровня тревоги, связанной с  деятельностью: деструктивный, недостаточный  и конструктивный.        

    Тревожность как  психологическая особенность может  иметь разнообразные формы. По  мнению А.М. Прихожан, под формой  тревожности понимается особое  сочетание характера переживания,  осознание вербального и невербального  выражения в характеристиках  поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые  и закрытые формы тревожности.

    Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

    Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

    Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную,   коммуникативную,   морально-волевую,   когнитивную.

    Исследования  В.В. Лебединского позволяют сделать  вывод, что дети с повышенной  тревожностью относятся к группам  риска по неврозам, аддитивному  поведению, эмоциональным нарушениям  личности.

    Так, какой он, тревожный ребёнок?

    Тревожный ребёнок  имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения  в общении, редко проявляет  инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

    Одним из факторов, влияющих на появление тревожности  у детей, как указывают А.И.  Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.

    Приведём подборку  исследований зарубежных и отечественных  авторов по данной проблеме.

    К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-  кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

    С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

    П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

    И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.

    В.Н. Мясищев,  Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.

    Е.Г. Сухарева  делает следующие выводы: противоречивое  и унижающее воспитание ведёт  к агрессивно-защитному типу поведения  детей с повышенной возбудимостью  и неустойчивостью; деспотическое  воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

    Отечественные  и зарубежные авторы обращают  внимание на то, что родители  порой строят свои отношения  с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей (29).

    Исследования  В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С.  Лисиной и других указывают,  что причиной построения негативного  отношения родителей к ребёнку  является незнание психологических  особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

    С точки зрения  обучения и развития, основными  особенностями ребёнка шестилетнего  возраста является то, что:

  а) ребёнок может  произвольно управлять своим  поведением, а также процессами  внимания и запоминания, эмоциональными  реакциями (А.В. Запорожец).

  б) в любом виде  деятельности может выйти за  пределы сиюминутной ситуации, осознать  временную перспективу, одновременно  удержать в сознании  цепочку  взаимосвязанных событий или  разные состояния вещества или  процесса (Н.Н. Поддъяков).

  в) ведущее значение  приобретает развитие воображения  (Л.С. Выготский).

    Таким образом,  исследуемый материал позволил  нам определиться в сущности  понятия тревожности и её влияние  на личностное развитие ребёнка.  Одним из факторов, влияющих на  её разрастание, являются особенности  родительского отношения к ребёнку:  строгого, жестокого отношения, стили  воспитания, позиция родителей по  отношению к ребёнку, отсутствие  эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с  ним, незнание возрастных и  индивидуальных особенностей малыша.

 

 

 

2. Подходы к  коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

    По     мнению    отечественных   и   зарубежных    авторов     (А.И.   Захаров,  Е.Б.  Ковалёва,  Р.В.  Овчарова,  А.А.  Осипова,  А.С.  Спиваковская,  А. Адлер,  К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

    Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

    Психологическая  коррекция – это такая деятельность, которая направлена на повышение  возможности участия клиента  в самых различных сферах (в  обучении, поведении, в отношениях  с другими людьми), на раскрытие  потенциальных творческих резервов  человека.

    Психологическая  коррекция различается по видам  и формам.

    По видам:  симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

    По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.

    Несмотря на  различия в теориях, целях,  процедурах и формах коррекционной  работы, психологическое воздействие  в целом сводится к тому, что  один человек пытается помочь  другому.

    Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

    Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

    Обоснование метода: семья – целостная система.  И именно поэтому проблемы  диады «родитель-ребёнок» не могут  быть решены только благодаря  психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

    А.А. Осипова  выделяет как средство коррекции  детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.

    Под социально-психологическим  тренингом понимается практика  психологического воздействия, основанная  на активных методах групповой  работы. При этом подразумевается  использование своеобразных форм  обучения знаниям, умениям, техникам  в сфере общения, деятельности  и коррекции.

    Социально-психологический  тренинг – один из методов  активного обучения и психологического  воздействия, осуществляемого в  процессе интенсивного группового  взаимодействия и направленного  на повышение компетентности  в сфере общения, в котором  общий принцип активности обучаемого  дополняется принципом рефлексии  над собственным поведением других  участников группы

    В процессе  социально-психологического тренинга  применяются различные методические  приёмы: групповая дискуссия (базовый  методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так  далее.

    Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила  внимание, что на рост тревожности  дошкольника оказывает определённое  влияние эмоциональных детско-родительских  отношений. В результате ребёнок  находится под давлением родителей.  В качестве коррекции тревожности  у детей предлагала воздействие  на его самосознание через  уровень его развития.

    Методы коррекции  органического уровня: фито- и витаминотерапия,  упражнения на релаксацию и  сосредоточения, обратить внимание  на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.

    Методы коррекции  индивидуального уровня самосознания  направлены на стабилизацию эмоционального  состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).

    Методы коррекции  личностного уровня: упражнение  типа «Вживание в образ», терапевтическое  общение, а также эффективные  проективные методики: рисование  страхов, составление рассказов  по специальным картинкам и  так далее.

    По мнению А.Г.  Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

    Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов,   С.И.Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

    В свете инновационных  подходов к воспитанию и обучению  дошкольников широкое распространение  получили такие формы как: семейные  клубы, конкурсы семейных газет,  создание домашней  видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.

   Анализируя подходы  авторов коррекции детско-родительских  отношений, наиболее значимым, на  наш взгляд, являются формы работы  по обогащению знаний родителей  (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение  родителями психолого-педагогической  литературы по воспитанию детей).

Информация о работе Влияние стиля родительско – детских отношений на успехи детей в школе