Влияние стиля родительско – детских отношений на успехи детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы: изучить родительско – детские отношения и определить их влияние на успехи детей в школе.
Объект работы: дети в возрасте от 6 до 15 лет.
Предмет исследования: процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2 - 3
Глава 1.Роль семьи в становлении личности:
1.Семья как основной фактор, влияющий на становление личности…….4 - 10
2.Влияние неполной семьи на становление личности……………………11 - 13
Глава 2 Теоретические основы преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений:
1.Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………14 - 18
2.Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………….19 – 22
Глава 3. Изучение особенностей развития детско – родительских отношений в семье.
Методика «Кинетический рисунок семьи»……………………………23 - 30
Методика «Неоконченные предложения»……………………………31 - 32
Заключение……………………………………………………………….33 - 34
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.04 Кб (Скачать)

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку  можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт  с ребенком, чтобы впоследствии можно  было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами  взрослых. Т.о., положительное или  отрицательное к нему отношение  со стороны взрослых формирует его  самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним  завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто  обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой  ребенок чувствует, что не соответствует  желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень  мягкая.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка  — то, на что он претендует в своей  деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в  случае неудачи могут получить тяжелую  психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких целей и постоянно  сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для  кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный  ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты  чаще всего возникают при отношении  родителей к подростку как  к маленькому ребенку, а также  любая мелочь — от манеры подростка  одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

 

 

 

 

2.Влияние неполной семьи на становление личности.

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство  правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и  злоупотреблению им.

Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее  выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому  вероятность распада брака у  воспитанников неполных семей значительно  выше по сравнению с теми, кто  воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную  позицию, подготовку к семейной жизни  и т.д.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены  факторами материального, педагогического  и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в  неполной семье, которая целиком  падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых  материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка  прежнего материального уровня женщина  нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому  берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и  т.д. Поэтому вполне естественно, что  ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального  благополучия. Постоянная занятость  матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.                                                          Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Существование неполной семьи  в настоящем обусловлено в  основном следующими признаками: смертью  одного из супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время  ее удельный вес среди остальных  причин не так высок. Внебрачная рождаемость  занимает более значительное место  в образовании неполной семьи; она  поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских  условиях со стороны семьи и недоработки  в области полового воспитания.

Неполная семья, возникающая  в результате развода, с точки  зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме  того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается  перспектива приобретения другого  в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что  лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

Занимая ведущее место  в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым  рядом обстоятельств, оказывающих  деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное  развитие личности ребенка. Прежде всего  к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей  более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада  семьи является изменение отношения  ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство  жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого  он начинает критически относиться к  ней и т. о., по существу, теряет для  себя и второго родителя.

Развод с предшествующими  ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных  факторов, способных оказывать отрицательное  влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области  психики и криминогенного поведения  несовершеннолетних.

 

 

Глава 2. Теоретические основы преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.

1. Влияние родительских  отношений на проявление тревожности у детей  старшего дошкольного возраста.

   Прежде чем рассматривать  вопросы, связанные с влиянием  родительских отношений, обратим  внимание на то, что представляет  собой тревожность.

   В психологической  науке имеется значительное количество  исследований, посвященных анализу  различных аспектов проблемы  тревожности.

   Понятие «тревожность»  многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

    В психологическом  словаре «тревожность» рассматривается  как склонность индивида к  переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения  реакции тревоги: один из основных  параметров индивидуальных различий.

    По мнению Р.С.  Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

    В.В. Давыдов  трактует тревожность как индивидуальную  психологическую особенность, состоящую  в повышенной склонности испытывать  беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях, в том  числе и таких общественных  характеристиках, которые к этому  не предполагают.

    Из определения  понятий следует, что тревожность  можно рассматривать как:

-психологическое явление;

-индивидуальную психологическую  особенность личности;

-склонность человека  к переживанию тревоги;

-состояние повышенного  беспокойства.

    В состав тревожности  входят понятия: «тревога», «страх»,  «беспокойство». Рассмотрим сущность  каждого.

Информация о работе Влияние стиля родительско – детских отношений на успехи детей в школе