Влияние самооценки на успешность деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимосвязь самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1.Рассмотреть понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотреть самооценку младших школьников.
3.Раскрыть особенности взаимоотношений младших школьников в малой группе.
4.Подобрать методики для определения самооценки младших школьников и статусного положения в группе.
5.Провести экспериментальное исследование.
6.Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – самооценка и статусное положение младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние.
Гипотеза: самооценка младших школьников непосредственно влияет на статусное положение в группе.
Практическая значимость изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и руководителями для формирования адекватной самооценки, обеспечивающей благоприятное эмоциональное состояние группы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 5
1.1 ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2 СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 24
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.4 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

     Проведение  теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

/////////

2.3 Проведение исследования

      В исследовании принимали участие 25 детей  младшего школьного возраста. Всем испытуемым было по семь лет. Ниже в  таблице 1 представлены данные испытуемых, участвующих в эксперименте.

Таблица 1.

Данные  испытуемых участвующих  в эксперименте.

Имя Девочка / Мальчик
1 Эллина А. Д
2 Никита З. М
3 Егор К. М
4 Катя Б. Д
5 Андрей П. М
6 Максим К. М
7 Дима К. М
8 Юля К. Д
9 Тоня С. Д
10 Ваня С. М
11 Лиза К. Д
12 Полина Ч. Д
13 Саша М. М
14 Паша С. М
15 Дима Х. М
16 Оля Н. Д
17 Андрей Ш. М
18 Света Р. Д
19 Юля С. Д
20 Вова С. М
21 Андрей Т. М
22 Маша Ф. Д
23 Зина М. Д
24 Таня Т. Д
25 Костя У. М
 

      Сначала был проведен тест на исследование самооценки. Для этого испытуемым была предложена следующая инструкция.

     Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

     В результате проведения исследования были получены следующие результат представленные в таблице 2.

     Таблица 2.

     Данные  исследования самооценки детей младшего школьного  возраста.

Имя Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность
1 Эллина А. 3 8 20 2
2 Никита З. 20 6 2 20
3 Егор К. 8 14 8 8
4 Катя Б. 10 10 10 10
5 Андрей П. 5 10 18 7
6 Максим К. 8 5 8 12
7 Дима К. 16 12 4 19
8 Юля К. 13 4 14 10
9 Тоня С. 2 8 15 3
10 Ваня С. 10 3 13 9
11 Лиза К. 11 5 11 14
12 Полина Ч. 3 16 17 2
13 Саша М. 12 18 10 14
14 Паша С. 3 12 16 4
15 Дима Х. 7 10 19 4
16 Оля Н. 14 20 14 12
17 Андрей Ш. 15 2 6 18
18 Света Р. 10 19 9 11
19 Юля С. 7 15 20 7
20 Вова С. 14 10 10 6
21 Андрей Т. 5 8 20 7
22 Маша Ф. 12 6 12 14
23 Зина М. 17 12 3 20
24 Таня Т. 12 6 13 12
25 Костя У. 4 13 19 7
 

      Таким образом, был проведён тест на исследование самооценки психических состояний  младших школьников и по результатам представленным в таблице делается вывод.

     Далее был проведён тест на исследование самооценки с помощью методики «Лесенка». Для этого детям раздали листки с нарисованной на нем лестницей и объяснили значение ступенек.

//////////

2.4 Оценка результатов  исследования

     В результате проведённого исследования были получены результаты представленные в параграфе 2.3. Проведём оценку полученных результатов исследования.

     По  данным таблицы 2 можно сделать вывод  о том, что 9 испытуемых (Эллина А., Андрей П., Тоня С., Полина Ч., Паша С., Дима Х., Юля  С., Андрей Т и Костя У.) – не тревожны, устойчивы к неудачам, спокойны и выдержаны, не обладают ригидностью  и обладают легкой переключаемостью.

     Двенадцать  детей (Егор К., Катя Б., Максим К., Юля  К., Ваня С., Лиза К., Саша Н., Оля Н., Света  Р., Вова С., Маша Ф. и Таня Т.) обладают средним уровнем тревожности, агрессивности, и ригидности, не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей.

     И четверо школьников (Никита З., Дима К., Андрей Ш. и Зина М.) обладают низким уровнем агрессивности, высоким  уровнем тревожности, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы, наблюдается сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Им противопоказаны любые перемены.

     Можно предположить, что первая группа испытуемых относятся к лидерам, вторая группа относится к нейтралам, а третья группа изгои.

     Далее было проведено исследование самооценки с помощью теста «лесенка». Данные представлены в таблице 3. По результатам  таблицы можно сделать вывод, что 9 испытуемых (Эллина А., Андрей П., Дима К., Тоня С., Паша С., Дима Х., Андрей Т., Зина М. и Костя У.) обладают высокой  самооценкой.

     Низкой  самооценкой обладают двое испытуемых (Полина Ч., Юля С.), а все остальные  обладают нормальной объективной самооценкой.

     Таким образом, проведя данное исследование, нами было определено, что семь испытуемых (Эллина А., Андрей П., Тоня С., Паша С., Дима Х., Андрей Т. и Костя У.) являются лидерами с завышенной самооценкой, двое (Полина Ч. и Юля С.) являются лидерами с низкой самооценкой.

     2 испытуемых (Никита З. и Андрей  Ш.) являются изгоями со средней  объективной самооценкой и   ещё двое испытуемых (Дима К.  и Зина М.) являются изгоями  с высокой самооценкой.

     А все остальные являются нейтралами с нормальной самооценкой (немного  завышенной или заниженной).

     Также можно сделать вывод, что при  исследовании личностных качеств девочки  делали уклон на красоту и оценивали  себя самыми красивыми, а мальчики делали уклон на силу и называли себя самыми сильными.

 

Заключение

     Если  младший школьник, попав в детский коллектив, начинает страдать (например, его отстраняют от участия в общих играх), родителям следует задуматься. Не исключено, что в такой "дружбе" ребенок повторяет свое подчиненное положение в семье. Это часто случается с теми детьми, которые приняли как жизненную программу родительские фразы "Вечно у тебя все не так", "Ты мое наказание" и т.д. и в результате имеют заниженную самооценку. Однако парадокс заключается в том, что многие родители, подавляя ребенка дома, требуют от него лидерства в коллективе и в дружбе.

     "Такое  двойственное положение ребенка  делает его либо агрессивным,  либо забитым", - поясняет психолог. - Мы говорим о втором случае, когда в коллективе ребенок становится в зависимую позицию, и его начинают обижать друзья. Можно ли что-то изменить этой ситуации? Для начала родителям надо проанализировать свое отношение к ребенку и понять, принимают ли они его таким, какой он есть, является ли дом убежищем для маленького человека.

     Исследования  показали, что, вступая в общение  с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость  в удовлетворении потребности в  общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.

     Будучи  важным фактором формирования личности, школьника, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом  стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в  процессе формирования их личностью, благодаря  экранирующему и трансформирующему  характеру влияния ближайшего окружения  личности.

     Данная  работа позволяет выделить ряд общих  психологических моментов в организации  общения, способствующих достижению оптимальных  межличностных контактов.

     Во - первых, общающиеся должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают.

     Во- вторых, у общающихся должен быть сформирован  набор оценочных эталонов, которые  позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого  участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.

     В- третьих, одни участники общения  постоянно должны отдавать себе отчёт  в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение  остальные участники этого общения.

     В - четвёртых, общающиеся должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном  восприятии, которые не редко допускаются  при оценивании внешнего и внутреннего  облика людей, а также при психологическом  объяснении наблюдаемой картины  их поведения.

     Таким образом, общение в коллективе является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает  влияние на формирование личности в  целом. Члены коллектива должны правильно  оценивать не только членов коллектива, но и объективно судить о своих  качествах.

     Таким образом, в данной работе были достигнуты поставленные цели и гипотезы.

 

Список  литературы

  1. 1. Асеев  В.Г. Мотивация поведения и  формирования личности, -М; мысль, 2000г.
  2. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995г.
  3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1998г.
  4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 2000г.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 2001г.
  6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993г.
  7. Блюм Г. “Психоаналитические теории личности”. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина – Э.: Изд-во “КСП” 1996г.
  8. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопрося психологии. – 1999г.
  9. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 2001г.
  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.  Д.И. Фельдштейна. -М., 2002г.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1999г.
  12. Детство и общество. – Санкт-Петербург, 1996г.
  13. Дунаев В.Ю. Общение и личность, 1996г.
  14. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации, -вопросы психологии; 2001г..
  15. Коломенский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 2002г.
  16. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 2002г.
  17. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2001г.
  18. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1999г.
  19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М; просвещение,2001г.
  20. Менчинская М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека, -М; 1999г.
  21. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников, -М; 2003г.
  22. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 2000г.
  23. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997г.
  24. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 2001г.
  25.   Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998г.
  26. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 2001г.
  27. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.), педагогика, 2003г.
  28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996г.
  29. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996г.
  30. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996г.
  31. Пивоварова Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей, -М; 2001г.
  32. Проблема общения в психологии, -М; 1999г.
  33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М; 2001г.
  34. Психология. Учебник. – М.: “Проспект”, 1998г.
  35. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994г.
  36. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998г.
  37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998г.
  38. Рейнвальд Н.И. психология личности, -М; 2002г.
  39. Руденский Е.В. Психотехника общения – Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990г.
  40. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс” – 1996г.
  41. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1999г.
  42. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского, М., 2001г.
  43. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995г.
  44. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), -М; 1999г.
  45. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей // серия Педагогический ф-т – М., 2002г.
  46. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. – М: Канон, 1997г.

Информация о работе Влияние самооценки на успешность деятельности