Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение взаимосвязь самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1.Рассмотреть понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотреть самооценку младших школьников.
3.Раскрыть особенности взаимоотношений младших школьников в малой группе.
4.Подобрать методики для определения самооценки младших школьников и статусного положения в группе.
5.Провести экспериментальное исследование.
6.Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – самооценка и статусное положение младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние.
Гипотеза: самооценка младших школьников непосредственно влияет на статусное положение в группе.
Практическая значимость изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и руководителями для формирования адекватной самооценки, обеспечивающей благоприятное эмоциональное состояние группы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 5
1.1 ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2 СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 24
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.4 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.
Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.
Истоки самооценки.
Необходимость самооценки проистекает из волевой функции сознания, которая ставит перед нами уникальную задачу - сделать себя компетентными в преодолении жизненных трудностей. Мы достигаем этого, живя осознанно, ответственно и целостно.
Воля
к пониманию обуславливает
Воля
к эффективности - отказ человеческого
сознания принимать беспомощность
как постоянное и неизменное условие.
Она проявляется в
Учитывая принцип осознания, для хорошей самооценки существенна интеллектуальная независимость ("думаем сами за себя"). Часто то, что люди называют "думаньем" - просто пережевывание мнений других.
Мощь самооценки на рабочем месте.
Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.
Фундаментальный
аспект самооценки - доверие собственной
способности учиться, судить, решать.
Неспособность принимать
По мнению Брандена принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами:
Высокая
самооценка позволяет обращаться к
другим с уважением и добрыми
намерениями; иметь убежденность в
том, что ты достоин успеха; добиваться
высокого уровня социальной кооперации;
чувствовать собственную
Самооценка - репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
//////////
Изучение
роли самооценки в познавательной деятельности
обнаружило, что особое значение ребенок
придает своим интеллектуальным
возможностям, оценка этих возможностей
другими его всегда очень беспокоит.
Так, в проведенном исследовании
ни один из учеников (в том числе
неуспевающие), перечисляя причины
своей недостаточно эффективной
или плохой успеваемости, не сослался
на затруднения в понимании
Для
того чтобы ребенок чувствовал себя
счастливым, был способен лучше адаптироваться
и преодолевать трудности, ему необходимо
иметь положительное
Следует
обратить внимание на то, что учитель,
организуя учебно-
Предполагает
умение понять и справедливо оценить
себя, подметив свои достоинства и
недостатки. Личностные качества детей
с адекватной самооценкой включают
умение хорошо общаться с другими
ребятами, доброжелательность, отзывчивость.
Таким детям свойственно
////////////
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.
Младшему
школьнику в учебной
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [41].
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.
///////////
родителей в школу.
He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно -ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
Исходя из вышеложенного, следует сделать следующие выводы: социально-психологическая дезадаптация – серьезнейшая проблема педагогики, современной общеобразовательной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Ее основные причины, по нашему мнению, следует искать в особенностях взаимодействий в системах “ученик – учитель”, “ученик – родитель” и “ученик – ученики”.
Целью данного исследования – выявить основные условия взаимосвязи самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Подобрать методики для
2.
Провести экспериментальное
3.
Сделать соответствующие
Объект исследования: развитие личности младшего школьника.
Предмет исследования: самооценка учащихся начальной школы.
Гипотеза:
Тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку)
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов (см. Приложение 1).
Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн).
Данная методика основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как ум, аккуратность и т. д. Испытуемым даётся следующая инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее».
Методика состоит из 6 шкал: ум; аккуратность; хороший; сила; внешность; как оценивают другие.
Методика
проводилась индивидуально с
каждым ребёнком.
Тест «Лесенка»1
Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Информация о работе Влияние самооценки на успешность деятельности