Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.1 Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте………………6
1.2 Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………….. ………………………………………14
1.3 Специфика развития восприятия цвета, формы и величины детей 3-4 лет…………………………………………………………………………….30
1.4 Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………41
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………46
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………47
Выводы…………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы
Заключение.
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Отметим, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Рассматриваемый объем знаний ребенок получает преимущественно на занятиях по математике, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Таким образом, современная отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача развития восприятия - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Таким образом, цель нашего исследования – изучить влияние предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины достигнута, задачи реализованы. Наша гипотеза подтверждена, так как наше предположение о том, что развитие восприятия цвета, формы и величины обусловлено развитием предметной деятельности дошкольников, а именно: чем выше уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет, тем выше их уровень развития восприятия цвета, формы и величины – верно – это соответствует полученным данным. Что обязывает нас обратить внимание на уровень развития предметной деятельности дошкольников.
Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Рекомендации:
- Главной задачей воспитания детей 3-4 лет является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так ребенок катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу
- Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т.п.
- Хвалите ребенка за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать ребенку возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.
- Оценивая ребенка не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.
- Примеры заданий на развитие предметной деятельности:
–игры со звучащими предметами;
–смешивание красок, игры с разноцветной водой;
–игры с тестом, глиной, пластилином (стучим, шлепаем, месим, отрываем кусочки и т. п.)
- выкладывание деревянных кубиков, строительство из них башни;
–выбор одного предмета из кучи – сначала это крупные предметы, которые можно брать всей кистью, потом помельче, которые можно брать в щепоть;
–учить разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету;
–вынимать предметы из корзинки и складывать обратно;
–отыскивать руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с опилками, песком, чечевицей, кофейными зернами, подкрашенной водой;
-разрезать ножницами нитки, делать надрез на блестящей оберточной бумаге и потом разрывать ее руками;
–нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;
–удерживать кисть и проводить ею линии на бумаге;
–держать деревянный молоточек и стучать им
Список использованной литературы
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. М.: Просвещение. 1988. - 144 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999
3. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.
4. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. — Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 3—15.
5. Давыдов В. В. О связи современной психологии с педагогической практикой. — Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 12—18.
6. Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.
7. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.
8. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. — Советская педагогика, 1968, № 7, с. 65—77.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
10. Немов Р.С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
11. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте.— М.: Педагогика, 1978.
12. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1985.-196с.
13. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. — В кн.: Проблемы общей психологии М., 1976, с 219— 234.
14. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.
15. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
16. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
17. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
18. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Психодиагностика и школа. — Таллин, 1980, с. 60—68.
3