Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа
Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Разработать программу эмпирического изучения развития восприятия дошкольников.
3. Выявить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
4. Выявить и исследовать уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
5. Установить зависимость развития восприятия от предметной деятельности дошкольников.
6. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы, заключение.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
1.1 Общая характеристика предметной деятельности. Особенности развития предметной деятельности в дошкольном возрасте………………6
1.2 Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.…………….. ………………………………………14
1.3 Специфика развития восприятия цвета, формы и величины детей 3-4 лет…………………………………………………………………………….30
1.4 Влияние уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия дошкольников 3-4 лет…………………………..………………41
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1. Программа исследования……………………………………………46
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………47
Выводы…………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна.
Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины.
2.1 .Программа исследования
Цель – эмпирически изучить влияние предметной деятельности детей на уровень развития восприятия (цвета, формы и величины) дошкольников.
Нами были определены следующие задачи:
1. Определить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет.
2. Изучить особенности развития восприятия цвета детей 3-4 лет.
3. Выявить особенности развития восприятия формы детей 3-4 лет.
4. Выявить особенности развития восприятия величины детей 3-4 лет.
Для изучения влияния уровня развития предметной деятельности на развитие восприятия цвета формы и величины дошкольников 3-4 лет мы использовали методики: Диагностика развития предметной деятельности. Е.О. Смирновой. Цель: Изучить уровень развития предметной деятельности детей 3-4 лет [16;105]. (Приложение 1), «Особенности восприятия цвета» Цель: Изучить особенности восприятия цвета в разных ситуациях [17; С.243]. (Приложение 2), «Особенности восприятия формы» Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы [17; С.245]. (Приложение 3), «Особенности восприятия величины» Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда [17;С. 250]. (Приложение 4).
Исследования были проведены на базе ДОУ «Детский сад» №47, г. Сыктывкар, с детьми 3-4 лет.
2.2. Анализ результатов исследования
Рассмотрим результаты исследования развития предметной деятельности детей 3-4 лет. В эксперименте принимало участие 23 ребенка 3-4 лет.
Результаты исследования показали, что 10 детей, то есть 43,5 % детей имеют средний уровень развития предметной деятельности и 13 детей, то есть 56,5 % детей имеют высокий уровень развития предметной деятельности. А это значит, что дети имеют преимущественно высокий и средний уровень развития предметной деятельности. (Приложение 5) На основе полученных результатов выборку детей, принимающих участие в исследовании, мы разделили на две группы. В первую группу вошли 10 детей 3-4 лет, имеющие высокий уровень развития предметной деятельности, во вторую 10 детей 3-4 лет, имеющие средний уровень развития предметной деятельности.
Дети, показавшие высокий уровень развития предметной деятельности имеют точные представления о назначении окружающих предметов, активно обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают много различных культурно-фиксированных действий. Дети проявляют выраженный интерес к предметам, полностью поглощены деятельностью, действуют сосредоточенно, длительно сохраняют интерес; выражают яркие положительные эмоции; предпочитают действовать самостоятельно. Дети добиваются оценки взрослого и учитывают ее в своих действиях; упорно пытаются добиться правильного результата, варьируя способы действия, сопровождают свои действия речевыми высказываниями.
Дети со средним уровнем развития предметной деятельности имеют недостаточно полные представления о назначении окружающих предметов, обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают одно-два культурно – фиксированных действия, предпочитают манипулятивные действия. Эмоциональная вовлеченность в деятельность у этих детей слабая, они эпизодически проявляют интерес к предметам, часто отвлекаются; проявляют интерес или положительные эмоции, но действуют с опаской или робко. Настойчивость в деятельности слабовыраженная, характеризуется тем, что дети совершают 2—3 попытки решить задачу и теряют интерес к ней. Дети пытаются действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. При воспроизведении образца действия не всегда доводят начатое действие до конца. Дети ищут оценку взрослого но не всегда учитывают ее в своей деятельности, редко пользуются речью, быстро теряют цель.
Рассмотрим результаты изучения восприятия цвета, формы, величины.
Для изучения восприятия цвета была использована методика «Особенности восприятия цвета». (Приложение 2) Результаты исследования представлены в таблице (Приложение 6 -11). Полученные данные свидетельствуют, что 60% детей I группы имеют высокий уровень развития восприятия цвета. 40% детей имеют средний уровень восприятия цвета, низкого уровня выявлено не было. Это говорит о том, что дети I группы правильно различают и называют основные цвета спектра, но путают иногда дополнительные цвета и их оттенки. Находят нужный цвет при назывании его взрослым. Во II группе высокий уровень развития восприятия цвета составил 40%, средний 60%, низкого уровня так же выявлено не было. У детей II группы при выполнении задания возникали сложности – в определении оттенка цвета в тех ситуациях, когда возникала необходимость выбирать оттенок среди кружков одного и того же цвета. Однако, дети с высоким уровнем развития предметной деятельности (I группа) справлялись с заданием в основном, на основе зрительного анализа, а дети, имеющие средний уровень развития предметной деятельности (II группа) с заданием справлялись легче при непосредственной работе с материалом. То есть сравнивали цветные кружки друг с другом, прикладывали их к коробочке и т.д.
Рассмотрим результаты, изучения особенностей развития восприятия формы у испытуемых сравниваемых групп. Проводилось 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 3-4 лет.
Были сопоставлены количественные данные по сериям эксперимента, выявлены особенности восприятия формы. Данные занесены в таблицу (Приложение 3). Полученные результаты свидетельствуют, что дети I группы с заданием справились, то есть узнавание ими формы и размера осуществлялось не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствовала более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремились коснуться его рукой, взять в руки, повернуть. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имело, для детей I группы, обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у детей II группы наблюдался весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничивались беглым зрительным восприятием и поэтому не различали близкие по сходству фигуры (трапеция или треугольник, прямоугольник и квадрат). Дети данной группы воспринимали предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе величину, фактуру, часто ошибались, ощупывали фигуру не по краям, а только середину, подсматривали, им легче было подсмотреть, чем ощупать фигуру, нужную фигуру находили не сразу. (Приложение 12,13)
Рассмотрим результаты изучения развития восприятия величины у испытуемых сравниваемых групп. (Приложение 4). Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Были вычислены показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда. Задание считалось выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки и неуспешности построения сериационного ряда. Результаты исследования занесены в таблицу (Приложение 14 - 15) Полученные данные свидетельствуют о том, у детей первой и второй групп преобладает I и II уровень развития восприятия величины. В первой группе I уровень показали 70% детей, II уровень 30% детей. III и IV уровня выявлено не было. Во второй группе 30% детей имеют I уровень развития восприятия величины, 50% детей имеют II уровень развития восприятия величины,20% детей имеют III уровень развития восприятия величины, IV уровня выявлено не было. Таким образом, наиболее характерный способ построения ряда детьми II группы состоял в случайном выборе элементов без учета их размера (беспорядочное расположение). Дети брали близлежащую палочку, затем следующую и т. д. Положив все палочки рядом, они считали задачу выполненной. При указании на ошибку они начинали менять палочки местами. Изменив местоположение двух-трех, а иногда и всех палочек, эти дети говорили: «Теперь все правильно».
Дети I группы действовали более целенаправленно, чем дети II группы. Большинство из них ориентировалось на общее направление ряда и не путало основания выбора. Они редко строили ряд путем беспорядочного выбора элементов. Почти все дети делали попытки сравнивать элементы по парам, начинали строить ряд с «длинной», по их мнению, палочки, замечали некоторые свои ошибки и пытались их исправить.
Следовательно, можно сделать вывод, что дети, имеющие высокий уровень развития предметной деятельности выполняют задание в основном на основе зрительного анализа длины палочек, а дети со средним уровнем развития предметной деятельности выполняют задание, в основном сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.
Выводы
Таким образом, после сравнения результатов, можно сделать вывод о том, что:
1. Дети с высоким уровнем развития предметной деятельности имеют точные представления о назначении окружающих предметов, активно обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают много различных культурно-фиксированных действий; проявляют выраженный интерес к предметам, полностью поглощены деятельностью, действуют сосредоточенно, длительно сохраняют интерес; выражают яркие положительные эмоции; предпочитают действовать самостоятельно; добиваются оценки взрослого и учитывают ее в своих действиях; упорно пытаются добиться правильного результата, варьируя способы действия, сопровождают свои действия речевыми высказываниями.
2. Дети со средним уровнем развития предметной деятельности имеют недостаточно полные представления о назначении окружающих предметов, обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают одно-два культурно – фиксированных действия, предпочитают манипулятивные действия. Эмоциональная вовлеченность в деятельность у этих детей слабая, они эпизодически проявляют интерес к предметам, часто отвлекаются; проявляют интерес или положительные эмоции, но действуют с опаской или робко. Настойчивость в деятельности слабовыраженная, характеризуется тем, что дети совершают 2—3 попытки решить задачу и теряют интерес к ней; пытаются действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. При воспроизведении образца действия не всегда доводят начатое действие до конца. Дети ищут оценку взрослого но не всегда учитывают ее в своей деятельности, редко пользуются речью, быстро теряют цель.
2. Дети с высоким уровнем развития предметной деятельности правильно различают и называют основные цвета спектра, но путают иногда дополнительные цвета и их оттенки. Находят нужный цвет при назывании его взрослым; справляются с заданием в основном, на основе зрительного анализа. У детей со средним уровнем развития ПД при выполнении задания возникают сложности – в определении оттенка цвета в тех ситуациях, когда возникает необходимость выбирать оттенок среди кружков одного и того же цвета; с заданием справляются легче при непосредственной работе с материалом. То есть сравнивают цветные кружки друг с другом, прикладывали их к коробочке и т.д.
3.Узнавание детьми с высоким уровнем развития ПД формы и размера осуществлялось не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет для них, обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. У детей со средним уровнем развития ПД наблюдался весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничивались беглым зрительным восприятием и поэтому не различали близкие по сходству фигуры (трапеция или треугольник, прямоугольник и квадрат). Дети данной группы воспринимают предметы ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе величину, фактуру, часто ошибаются.
4. Дети, имеющие высокий уровень развития предметной деятельности выполняют задание в основном на основе зрительного анализа длины палочек, а дети со средним уровнем развития предметной деятельности выполняют задание, в основном сравнивая палочки, путем прикладывания их друг к другу.