Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:22, реферат
В работе раскрыты такие темы как:философские основы и история вопроса. Семья – как эталон воспитания; Половое самосознание: формирование понятий мужественности и женственности;Отношение к детской влюблённости. Интимные вопросы;Формирование сексуальности и её проявление в подростковом возрасте; Гигиена полового воспитания: личная гигиена; профилактика онанизма; особенности физиологии подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Философские основы и история вопроса. Семья – как эталон воспитания…………………………………………………………….5
2. Половое самосознание: формирование понятий мужественности и женственности………………………………………………………...8
3. Отношение к детской влюблённости. Интимные вопросы……….10
4. Формирование сексуальности и её проявление в подростковом возрасте……………………………………………………………….15
5. Гигиена полового воспитания: личная гигиена; профилактика онанизма; особенности физиологии подросткового возраста……23
5.1 Загруженность ребёнка деятельностью…………………………...27
Заключение………………………………………………………………29
Список используемой литературы………………
Очень много внимания половому воспитанию было уделено в старое время. Больше всего беспокоились о том, чтобы ребенок был как-то по-особенному разумно подготовлен к половой жизни, чтобы он не видел в ней ничего «стыдного», ничего тайного. Полагали, что если ребенку все разъяснить и растолковать, то этим будет достигнуто и правильное половое воспитание.
«Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше…» (В.И.Ленин).
«Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий» (Х.Виланд).
К вопросам полового воспитания надо относиться с гораздо большим спокойствием и не делать из него непоправимых фокусов. Информированность подростков в этом вопросе порой достигает высокого уровня, но та ли эта информированность. Информированность еще не создает жизненной позиции, но во многом определяет ее, способствует формированию мировоззрения. Вместо воспитания, которое должны проводить взрослые, у нас процветает антивоспитание, когда подружки хором учат жить, а ребята твердят о «мужестве» на свой манер.
Что делать с такой модой? Специалистам, занимающимся подростковой психологией, известно, на сколько ребята стремятся принадлежать к группе и быть такими, как все в ней. Тут бесполезны угрозы, бессильны наказания, это скорее приведет к обратному результату.
Новые условия жизни породили и новые семейные отношения и вынуждают нас по-новому решать проблемы полового воспитания, но прежде всего нужно посмотреть на родителей, на их отношения в семье и научить, объяснить о необходимости полового воспитания с младенчества.
Сегодня никто из ученых и практикующих врачей не сомневается в том, что первый этап психосексуального развития начинается задолго до того, как малыш появляется на свет. В зависимости от первичных половых признаков ребенка одевают, воспитывают, ориентируют в играх родители с первых дней жизни. Ученые пришли к выводу, что даже способ пеленания и ухода за младенцем влияет на его физическое и умственное развитие, чем больше ребенок двигается, тем выше его потенциал. Но, по счастью, это влияние не окончательное: то в чем он отстал, чем не овладел в свое время, можно наверстать позже. Другое дело эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации, куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша важно, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноко в новом огромном мире, где добиваться необходимого приходится с определенным напряжением сил, в крике, в истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, нужно, чтобы понимали его потребности и уважали желания. Стремясь к разумному воспитанию, не надо бояться любить малыша и показывать ему свою любовь. «Именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных, семейно-брачных отношений» .
Нежность и любовь нужна ребенку в частности, для того, чтобы, став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки, заботы. Отсутствие эмоционально и телесного контакта с родителями, особенно с матерью, формируют у ребенка неумение общаться со сверстниками, легко менять симпатии и привязанности.
Воспитателям, родителям следует помнить, что процесс формирования полового самосознания ребенка, его психосексуальное развитие проходит после рождения очень важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых девиаций, и учитывать это при тактике общения с ним. Уже в первые годы жизни ребенок учится не только различать и называть людей, но и противопоставлять их по полу. Годовалый малыш может без посторонней помощи определять кто перед ним дядя или тетя. Ну а затем идет становление понятия «я» и совпадает оно у ребенка со становлением полового самосознания, отождествления с представителями того или иного пола. Когда ребенок делает важное для себя открытие, кто он – мальчик или девочка, с этого момента начинается половое воспитание ребенка. Родители развивают в ребенке представление о принадлежности ребенка к полу, при этом в мальчике поощряются мужские качества, а в девочке – женские черты характера.
Первые
осложнения с родителями возникают,
когда ребенок, изучив свои уши, нос,
глаза и т.д., двигается дальше,
переключая свое внимание на половые органы
и узнает, что не у всех они одинаковые.
Этот интерес чисто внешний, можно объяснить
ребенку этого возраста, что это связано
с личными делами человека. Опытные педагоги
и психологи знают, что чем больше шума
поднимают родители из-за этого, тем сильнее
и интереснее кажется этот вопрос.
3. Отношение к детской влюбленности. Интимные вопросы
Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Обычно это происходит в 3-4 года. Этот вопрос для него важен настолько, как и остальные вопросы: «Почему трава зеленая? Почему летает птица?», по своей осмысленности он настолько же невинен. Но что же ответить на него? Говорить надо только правду. Любопытство малыша надо удовлетворить на уровне его понимания. «Для всякого знания приходит свое время…» (А.С.Макаренко). Важно в этот ответ вложить смысл о взаимной любви и создать почву для возникновения в будущем уважительного отношения к этой теме.
«Дайте детству созреть в детях» (А.В.Луначарский).
«Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу» (У.Геккерей).
В
7-10 лет у некоторых детей
Психологи, сексологи считают важным всемерно поддержать деятельность ребят на половую дифференциацию. Всему свое время, а пока они тратят свои силы на утверждение своей роли и достоинства, доказательство независимости, поиск своей роли и достоинства, поиск настоящих друзей среди всего нового, все расширяющегося круга общения. В этом возрасте дети любят создавать различные «тайные общества», кружки, группировки. Их жестокие правила служат одной очень важной цели: подготовиться к взрослой жизни с ее многочисленными ограничениями. Как правило, именно в 7-10 лет практически каждый ребенок получает информацию о сексуальных отношениях, но получает, как правило, не от родителей. Именно в это время важно привить ребенку эмоциональную окраску отношений между мужчиной и женщиной: привязанность, любовь, радость от общения друг с другом, объяснить желание пожениться, желанием не расставаться друг с другом, и как следствие родить ребенка. Важно сделать свой рассказ деликатным, дать ему большую эмоциональную окраску.
В конце младшего школьного возраста, в период 10-11 лет – ребята вступают в препубертатную, или подготовительную фазу. Приходит в действие механизм полового созревания, в кровь начинают поступать гормоны, специфичные для данного пола вызывая более быстрый рост, интенсивное развитие скелета, появление вторичных половых признаков. Чем дальше заходит этот процесс, тем чаще девочку, мальчика начинают мучить вопросы: кто я, какой я, что со мной происходит, что ждет меня впереди? И не так-то просто найти на них ответы. Мало того, что подросток подчас не понимает самого себя, такими же странными, непонятными, чужими становятся друзья, родители и порой непонятное толкает на непредсказуемые поступки. Трудным этот возраст назван не потому, что нам взрослым невероятно тяжело с ними, а потому, что порой неимоверно трудно им самим. К сожалению, мы часто забываем об этом.
В самом начале этого процесса взрослым необходимо поговорить с ребенком о тех изменениях, которые с ним происходят и будут происходить. Понятное и ожидаемое не так пугает, как неожиданное и неизвестное. Необходимо объяснить ребенку, что нет ничего постыдного в его изменениях, что он входит во взрослую жизнь, поэтому от него ждут серьезности в поступках и рассудительности в поведении.
Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Подросток еще не перешел во взрослый мир, но уже покинул детство. Отсюда двойственность его поступков, отсюда многие беды.
Все это не может не отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям и педагогам. В этот период ребенок особенно раним и эмоционально не устойчив.
В этом возрасте начинается фаза психосексуального развития – фаза романтической влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. К тому же он еще не совсем понимает, откуда оно исходит, и вовсе не знает, как с ним быть. Именно в это время под воздействием случая, нелепых совпадений, а порой из-за неправильных действий родителей возникают и порой закрепляются неприемлемые формы сексуальной активности. Что же следует рассказывать ребятам 13-15 лет? Прежде всего, это можно узнать у самих подростков, поведя анонимную анкету. К тому же в таком деликатном вопросе следует учитывать и национальные, религиозные традиции, уровень общей культуры населения, уровень культуры семьи и т.д. Прежде чем начинать половое воспитание ребенка, надо провести соответствующую работу с родителями, сделать их своими единомышленниками. Литература дает педагогу огромную возможность для освещения как морально-нравственных, так и житейско-бытовых аспектов любви, обсуждения тем, связанных с понятиями мужественности, женственности, чести и достоинства, гордости. Остановитесь специально на неписанных, но принятых почти во всем мире кодекса чести, правилах, требующих соблюдать достоинство, «держать себя на высоте». «Утрата человеческого достоинства это несчастье. Там, где уничтожено достоинство, там нет человека». Гегель.
«Сильнее всех – владеющий собою» (Сенека).
«Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется» (Л.Н.Толстой).
Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу. Когда у ребенка воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть большая привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, тогда говорить с ребенком о половой жизни будет легче. Хорошо если эти беседы происходят по секрету между отцом и сыном или между матерью и дочерью. Такие беседы должны касаться как вопросов половой нравственности, так и в особенности вопросов половой гигиены.
«Человек до тех пор человек, пока у него есть понятие интима. Если его отнять, человек превращается в животное» (Л.Н.Толстой).
Интимные вопросы. Как отвечать на вопросы, которые часто задают мальчики и девочки в период полового созревания
Почему я пахну не так, как раньше?
Во время полового созревания начинают активно действовать сальные и потовые железы. Именно поэтому от тебя часто стало пахнуть потом. Особенно важно соблюдать личную гигиену половых органов, мыть ноги, подмышечные впадины, чтобы тебе и окружающим не было неприятно. Старайся принимать каждый день душ, а после этого модно воспользоваться дезодорантом.
Почему я так быстро прибавляю в весе?
Потому что ты очень быстро растешь. Англичане называют прибавку в весе в это время «щенячьим жиром», и большинство людей с возрастом его теряют. Значительная часть избыточного жира затем замещается мышечной тканью. В этот период постарайся не увлекаться сладким и жирным. Занимайся физкультурой. Спи не меньше 8 часов. Все это поможет твоему телу и коже.
Можно ли что-нибудь сделать с прыщами на лице?
В период полового созревания начинают интенсивно работать сальные железы. Пока этот процесс не закончится – прыщи (их называют «акне») на лице, шее, спине могут доставлять тебе неприятности. Лучший способ избавиться от них – это следить за чистотой кожи и правильно питаться. Если же у тебя очень много прыщей – обратись к доктору, он поможет тебе.
Что особенно волнует мальчиков
Иногда я просыпаюсь, а у меня на простыне влажные пятна. Что со мной происходит?
По этому поводу не стоит волноваться, так как в твоем возрасте это нормальное физиологическое явление, называемое поллюцией. Ты становишься взрослым, иногда ночью половой член становится твердым (наступает эрекция), и из него выделяется жидкость молочного цвета. Это явление называют эякуляцией, а жидкость – спермой. Наутро ты можешь даже не вспомнить об этом и только тогда, когда увидишь на пижаме или трусах пятно белого цвета, поймешь, что произошло.
Мой друг и я – ровесники. Но у него половой член больше, чем у мня. Как могло такое случиться?
Двух абсолютно одинаковых людей нет. Люди имеют разные формы и размеры лица, носа и др. Это также относится и к размеру полового члена. Большой он или маленький – не так важно, потому что в состоянии эрекции у мужчины половой член значительно увеличивается в размере. Твоя мужественность не будет зависеть от размеров половых органов.
Информация о работе Влияние полового воспитания на формирование нравственных качеств