Влияние организационного конфликта на имидж предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать влияние организационного конфликта на имидж предприятия.
Задачи работы:
Дать определение организационным конфликтам;
Изучить типологию конфликтов;
Дать определение имиджу организации

Содержание

Введение 3
1 Имидж как характеристика организации 5
1.1 Понятие имидж: содержание, классификация, функции 5
1.2 Особенности имиджа организации 9
2. Влияние организационных конфликтов на предприятие 14
2.1 Понятие и типы конфликтов 14
2.2 Особенности организационного конфликта 16
3 Исследование влияния организационных конфликтов на имидж предприятия 22
3.1 Характеристика организации 22
3.2 Обоснование исследования. Описание использованных методик 23
3.3 Анализ анкетирования организации 25
3.4 Анализ результатов тестирования, полученных по типологии Майерс-Бриггс 26
3.5 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 30
Заключение 32
Список использованных источников 42
Приложение А. «Анкета опроса организации на взаимоотношения конфликтности» 35
Приложение Б. «Диаграммы респондентов по методики Т. Лири» 36

Работа содержит 1 файл

моя курсовая прмя готова.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

Межличностный конфликт может также  проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и  группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Между отдельной личностью и  группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности [19].

К сожалению, частым примером межгруппового  конфликта служат разногласия между  линейным и штабным персоналом. Штабной  персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном.       Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство, но поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

2.2 Особенности организационного конфликта

Одним из наиболее часто встречающихся в последнее  время видов конфликта  является организационный. Он заключает в  себе некоторую специфичность, характерную  для  наших  дней. Предприятие – это функционально-целевая общность, создаваемая индивидами или более широкими общностями (надорганизациями) для  удовлетворения социальных потребностей личностей и общностей [21]. С этой точки зрения, предприятие представляет собой внутренне-противоречивую систему. С одной стороны, оно является инструментом достижения целей иной организации или личности. В  условиях рыночных отношений субъектом целеполагания может быть владелец предприятия, группа держателей основного пакета акций, государственная  организация, министерство,  ведомство и т. д. Но с другой стороны, для успешного функционирования оно хотя бы частично должно быть субъектом собственной деятельности, то есть  обладать возможностью целеполагания, свободой, автономией и другими характеристиками субъекта.

 Организации,  цели и функции которых по  преимуществу задаются извне,    называются    инструментальными.  Инструментально организации детерминирует  целый класс конфликтов. Важнейшим  из них  является  конфликт  целеполагания. Этот  конфликт  возникает  тогда, когда перед организацией возникают противоречивые и даже не  совместимые  цели.

 С  целедостижением   органически   связаны    типичные    для инструментальных  организаций внутриорганизационные конфликты, носящие дисфункциональный характер. Основной элемент всякой организации - люди - индивиды, группы и иные общности. Инструментальная организация – это та, что строит свою деятельность на строгом  соблюдении правил, инструкций, норм. Ее главное требование - дисциплина и порядок. Но уже Р. Мертон показал, что дисциплина  необходима для того, чтобы агенты достигали стандартизированного поведения, независимо от достижения цели. Они принимают правила поведения не как средства, а как цель. В результате происходит  подмена  главной  цели. Целью деятельности людей на предприятии становится не достижение целей, поставленных субъектом - учредителем организации (производство определенных    материальных ценностей, услуг, получение прибыли), а выполнение правил и инструкций, поддержание дисциплины и порядка [22].

Наряду  с  инструментальными   организациями   в   современных условиях широкое  распространение получили субъектные  организации,  то  есть такие организации, которые сами себе задают цель деятельности, являются субъектами   целеполагания. Как   отмечают исследователи организаций, предприятия, делающие ставку на собственную  субъективность  и  субъектность своих подразделений,  отрицающих  необходимость  всеобщей  регламентации,  и способные  определять  то,  как  им  выполнить работу,  как при заданных ограничениях достичь внешне фиксированных целей,  относительно  молоды.  Они возникли  в связи с утверждением  в организациях  доктрины  человеческих отношений для того, чтобы повысить  эффективность деятельности  предприятия за счет использования так  называемого  «человеческого  фактора».  Но  такие организации, считают Ф. М. Бородкин, Н. М.  Коряк,  и  более  конфликтны  по своей природе [23].

Главная   причина   повышенной   внутренней    конфликтности организаций этого типа заключается в том, что  они  принципиально  опираются на способность людей к самодеятельности, на субъектное начало как  отдельных индивидов, так и групп. Именно  на  такого  типа  предприятиях  господствует неформальная  организация,  центробежные   процессы   в   которой   являются источником  конфликтов.  Неформальные  группы  на  таком  предприятии  могут сформировать  свои  собственные  цели,  существенно  отличающиеся  от  целей организации. И это уже является причиной  организационного  конфликта.  А  в условиях,  когда  членами  такой   группы   становятся   формальные   лидеры организации, они вполне способны цели своей  группы  противопоставить  целям своего предприятия.

Конфликтологи указывают, что любое предприятие  располагает такими   подразделениями, взаимодействие  между  которыми потенциально конфликтно. В этом случае возможны как горизонтальные,  так  и  вертикальные конфликты.  Горизонтальные  конфликты чаще всего возникают  тогда,  когда различные    подразделения    предприятия    черпают средства своего функционирования  из  одного  ограниченного  источника  при   условии, что свободные резервы средств уже истощены. Но конфликт между  структурными  подразделениями  предприятия может  возникнуть  не  только  из-за   дефицита   средств,   но   приобрести позиционный характер. Позиционность - это отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих друг с другом  в  решении общей  направленности  целедостижения.  Иначе говоря,  позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание противоположностей, интересов и целей его членов. На  основе  противоречивых позиций индивидов,  групп,  подразделений  возникает  позиционный  конфликт [23].

«Позиционный  конфликт,  по  определению   А.   И.   Пригожина, -  это   вид контролируемого  межцелевого напряжения, связанного с противопоставлением параллельных целей по единой горизонтали» [24 c 15].

Однако  наиболее  часто  организационные   конфликты   возникают вследствие внутренней  противоречивости  социальной  структуры  предприятий, построения  их  по  вертикальному иерархическому принципу. И здесь, как справедливо указывал   Дарендорф  и его последователи, основным конфликтогенным фактором  является  борьба  различных   индивидов,   групп, структур  по  проблемам  власти.  Эта  борьба  носит   самый   многообразный характер.

В любой организации, на любом  предприятии по  самой  природе  функционирования организации заложены два  типа  власти,  власть  на  основе положения в иерархии и власть на основе профессионального  знания.  Эти  два типа   власти   в   известной   мере   противоречат друг другу. Власть администратора, бюрократа возникает из его социального статуса  руководящего работника, базируется на праве приказа и поэтому подчинение ему не  является добровольным. Администратор в принципе не обязан убеждать своих  подчиненных в обоснованности своего распоряжения, хотя определенный  тип  администратора и может это делать. Власть технического специалиста - профессионала  связана с признанием его социального статуса с этих  позиций  и  поэтому  подчинение компетентному специалисту является добровольным.

Главной практической проблемой современных организаций является определение степени самостоятельности  специалистов  в  сфере  оперативной  формулировки   целей деятельности, типа решаемых задач, способа использования знания и контроля исполнения. Борьба между   носителями   различного типа  власти - административной и  профессионального знания - один  из  распространенных видов межгруппового конфликта. Межгрупповые вертикальные конфликты в самых разнообразных формах    являются наиболее распространенной формой организационного конфликта. Как отмечают Ф. М. Бородкин и  Н. М. Коряк, в самой основе иерархической структуры организаций, где имеют место отношения руководитель-подчиненный, в котором   руководитель наделен функциями управления и контроля и располагает рычагами  принуждения, потенциально заложена  возможность   конфликтной   ситуации.   Уже   сам   факт наличия потенциального принуждения  указывает  на  возможную  несовместимость  целей деятельности  руководителей  и  подчиненных  и  это  порождает   конфликтные ситуации [25].

 Весьма частым  источником конфликтов в организациях  является несбалансированность  рабочих  мест. Сбалансированность рабочего места означает,  что  рабочему  месту не должны приписываться функции, не обеспеченные средствами, необходимыми для  их  исполнения,  не  должно  быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и  права  при  этом должны быть взаимно уравновешены, т.е.  каждая  обязанность  должна  быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может осуществляться  без определенной обязанности; объем ответственности, и объем власти должны  быть связаны,  т.е. ответственность   за  что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью и наоборот. Сбалансированность означает  также,  что обязанности должны быть связаны только с данной  совокупностью функций,  а ответственность может возникать лишь  при невыполнении   именно   данной совокупности   функций, т.е. невыполнении   связанных   с   функциями обязанностей.             Сбалансированность  рабочего  места  означает,  наконец,  что совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Достичь такого идеального  состояния,  чтобы  все   рабочие   места   были сбалансированы, очень трудно. Функции и средства для  многих  типов  рабочих мест  зачастую  фиксируются  лишь   приблизительно. Даже   когда   функции определены, иногда не известны средства для их  выполнения. Это  относится, прежде  всего,  к  тем  рабочим  местам,  где  технологическая  деятельность нечеткая. Таковы,  например,  многие  рабочие  места  экономической  службы, службы линейного и функционального управления, инспекционных служб, многие исследовательские рабочие места. В подобных  ситуациях  начинается  стихийное,  не  предусмотренное  никакими правилами и инструкциями, перераспределение функций и средств по  однородным и даже разнородным рабочим местам.

Если перераспределение  происходит в группе, члены которой  взаимно  дружески настроены,  конфликтные  ситуации  и  конфликты  не  возникают.   В   группе известно, кто какую работу лучше  делает,  есть  стремление  к  выравниванию загрузки,  чувство  взаимной  ответственности  за  выполнение   совокупности предписанных  функций.  Такая группа  имеет мощные  неформальные  средства воздействия на каждого своего члена, о чем речь пойдет ниже. Постепенно  при долгом   существовании   группы   в   стабильном   составе    вырабатывается традиционное балансирование рабочих мест, распределение функций и средств. Осложнения возникают и в случае, когда из группы, в  которой  уже  достигнут баланс, кто-либо уходит. Если длительное время никто не  замещает  возникшей вакансии,  группе  приходится  вновь заняться  балансировкой.  Это чревато внутригрупповыми конфликтами. Они зачастую  невидимы  постороннему  глазу и внешне выражаются лишь в некотором снижении производительности или качества работы. В них до поры до времени никому не  следует и вмешиваться.  Группа разберется сама. Вмешиваться в конфликт можно и нужно лишь тогда, когда члены группы не смогли договориться между собой, и конфликт вышел за ее пределы или когда группа обращается  к посторонним для нее лицам как к третейским судьям.

Весьма распространены  в  организациях  межличностные  конфликты. В основе конфликта  лежат  столкновения  людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров,   интересов  с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Современная  конфликтология  достаточно   подробно   описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает  постепенно и вначале находятся в  так  называемом  инкубационном,  скрытом  (латентном) состоянии,  при  котором  конфликтующие   стороны   выражают   скрыто   свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило,  предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой  способ  не вызывает  позитивной  реакции,  игнорируется  или  наталкивается  на  отказ, конфликт  переходит  в  открытую  форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное  поведение - это действия, направленные  на  то,  чтобы  прямо  или  косвенно  блокировать   достижение противостоящей стороной ее целей,  намерений,  интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые  индивиды не только стремятся урегулировать,  но  и  всячески  усугубляют,  продолжая  разрушать прежние структуры нормальных. Таким образом, модель конфликта  содержит:  ситуацию,  источники  конфликта, возможности  разрастания  конфликта,   реакцию   на   ситуацию,   реализацию конфликта,  управление  конфликтом,   функциональные   и   дисфункциональные последствия конфликта.

Последствия  конфликта  могут  быть  функциональными  (конструктивными)  и дисфункциональными (разрушающими). Среди  функциональных  последствий  можно выделить: поиск  и выработки взаимоприемлемого  решения, снятие  враждебности, несправедливости конфликтующих людей, разрядка, появление условий для сотрудничества, творчества, взаимопонимание,  анализ  проблем  и  разработка различных вариантов их решений. Дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность  людей, их плохое самочувствие,  рост  текучести  кадров,  уменьшение  сотрудничества, излишне сильная  преданность  своей  группе  и  проявление   непродуктивной конкуренции с  другими  группами,  представление  о  другой  стороне  как  о «враге»,  уменьшение  коммуникаций  вплоть  до  их   полного   исчезновения, смещение акцента — придание большего  значения  «победе»  в  конфликте,  чем решению проблемы. Таким  образом,   были  рассмотрены  следующие   вопросы   необходимые   для раскрытия вышеназванной проблемы [25].

Конфликт - это  особый вид взаимодействия  субъектов   организации (оппонентов), при котором  действия одной стороны, столкнувшись с противодействием  другой,  делают  невозможным реализацию ее целей  и интересов. Конфликт помогает выявить  разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать  большое количество альтернатив и т.д. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности [26].

Информация о работе Влияние организационного конфликта на имидж предприятия