Влияние музыки на эмоциональное состояние личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Музыка присутствует в жизни каждого человека. С ней могут быть связаны как негативные, так и позитивные воспоминания. Различные музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние человека Данная проблема мало изучена на территории нашей страны и поэтому она является актуальной.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах .

Содержание

Введение

Глава 1.Психофизеологические аспекты восприятия звука...……………...5
1.1.Слуховая система человека…………………………….……….….......….5
1.2.Психология восприятия музыки……………………….………………....11

Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности. Экспериментальное исследование………………….…..……..……………...16
2.1.Влияние музыки на эмоции……………………….………………………16
2.2.Эксперементальное исследование влияния музыки на эмоциональное состояние личности……………………………………….…………………....26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список литературы…………………………………………………………..…29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 85.42 Кб (Скачать)

Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении различные формы музыкально-слуховой деятельности, например, композитора, исполнителя, слушателя, всех их объединяет то общее, что заключает в себе категория переживания.

Процесс музыкального переживания  не ограничивается актом восприятия музыки. И в пост коммуникативной  фазе, в отсутствие звучания человек  продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. По данным исследования А.Л.Готсдинера, психофизиологическое последствие музыки имеет различную продолжительность – от 2-5 мин. До 15-30 мин. Оно связано как с индивидуально- типологическими особенностями человека, так и с содержанием  самой музыки. Последствие музыки автор интерпретирует как проявление слухового эйдетизма.[13]

В психологическом отношении длительность переживания в пост коммуникативной  фазе трудно оценить, а тем более  измерить приборами. Исчезновение физиологической  реакции, обусловленной наличием восприятия музыки, не является  свидетельством окончания процесса музыкального переживания.

Процесс переживания, оценки, переработки  музыкальной информации  может  продолжаться в течение очень  длительного времени.

Недостатком многих теоретических  попыток объяснения механизмов музыкального переживания является абсолютизация  одного из начал: объективного, связанного с особыми возможностями музыкального произведения, его структурной организацией и субъективного, выражающего личностно-катарсические  превращения в человеке в связи  с особой деятельностью его психики  в процессе восприятия музыки.

Психологические механизмы музыкального переживания можно раскрыть лишь на основе системного исследования многообразных  социальных, идеологических, культурных, этнографических отношений, в которые  включен человек как субъект  различных видов деятельности.

Музыкальное переживание детерминировано действием трех механизмов:функциональных, мотивационных, операционных, отражающих природу человека как индивида, личности, субъекта деятельности.

Функциональные механизмы связаны  с системой генетически обусловленных онтогенетических свойств слуха, моторики, обеспечивающих уровень адекватного отражения сенсорных характеристик музыки.

Операционные механизмы представляют собой сформированную в процессе деятельности систему перцептивных, мнемических, интеллектуальных действий (в том числе слухоразличительных, вокально —интонационных, прогностических  идентифицирующих и др.) Операционные механизмы обеспечивают перевод (аудиализацию) образов любой модальности в  слуховые - музыкальные (например, в  композиторской деятельности) и сигнификацию их в специфической системе эмоциональных  образов музыкальной интонации.

Способы взаимосвязи операционных и функциональных механизмов как  на апперцептивном (представление) уровнях, определяются мотивационными факторами.

Последовательно развёртывающаяся система  художественно- эстетической мотивации, отражающая функциональную структуру  музыки как вида искусства, детерминирует  направленность, избирательность эмоциональную  организацию «пристрастного» процесса музыкального переживания.

Анализ психологических механизмов музыкального  переживания дает возможность понять психологическую  специфику музыкально-слуховой деятельности.

 

                                     Интонация в речи и в музыке.

Глубокое родство музыкальной  и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность  воздействовать на слушателя. Это родство  издавна замечали и музыканты  и ученые. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком.

Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой  и музыкальной интонации, а также  вытекающие из общности материала и  функций родства принципов организации  интонационного процесса относятся  к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.

Наряду с этими внутренними  факторами, объединяющими речь и  музыку, существуют и внешние: цепочка  связей музыки и речи в вокальных  жанрах и в других формах синтеза, общий коммуникативный опыт человека – опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.

Сходство музыкальной и речевой  интонаций проявляется в наличии  опорных звуков, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании  волнообразных подъемов и спусков  звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания. Роднят музыкальную интонацию  с речевой и грамматические правила  – наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура и т.п.

Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз, - характерный прием  в интонационном высказывании. Это  обусловлено неодинаковым напряжением  голосовых связок.

Музыкальная интонационная система  обладает несколькими значениями. Во-первых, экспрессивным, связанным с эмоциональной  стороной и волевыми устремлениями  человека. Это могут быть интонации  ликования, торжества, призыва к  действию, ощущения тревоги, гнева и  т.д. Б.Асафьев выделял в музыке П.Чайковского как характерные  черты стиля интонации «ласки, сочувствия,  участия, материнского или любовного привета, сострадания, дружеской поддержки.»[4]

Во-вторых, логическим значением, характеризующимся  семантикой смыслов: вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они закрепились в так называемых риторических фигурах, которые первоначально  были выделены в ораторской речи.

В-третьих, это жанровое значение. Оно имеет два слоя. Один из них  связан с воплощением типических жанровых формул, соотносящихся с  различными трудовыми и бытовыми процессами, то есть с видами социальной практики. Второй слой – это сам  характер высказывания: песенный, речитативный, повествовательный, патетический, скерцозный и т.п. И, наконец, последнее значение интонации определяется её  национальными особенностями как выражением культуры мышления народа.

 

 

Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности.

Экспериментальное исследование.

 

                                 2.1. Влияние музыки на эмоции.

В искусстве жизненное содержание невозможно выразить вне эмоциональным путем,  как невозможно таким  путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство. Видный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах: 1)внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки; 2)восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир. Распространяя эти вопросы на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно – чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Психолог имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной  стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия, поэтому далее речь пойдет об эмоциях.[50]

 

                                                          Эмоции.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так,  П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различия являются разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, и поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущением, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.[16][28].

Вместе с тем существует и  иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что , хотя и существует единый континуум внутренних переживаний – от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. А удовольствие уже не является эмоцией, хотя, как в случае сексуального удовольствия, оно может сопровождаться весьма интенсивными вегетативно –соматическими реакциями. Так, радость может стать эмоцией, когда из-за её интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции соответствует представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким её уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.[52][24].

Не все субъективные переживания  относятся к эмоциям и по классификации  эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева . Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.[22].

Третий вид эмоциональных процессов  – это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое  обобщение эмоций и связаны с  представлением или идеей о некотором  объекте- конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к  врагу и т.д.). Предметные  чувства  выражают устойчивые эмоциональные  отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений,  характеризующихся яркостью  субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых  менее выражена. Последние, характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживаний раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?

Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят  в пользу последнего предположения.

 

                                                    Функции эмоций.

Основное биологическое значение эмоционального переживания состоит  в том что, по существу, только оно  позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также  возможности её удовлетворения в  результате уже совершенных действий. Удовлетворение потребности также  отражается и оценивается в эмоции. Например, в ощущении сытности. В  процессе деятельности эмоциональные  переживания закономерно сменяют  друг друга.

Исследователи выделяют несколько  функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают весь организм и тем  самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов  деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде. Чем будет определена локализация  вредного воздействия.

Отдельным подклассом эмоциональных  явлений оценочная функция свойственна  не в одинаковой степени. Она более  очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так они  непосредственно соединяются с  реакциями, тогда как для переживаний  удовольствия, страдания, радости, скуки  не всегда удается определить их причины.

Эмоциональные оценочные способности  человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, возникающих в общении  с другими людьми, в частности  через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека. Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с её побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово «эмоция» произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Его начали употреблять в ХVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л.Рубинштейн писал, что «…Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К.Вилюнеасу, ведущие и ситуативные (или производные) несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет – цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение , средства достижения цели.

Информация о работе Влияние музыки на эмоциональное состояние личности