Влияние музыки на эмоциональное состояние личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Музыка присутствует в жизни каждого человека. С ней могут быть связаны как негативные, так и позитивные воспоминания. Различные музыкальные композиции влияют на эмоциональное состояние человека Данная проблема мало изучена на территории нашей страны и поэтому она является актуальной.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах .

Содержание

Введение

Глава 1.Психофизеологические аспекты восприятия звука...……………...5
1.1.Слуховая система человека…………………………….……….….......….5
1.2.Психология восприятия музыки……………………….………………....11

Глава 2.Эмоции. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности. Экспериментальное исследование………………….…..……..……………...16
2.1.Влияние музыки на эмоции……………………….………………………16
2.2.Эксперементальное исследование влияния музыки на эмоциональное состояние личности……………………………………….…………………....26
Заключение…………………………………………………………………..….28
Список литературы…………………………………………………………..…29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 85.42 Кб (Скачать)

Содержание музыки представляет собой  не только личное отношение автора к действительности, оно всегда  - единство  индивидуального, классового и общечеловеческого. Это идейно – эмоциональное типизированное отражение действительности, его  выражение в определенной образной музыкальной системе.

При восприятии музыки, музыкально-слуховые ощущения трансформируются в сознании в процессы, которым мы можем придавать ценностное значение. Свойством  приобретать такое значение обладают и отдельные звуки, и тем более системы звуков, организованных по интонационному принципу, имеющие сложную мелодичную, гармоничную и другие организации.

В содержании музыкальных образов  отражаются особенности ценностных ориентаций слушателя. Таким образом, переживания нередко возникают  в ответ на наше пространственно  – временное нахождение в отношении  к той или иной ценности. Достижение ценностей вызывает положительные  переживания, отдаление от них –отрицательные.

В постижении музыки, расшифровке  её содержания определенную роль играет момент установления аналогии её движения с формой некоторых жизненных  процессов, обладающих близкими темпом и ритмом: биением сердца, дыханием, «эмоциональными волнами», возникающими вследствие нарастания и спада психического напряжения и т.п. Такие музыкальные  структуры (к примеру, использованные Чайковским, в коде финала Шестой  симфонии) могут отсылать нас к  тем или иным состояниям человека, мируего переживаний. Это касается и тех аналогий с явлениями  природы, которые могут возникать  в сознании. Но при этом понимание  таких аналогий благодаря их особому  познавательно- ценностному смыслу в ткани произведения обеспечивается не их прямым значением, а на основании  проведенной композитором трансформации.

«Выразительный язык эмоций, чувств, переживаний…, - подчеркивает В.М.Злотников, - и есть тот волшебный ключик, при помощи которого художник проникает в человеческое сердце и при помощи которого он это сердце показывает другим людям в понятной для каждого экспрессии»[6].

Образуя непременную и важную составляющую всех искусств, эмоциональность в  музыке выражается непосредственно, «прямо отражая отношения в их живом  становлении, развитии, столкновениях, переходах» [36].

Подчеркивая особую функцию эмоций в музыкальном искусстве и  музыкальной деятельности, С.Х.Раппопорт  совершенно справедливо отмечает, что  эмоциональная сторона в то же время не является ни единственной, ни самой главной. Музыка, как и  любое другое искусство, в первую очередь глубоко  воздействует на человека, но и «на вершине самого верхнего пласта идейное содержание музыкальных произведений передается не прямо, а непосредственно –  через логически организованный поток настроений, идей, «чувствуемых мыслей»…[36].

Но сравним эмоциональное воздействие  глубокого и сложного музыкального произведения с душевными  переживаниями, возникающими у нас под влиянием жизненных обстоятельств, и мы столкнемся с рядом удивительных феноменов.

«Выбрав» в эмоциональном воздействии  музыки то, что сходно со знакомыми  каждому из нас жизненными эмоциями, мы обнаруживаем нечто не сводимое к ним, хотя и несомненно им родственное. Многочисленные исследования, предпринятые сторонниками противоположных эстетических направлений, показали, что слушателей музыки можно разбить на две основные группы. Если первая находит жизненные  аналоги музыкальным переживаниям, то вторая их не находит, что не мешает ей испытывать наслаждение при восприятии музыки. Впрочем, и тогда, когда сходство вызванных музыкой эмоций с жизненными не вызывает сомнений, оно не становится тождеством. «Печаль» второй части  «Героической симфонии» Бетховена  или «торжество» в финале его  Девятой симфонии существенно отличаются от любого состояния печали или торжества, рожденного жизнью. Искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные, тяжкие, резко отрицательные, как  выражаются физиологи и психологи, переживания, будучи переплавленными  в произведении искусства, оказывают  положительное эмоциональное воздействие, доставляют особое, эстетическое, наслаждение, глубокое эстетическое удовлетворение. Его приносят нам трагедийные  художественные произведения, чьими  прообразами являются, страшные жизненные  события, вызывающие у их участников тяжелые эмоциональные потрясения. Л.С.Выготский назвал такие сложные  превращения чувств важнейшим законом  эстетической реакции. Он касается и  направления, и содержания эмоций. Имея в виду это обстоятельство, выдающийся советский психолог писал: «Искусство относится к жизни как вино к винограду – сказал один из мыслителей и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство  берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто  такое, что в свойствах самого материала еще не содержится»[10].

 

2.2.Экспериментальное исследование влияния музыки на эмоциональное состояние личности.

 

                                  Организация и методы исследования.

База  исследования-Университет «Туран»

студенты 2 курса

специальность «Психология»

15 человек.

1.Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард),изучение эмоциональных отклонений и выявление доминирующих эмоций, оценки наличия или отсутствия депрессивных симптомов и депрессии в целом.

 2. Тест "Рисунок человека". Методика "Тест-рисунок" позволила определить изменение ситуативного настроения под две композиции исполненные на разных инструментах.

3. Тест Люшера (краткий вариант). Основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) из 7-ми цветов:синего ,черного, красного, желтого, зеленого, розового,оранжевого.И из 8 музыкальных композиций:панк-рок,дап степ,классика,металл,попса,реп,джаз,рок-н-ролл.

                     Анализ и интерпретация результатов исследования.

По анализу и интерпретации проведенных методик, сделала вывод что музыка действительно влияет на эмоции личности, т.к. у большинства испытуемых в начале эксперимента и по итогам первой методики  наблюдалось эмоционально пониженное  состояние.

 

1.Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард)

            Имя

Настроение на данный момент времени

Дана

 Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Рано

Отрицательное самочувствие, дистимный полюс

Светлана

Отрицательное самочувствие, дистимный полюс

Рустам

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Ильяс

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Саниям

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Гухаргуль

Отрицательное самочувствие, дистимный полюс

Алия

Отрицательное самочувствие, дистимный полюс

Богдан

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Катерина

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Вероника

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Меруерт

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Алла

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу

Айгерим

Настроение отвечает положительному (гипертимному) полюсу


 

 

2.Методика  «Рисунок человека»

Имя

Рисунок 1.(флейта)

Рисунок 2.(фортепиано)

Рустам

веселый

угнетенный

Светлана

веселый

грустный

Саниям

веселый

расстроенный

Меруерт

веселый

грустный

Рано

грустный

веселый

Богдан

веселый

увлеченный

Алия

серьезный

увлеченный

Гухаргуль

веселый

грустный

Вероника

расстроенный

веселый

Айгерим

веселый

серьезный

Дана

веселый

радостный

Катерина

веселый

радостный

Алла

веселый

грустный




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После проведения второй методики, выявила, что композиции, исполненные на разных музыкальных инструментах, влияют на эмоции личности, так как рисунки «человека» отличаются настроением. Звук «флейты» и «фортепиано» по разному влияли на эмоции испытуемых что явно показано в их работах.

 

3. Тест Люшера (краткий вариант). +музыкальные произведения.

 

 

Стиль музыки

Общая ассоциация цвета

Попса

Синий ,красный ,розовый

Джаз

Желтый,зеленый

Рок н ролл

Синий,карасный

Дап степ

Желтый,розовый

Классика

Зеленый,розовый,оранжевый

Ранк-рок

Черный,синий

Металл

Черный,синий,красный




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И последняя  методика, выявила явное влияние  музыки на эмоции. Звучали композиции разных музыкальных стилей, и цветовой подбор испытуемых, показал изменение  эмоций описанием значения того или  иного цвета.

 

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спектр восприятия музыки широк  по диапазону – от простого любования  живым звучанием до глубокого  проникновения в музыкальные  смыслы, обогащающего сознание личности слушателя, а также помогающего  переводу этих впечатлений в социальное действие.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность  переживать чувства и настроения, выражаемые композитором в музыкальном  произведении, и получать от этого  эстетическое удовольствие.      Проблема музыкального восприятия связана не только с выявлением особенностей музыки, её языка, но и с углублением наших представлений о природе человека , его способностей.

В музыкознании нет ни одной проблемы, которая бы не интересовала психологию. Также, при исследовании музыки и  музыкальной деятельности невозможно обойтись без применения психологических  знаний.

 Таким образом, музыкознание  во взаимодействии с психологией  представляет нам возможность  расширить границы познания человеческой  личности.

Эмоции  и музыка связанны между собой, любая  мелодия, связанная с какими либо воспоминаниями вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Проведя эксперимент можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась, и музыка действительно влияет на эмоциональную сферу личности.

 

 

 

Список литературы.

1.Авдеев  В.М. Темп, динамика, штрихи как  неспецифически – музыкальные  выразительные средства и их  роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. –  М., 1981, вып.1.

2.Ананьев  Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. – Л., 1982.

3.Асафьев  Б.В. Симфонические этюды. –  Л., 1970.

4.Асафьев  Б.В. Речевая интонация. – М., - Л., 1965.

5.Беляева  –Экземплярская С.Н. Заметки о  психологии восприятия времени  в музыке. // Проблемы музыкального  мышления. – М., 1974.

6.Бочкарев  Л.Л. Психологические механизмы  музыкального переживания. Докт.дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.

7.Бочкарев  Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

8.Вартонян  И.А. Звук –слух –мозг. –Л., 1981.

9.Вилюнас  В.К. Психологические механизмы  биологической мотивации. – М., 1986.

10.Выготский  А.С. Психология искусства. –М., 1965.

11.Гегель  И. Эстетика. Т.З. – М., 1971.

12.Годфруа  Ж. Что такое психология: В 2-х  т. Изд.2-е, стереотипное. Т.2.:/ Пер.  с франц.- М.: Мир, 1999.

13.Готсдинер  А.Л., Мясищев В.Н. Влияние музыки  на человека по данным электроэнцефалографических  и психологических показателей. // Вопросы психологии, №1, 1975.

14.Готсдинер  А.Л. Музыкальная психология. –  М., 1983.

15.Дебюсси  К. Статьи, рецензии, беседы. – М.-Л.: Музыка, 1964.

16.Изард  К.Э. Психология эмоций./ Перев.  С англ. –СПб.: Питер, 1999.

17.Казанджиева  – Велинова З.Г. Мнения и  оценки на слушателите за различните  жанрова музикални предавания  на програма «Орфей». – София, 1976.

18.Кечхуашвили  Г.Н. К проблеме психологии  восприятия музыки. //Вопросы музыкознания, т.3.

19.Костюк  А.Г. Восприятие мелодии. –  Киев, 1990.

20.Костюк  А.Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное  восприятие. –Л., 1971.

21.Кризис  буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. Выпуск 5, М., 1983.

22.Леонтьев  А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство  и эмоции. Матер.межд. симп. – Пермь, 1991.

23.Линдсей  П., Норман Д. Переработка информации  у человекаю –М., 1974.

24.Линдсли  Д.Б. Эмоции.//Экперимент.психология. М., 1960.

25.Медушевский  В.В. О законностях и сроках  художественного воздействия музыки. – М., 1976.

26.Медушевский  В.В. О закономерностях и средствах  художественного  воздествия  музыки.- М., 1976.

27.Медушевский  В.В. О содержании понятия «адекватное  восприятие».//Восприятие музыки. –  М., 1980.

28.Милнер  П. Физиологическая психология./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973.

29.Назайкинский  Е.В. О психологии музыкального  восприятия. –М.,1972.

30.Назайкинский  Е.В. Логика музыкальной композиции. – М., 1984.

Информация о работе Влияние музыки на эмоциональное состояние личности