Влияние семьи на становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:08, реферат

Описание работы

С рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов (социальных, биологических). Но главным остаётся – семья. Именно здесь ребёнок получает первые навыки для жизни, учится как вести себя в различных ситуациях - так формируется личность.

Содержание

1. Введение
2. Понятие личности.
* Что такое личность
* Этапы формирования личности
3. Влияние семьи на становление личности
* Влияние не полной семьи на становление личности
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.48 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Сервиса и  Экономики

Политехнический техникум 
 
 

Реферат

Влияние семьи  на становление личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                                                                                                                                Проверила

Студентка 902 группы                                                                                                            преподаватель

Ратанова Валерия                                                                                                                    Шалыпина И.Н. 
 
 
 

2010г. 

Содержание:

1. Введение

2. Понятие личности.

  • Что такое личность
  • Этапы формирования личности

3. Влияние семьи на становление личности

  • Влияние не полной семьи на становление личности

4. Заключение

5. Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

С рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов (социальных, биологических). Но главным остаётся – семья. Именно здесь ребёнок получает первые навыки для жизни, учится как вести себя в различных ситуациях - так формируется личность.

Не стоит  забывать о том что семьи бывают разные, и от этого тоже зависит воспитание ребёнка. Воспитание в полноценной семье скорее всего будет отличаться от воспитания в семье с одним родителем, с родителями-инвалидами,в многодетной семье. Все эти факторы так же отражаться на личности ребёнка.

Семья может  оказать как положительное воздействие, так и отрицательное. Допустим,  любовь бабушек, дедушек, родителей, сестёр, братьев  окажет на ребёнка благотворное действие, но в то же время через мерное внимание  и опека могут оказать негативное действие. Ребёнок не будет иметь своего мнения, совершать свои ошибки, тем самым не сможет стать личностью. Он будет тенью своих родителей.

Каждый из родителей видит в своём ребёнке  продолжение себя и зачастую хочет воспроизвести в нём свои нереализованные надежды. Сложным моментом между родителями является выбрать верный путь воспитания, дабы исключить конфликты.

Проблема  влияния семьи на становление  личности является серьёздной проблемой в социальной психологии. В данной работе попробую раскрыть эту тему и выявить, каким образом и на сколько семья влияет на развитие личности.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие личности

И так,  что же такое  личность? Приведём несколько наиболее раскрывающих смысл терминов:

  • Личность — это представитель определенного общества, гражданин. Чем более полно личность выражает в своих устремлениях, идеях, делах, мировоззрении передовые идеи общества, чем большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более положительной, прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми происходит неизменное прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека
  • Отдельный человек  как индивидуальность ,  как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе  которой он создает, воспроизводит и изменяет соц. Реальность
  • Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности. 
  • Личность - целостность соц. свойств человека ,  продукт обществ. развития и включения индивида  в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе  освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума .  Стремление слиться с соц. общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы формирования личности

Английский психолог Эрик Эриксон понимал под становлением личности смену этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Благоприятное решение конфликта приводит к переходу на новый этап:

  1. младенчество (от рождения до 2-3х лет) Происходит конфликт между доверием и недоверием (от рождения до года), конфликт между автономией и сомнением (от года до двух)

Первый месяц после  рождения — особый период в жизни  ребенка. Именно в это время малыш  должен свыкнуться с тем, что он покинул  укрывающую и питающую материнскую  утробу, и приспособиться к внешней  среде.

Младенчество для  ребенка — период открытий в сфере  восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это  — один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается  как физически, так и психически. Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.

В течение первого  года жизни у ребенка формируется  чувство привязанности. Наиболее сильная  привязанность возникает у ребенка, чьи родители доброжелательны и  внимательны к нему, всегда стараются  удовлетворить его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление  его самосознания. Он узнает себя в  зеркале, откликается на свое имя, сам  начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым  взрослыми людьми. Далее у детей  формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.

В период времени  от 3-х лет происходит становление  первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного ребенка чаще всего  связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем  облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей  ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В целом достижения ребенка к трем годам кажутся  весьма значительными. По данным некоторых  исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие  определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также  проявление воли. Однако ребенку предстоит  пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей  личностью.

  1. раннее детство (от 2х до 5ти лет). Конфликт между предприимчивостью и неадекватностью
  2. среднее детство (от 6ти до 12ти лет). Конфликт между предприимчивостью и адекватностью
  3. подростковый и юношеский период (от 12 до 20 лет). Идентификация личности и путаница ролей
  4. ранняя зрелость (от 20 до 40 лет). Конфликт между близостью и одиночеством

    Развитие взрослого  человека можно описать в контексте  трех самостоятельных систем, которые  соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и Я как работника. Все эти системы взаимосвязаны и претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и в результате взаимодействия с более широким социальным окружением. 

    Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней зрелости — установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

  1. Средняя зрелость (от 40 до 60 лет). Конфликт производительности и застоя
  2. Поздняя зрелость (от 60 лет и старше). Конфликт цельности и безнадёжности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  семьи в становлении  личности

Родители в воспитании ребёнка должны ставить на первое место то,что будет полезно ему, а не свои собственные взгляды.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

  1. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
  2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
  3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

    В каждой семье  складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество. 

    Диктат в семье  проявляется в систематическом  поведении одних членов семьи (обычно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

    Родители, безусловно, должны ставить детей в какие-то рамки, предъявлять им требования, но не стоит забывать, что ребёнку необходимо чувство свободы, иначе, он будет отвечать родителям грубостью, ложью и лицемерием. Но вместе со сломленным протестом, будут сломлены многие качества личности – самостоятельность, инициативность, вера в себя и свои возможности. Безоглядная авторитарность, игнорирование интересов и мнения ребёнка приводит к  неудачам в будущем. 

    Опека – это  система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом всех потребностей ребёнка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий и  трудностей, принимая их на себя. В этом случае ребёнок вырастает не самостоятельным и не способным переносить жизненные трудности. 

    При тактике «невмешательства»  подразумевается, что ребёнок и  родители живут своими жизнями и  ни коим образом в них не учавствуют. Родители пассивны в воспитании, что не может не привести к проблемам ребёнка. Он лишён заботы и любви родителей, и в будущем он может вырасти жестоким, грубым, и возможно, будет так же относится к своим детям. 

    Сотрудничество  – лучший способ в воспитании детей. Он подразумевает совместную организацию  семьи. Родители и дети – один коллектив, где дети не чувствуют себя обделённым чем-либо или наоборот. 

Информация о работе Влияние семьи на становление личности