Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:08, реферат
С рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов (социальных, биологических). Но главным остаётся – семья. Именно здесь ребёнок получает первые навыки для жизни, учится как вести себя в различных ситуациях - так формируется личность.
1. Введение
2. Понятие личности.
* Что такое личность
* Этапы формирования личности
3. Влияние семьи на становление личности
* Влияние не полной семьи на становление личности
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Сервиса и Экономики
Политехнический
техникум
Реферат
Влияние семьи
на становление личности
Выполнила
Студентка 902 группы
Ратанова Валерия
2010г.
Содержание:
1. Введение
2. Понятие личности.
3. Влияние семьи на становление личности
4. Заключение
5. Список использованной
литературы
Введение
С рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов (социальных, биологических). Но главным остаётся – семья. Именно здесь ребёнок получает первые навыки для жизни, учится как вести себя в различных ситуациях - так формируется личность.
Не стоит забывать о том что семьи бывают разные, и от этого тоже зависит воспитание ребёнка. Воспитание в полноценной семье скорее всего будет отличаться от воспитания в семье с одним родителем, с родителями-инвалидами,в многодетной семье. Все эти факторы так же отражаться на личности ребёнка.
Семья может
оказать как положительное
Каждый из
родителей видит в своём
Проблема влияния семьи на становление личности является серьёздной проблемой в социальной психологии. В данной работе попробую раскрыть эту тему и выявить, каким образом и на сколько семья влияет на развитие личности.
Понятие личности
И так, что же такое личность? Приведём несколько наиболее раскрывающих смысл терминов:
Этапы формирования личности
Английский психолог Эрик Эриксон понимал под становлением личности смену этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Благоприятное решение конфликта приводит к переходу на новый этап:
Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически. Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.
В течение первого
года жизни у ребенка формируется
чувство привязанности. Наиболее сильная
привязанность возникает у
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма значительными. По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.
Развитие взрослого
человека можно описать в контексте
трех самостоятельных систем, которые
соотносятся с различными аспектами его
Я. Они включают развитие личного Я, Я как
члена семьи (взрослый ребенок, супруг
(а) или родитель) и Я как работника. Все
эти системы взаимосвязаны и претерпевают
изменения как под влиянием различных
событий и обстоятельств, так и в результате
взаимодействия с более широким социальным
окружением.
Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней зрелости — установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.
Роль семьи в становлении личности
Родители в воспитании ребёнка должны ставить на первое место то,что будет полезно ему, а не свои собственные взгляды.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
В каждой семье
складывается определенная, далеко не
всегда осознанная ею система воспитания.
Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и формулировка его задач,
и более или менее целенаправленное применение
методов и приемов воспитания, учет того,
что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа
семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, "невмешательство"
и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одних членов семьи (обычно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, безусловно,
должны ставить детей в какие-то
рамки, предъявлять им требования, но
не стоит забывать, что ребёнку необходимо
чувство свободы, иначе, он будет отвечать
родителям грубостью, ложью и лицемерием.
Но вместе со сломленным протестом, будут
сломлены многие качества личности –
самостоятельность, инициативность, вера
в себя и свои возможности. Безоглядная
авторитарность, игнорирование интересов
и мнения ребёнка приводит к неудачам
в будущем.
Опека – это
система отношений, при которых
родители, обеспечивая своим трудом
всех потребностей ребёнка, ограждают
его от каких-либо забот, усилий и
трудностей, принимая их на себя. В этом
случае ребёнок вырастает не самостоятельным
и не способным переносить жизненные трудности.
При тактике «невмешательства»
подразумевается, что ребёнок и
родители живут своими жизнями и
ни коим образом в них не учавствуют. Родители
пассивны в воспитании, что не может не
привести к проблемам ребёнка. Он лишён
заботы и любви родителей, и в будущем
он может вырасти жестоким, грубым, и возможно,
будет так же относится к своим детям.
Сотрудничество
– лучший способ в воспитании детей.
Он подразумевает совместную организацию
семьи. Родители и дети – один коллектив,
где дети не чувствуют себя обделённым
чем-либо или наоборот.