Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:23, реферат
Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования………………………………………………………………….…...6
1.1. Понятие о «психосоматике».………………………………………………...6
1. Внутренняя картина болезни …………………………………..…………8
2. Типы реакции на болезнь ………………………………………………..10
3. Динамика и временная характеристика переживания болезни………..15
1.2 Психологические аспекты психоэмоционального напряжения онкологических больных ………………………………………………….15
1.2.1 Стресс как психотравма онкобольных …………………….…………….19
1.2.2 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольны..21
1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта……………………………………………………………………………..29
Глава 2. Организация и методы исследования. ……………………………….33
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………...33
2.2 Описание выборки…………………………………………………………...33
2.3 Описание методов исследования…………………………………………...34
2.4 Организация психодиагностического обследования……………………...38
Глава 3. Описание результатов исследования…………………………….…...40
3.1 Результаты метода клинического интервью………………………………40
3.2 Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал»...42
3.3 Результаты исследования по методике «Интегративный тест тревожности»…………………………………………………………………….45
3.4 Результаты исследования по методу цветовых выборов….……………..47
Выводы…………………………………………………………………………...50
Заключение………………………………………………………………………52
Интегративный тест тревожности представляет собой экспресс- диагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики (основные шкалы ИТТ) у подростков и взрослых.
Одной из основных
особенностей ИТТ является его многомерность,
которая реализуется путем
Субшкала «Эмоциональный Дискомфорт» (ЭД) отражает наличие эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон или неудовлетворенность жизненной ситуацией, эмоциональную напряженность, элементы ажитации.
Субшкала «Астенический Компонент Тревожности» (АСТ) отражает наличие усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости.
Субшкала «Фобический Компонент Тревожности» (ФОБ) отражает ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Испытуемые с пиком по данной шкале не всегда могут сформулировать источник своих тревог и в беседе апеллируют главным образом к феноменологии «хронических» страхов, периодически возрастающих в зависимости от внутреннего состояния или обострения внешней ситуации.
Четвертая вспомогательная шкала – «Тревожной Оценки Перспектив» (ОП) - тесно связана с предыдущей, на здесь отчетливо прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.
Пятая вспомогательная
шкала обозначена как «Социальные
Реакции Защиты»
(СЗ), что связано с проявлениями тревожности
в сфере социальных контактов или с попытками
испытуемого рассматривать социальную
сферу как основной источник тревожных
напряжений и неуверенности в себе.
Противопоказаний к применению ИТТ практически не существует, за исключением тех, что являются общими для использования других тестовых методик.
4. Метод цветовых
выборов : модифицированный
Люшера
Метод цветовых
выборов представляет собой адаптированный
вариант цветового теста
Макс Люшер. Методика адаптирована Л.Н.Собчик
(2002).
Метод относится к классу проективных методик и предназначен для выявления состояния индивида как реакции на конкретную ситуацию в рамках присущего ему типа реагирования. Метод является эффективным также при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния.
Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта.
Цвета разделяются
на основные ( 1 - темно-синий; 2 - сине-зеленый;
3 - оранжево-красный; 4 - светло-желтый)
и дополнительные, среди которых
7
(черный) и 0 (серый) - ахроматические, а
5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные.
Основные цвета символизируют базисные
психологические потребности. Интерпретация
результатов осуществляется на основании
разбиения цветовых выборов на функциональные
пары.
Кроме того, МЦВ
позволяет оценить
Если 6, 7 или 0 цвет находится на 3-м месте-
это «!», если на втором- «!!», на первом
– «!!!». Таким образом, тревога в целом
оценивается суммой знаков
«!».
2.4 Организация
психодиагностического
Первым этапом
психодиагностического
Следующим этапом обследования являлась клиническая беседа, целью которой было установление эмоционального контакта с пациентом и оценка его индивидуально-личностных особенностей как психодиагностического контекста обследования.
Оценка исходного
уровня социально-психического стресса
и особенности эмоционального реагирования
больных на болезнь осуществлялась
в первый- второй день поступления
больного в стационар (в период дополнительного
обследования, верификации диагноза) с
использованием следующих методик: клинического
интервью, методика личностного дифференциала
(ЛД), интегративный тест тревожности (ИТТ)
и метода цветовых выборов Люшера
(МЦВ).
Задача оценки
эмоционального реагирования как предположительно
влияющего на отношение к своей
болезни реализовывалась в
Особенности психодиагностического исследования определялись условиями его проведения, характерными для стационарного режима. Кроме того, учитывая особенности пациентов межобластного онкологического диспансера, их невысокий образовательный уровень, повышенную астенизацию, в том числе, и в силу возрастных особенностей (средний возраст испытуемых составляет 53 года), мы сочли необходимым формировать батарею психодиагностических методик таким образом, чтобы она, отвечая требованиям адекватности поставленным задачам, одновременно была доступной для выполнения именно данной категорией испытуемых. Это определило выбор методов преимущественно экспресс-диагностики.
Таким образом,
логика реализации задач исследования
определила последовательность этапов
проведения исследования: изучение истории
болезни, установление эмоционального
контакта с помощью клинической
беседы, диагностический этап исследования,
включающий использование методик ЛД,
ИТТ и МЦВ. Особенности исследования определялись
условиями стационарного режима пребывания
пациентов в отделении.
Глава 3. Описание результатов исследования
3.1 Результаты метода клинического интервью
Данный метод использовался для изучения особенностей эмоционального реагирования на болезнь у пациентов с онкологическими заболеваниями.
Методом клинического интервью (см. Приложение 1) были изучены следующие данные.
Испытуемые предъявляют
жалобы на наличие тревоги, страха,
бредоподобных сомнений, вялость, расстройство
сна. Причиной своего эмоционального состояния
называют поставленный им диагноз «рак».
Большинство испытуемых (37 человек) свои
переживания связывают:
- с неопределенностью прогноза лечения
- со страхом перед физической болью
- со страхом смерти
На момент поступления в онкодиспансер 27 испытуемых (67,5%) страдают различными хроническими заболеваниями (артериальная гипертензия, хронический бронхит, пиелонефриты и др.).
При описании своих
личностных особенностей до болезни, половина
испытуемых (50%) характеризуют себя как
уверенных в себе и активных.
Описывают себя как чувствительных и зависимых
16 человек (40%). У 15 испытуемых (37,5%) в детстве
наблюдались расстройства желудочно-кишечного
тракта, которые не редко были вызваны
сильным эмоциональным напряжением (В
ситуациях ответов у доски, контрольных
работ, экзаменов). 13 человек
(32,5%) описывают у себя меланхоличные черты.
Отношение испытуемых
к своей болезни самое
В процессе проведения клинического интервью были выявлены особенности эмоционального реагирования на онкологические заболевания. Результаты полученные клиническим интервью предоставлены на рисунке 2, в приложении 1.
Анализ результатов клинического интервью.
Рис.2
Анализируя результаты
клинического интервью, наиболее высокие
показатели получены по шкалам тревожность
(37 чел. – 92,7%) и потребность в эмпатии
(37 чел. – 92,7%). Подчеркивают у себя ранимость,
обидчивость
(раздел «чувствительность») 26 участников
(65%). 22 испытуемых (55%) под причиной неверия
в лучший исход заболевания реагируют
пассивностью. Так же
22 человека (55%) отмечают у себя расстройство
сна. Мнение окружающих важно для 17 испытуемых
(42,5%, раздел «зависимость»). 16 больных(40%)
проявляют недоверие к медперсоналу и
получаемому лечению. Лишь 15 человек (37,5%)
характеризуют себя как не зависимых.
Активность отмечается у 14 испытуемых
(35%), так же уверенность в себе отмечают
в себе 14 испытуемых (35%). 13 из опрошенных
(32,5%) отмечают несдержанность, раздражительность
по отношению к близким и медперсоналу.
10 человек (25%) склонны в создавшемся положении
обвинять самих себя (раздел «интрапунитивность»).
7 испытуемых (17,5%) не могут выразить свои
чувства (раздел «алекситимия»). Агрессивность
выявлена у 5 человек (12,5%), так же 5 человек
(12,5%) описывают себя в ситуации отчаяния
(раздел «депрессия»).
Подводя итоги из полученных данных клинического интервью, можно сделать вывод, что у онкологических больных доминирует пониженный фон настроения и повышена тревожность. Больным хочется, чтобы их понимали и сочувствовали. На общем фоне пониженного настроения развивается пассивность, раздражительность, расстройства сна, неуверенность в себе и неверие в лучший исход заболевания.
3.2 Результаты
исследования по методике «
Данная методика использовалась для исследования особенностей чувственного содержания внутренней картины болезни у онкобольных.
По методике
личностный дифференциал (ЛД) предлагалось
оценить по стандарту биполярных шкал
понятия «болезнь», «здоровье» и самих
себя как личность. При этом интерпретация
каждого стандартного фактора применительно
к задачам исследования:
- Фактор О интерпретируется как свидетельство
уровня привлекательности, симпатии, которым
обладает предмет оценки в восприятии
больных;
- Фактор С выявляет отношения устойчивости
- уступчивости оцениваемых категорий,
как они воспринимаются испытуемыми;
- Фактор А отражает восприятие испытуемых
динамических качеств оцениваемого показателя.
Анализ результатов, полученных методикой ЛД.
Рис.3
Анализируя результаты
полученные методикой «Личностный
дифференциала
», в оценках самих себя (см. рис. 3; приложение
4) получено не высокое значение фактора
О (6,03), что может свидетельствовать о низкой
самооценке, неудовлетворенности собой,
собственным поведением. Члены группы
склонны оценивать себя как недостаточно
сильных, зависимых от обстоятельств
(значение С: 5,6) и недостаточно активных
(значение А: 4,74).
Болезнь оценивается как непривлекательная, отталкивающая (О: -8,2), сильная, независимая (С: 6,3), при этом ее можно охарактеризовать как активную (А: 5,3). Здоровье рассматривается группой как нечто, обладающих положительными качествами (О: 17,6), независимое и устойчивое (С: 13,5), активное (А: 11,1).
Далее проведена
оценка сдвигов значений между показателями
«Я» и
«Болезнь», «Болезнь» и «Здоровье», «Я»
и «Здоровье», что представлено на рисунке
4.
Оценка сдвигов значений между показателями «Я» и «Здоровье»,
«Здоровье» и «Болезнь», «Я» и «Болезнь».
Рис.4
1. «Я» и «Болезнь»
2. «Болезнь» и «Здоровье»
3. «Я» и «Здоровье»
Сдвиги значений
между показателями «Болезнь» и
«Здоровье»; «Я» и
«Здоровье» велики; 27,41 и 18,73 соответственно
(см.рис.4). При этом сдвиг значений между
показателями «Я» и «Болезнь»: 14,33. Исходя
из этого можно сделать вывод, что члены
группы склонны воспринимать себя скорее
больными, чем здоровыми.
Для оценки достоверности
сдвига в значениях исследуемых
признаков был использован