Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:23, реферат
Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования………………………………………………………………….…...6
1.1. Понятие о «психосоматике».………………………………………………...6
1. Внутренняя картина болезни …………………………………..…………8
2. Типы реакции на болезнь ………………………………………………..10
3. Динамика и временная характеристика переживания болезни………..15
1.2 Психологические аспекты психоэмоционального напряжения онкологических больных ………………………………………………….15
1.2.1 Стресс как психотравма онкобольных …………………….…………….19
1.2.2 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольны..21
1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта……………………………………………………………………………..29
Глава 2. Организация и методы исследования. ……………………………….33
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………...33
2.2 Описание выборки…………………………………………………………...33
2.3 Описание методов исследования…………………………………………...34
2.4 Организация психодиагностического обследования……………………...38
Глава 3. Описание результатов исследования…………………………….…...40
3.1 Результаты метода клинического интервью………………………………40
3.2 Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал»...42
3.3 Результаты исследования по методике «Интегративный тест тревожности»…………………………………………………………………….45
3.4 Результаты исследования по методу цветовых выборов….……………..47
Выводы…………………………………………………………………………...50
Заключение………………………………………………………………………52
Психическому
феномену тревоги посвящено огромное
количество экспериментальных, эмпирических
и теоретических исследований, позволяющих,
несмотря на свое многообразие, увидеть
единую концептуальную форму этого понятия.
Этому способствует и тот факт, что ряд
авторов предлагают готовые концепции
тревоги, что дает возможность использовать
предложенные ими схемы в качестве основы
для собственных представлений о сущности
феномена тревоги. Основополагающие концепции
представлены в работах Немчина Т.А.
[25], Астапова В.М.[7] , Спилбергера [32].
Исследуя природу
тревоги, Ф.Б.Березин отмечает, что при
любом нарушении сбалансированности системы
человек - среда недостаточность психических
или физических ресурсов индивидуума
для удовлетворения актуальной потребностей,
рассогласование самой системы потребностей,
опасения, связанные с вероятной неспособностью
удовлетворить значимые потребности в
будущем, являются источником тревоги.
Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной
угрозы, как чувство диффузного опасения
и тревожного ожидания, как неопределенное
беспокойство, представляет собой наиболее
интимный и необходимый механизм психического
стресса.
Необходимость этого механизма вытекает
из уже упоминавшейся связи психического
стресса с включением угрозы, ощущение
которой представляет собой центральный
элемент тревоги и обусловливает ее биологическое
значение как сигнала неблагополучия
и опасности [7].
Системная организация
нервно-психического напряжения предложена
Т.А.Немчиным [25]. Главным источником, приводящим
систему в активное состояние, является
информация о наличии актуальной ситуации.
Одновременно с этим в блок афферентации
идут мотивационно-потребностные импульсы
и информация о прошлом опыте индивида,
переживавшего ранее более или менее сходные
ситуации. Кроме того, на уровень афферентного
синтеза поступает информация об исходном
состоянии соматических систем. В итоге
производится первичная оценка ситуации,
на основании которой на уровне блока
управления принимаются решения, и осуществляется
программирование желаемого результата
и оцениваются его основные параметры,
конкретизирующие стратегию и тактику
последующей деятельности системы. Эффекторная
подсистема стимулирует соматические
модальности организма, деятельность
которых реализует программу и получение
результата. Параметры этого реального
результата и информация о происшедших
в организме изменениях поступают снова
на уровень афферентного синтеза и замыкают
систему.
Одним из самых
ответственных моментов в деятельности
системы является процесс сличения
параметров запрограммированного и
реального результатов.
Если эти параметры близки друг к другу,
то можно считать, что желаемый результат
достигнут, т.е. организм вышел на необходимый
новый уровень адаптации.
Таким образом, данная модель дает представление о том, что в условиях экспериментальной ситуации пусковым механизмом для адаптационной системы является внешняя и внутренняя стимуляция; фактором, поддерживающим активную деятельность системы, служит опережающее отражение; основным системообразующим фактором выступает программируемый результат.
В работе «Функциональный
подход к изучению состояния тревоги»
В.М.Астапов [7] предложил единую концептуальную
схему анализа различных аспектов проявления
тревоги на основе ее функционального
назначения.
Исходная функциональная характеристика тревоги заключается в том, что состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Эта характеристика была обозначена как функция сигнала.
Следуя логике приспособительного значения тревоги, В.М.Астапов выделяет следующую ее функцию: функцию активного поиска источников тревоги, проявляющуюся в «сканировании» наличной ситуации, чтобы определить угрожающий предмет. Тревога при этом представляет собой активное состояние целенаправленного поиска, ориентированного вовне.
Форма реализации функции поиска и обнаружения может проявляться в виде так называемой «надситуативной активности». Субъект сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижений, нередко вступая в противоречие с ведущими целями и мотивами осуществляемой деятельности.
Поиск угрозы может
влиять на характер осуществляемой деятельности.
Именно активно-поисковая направленность
тревоги может быть положена в основу
дезорганизующего влияния тревоги на
деятельность. Активность, проявляющаяся
в поисковой деятельности навстречу угрожающему
объекту, есть путь уменьшения тревоги.
Следующей важной функцией является функция оценки ситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой субъективный смысл ей придается. На эту особенность указывает также Т.А.Немчин: «Внешние поведенческие реакции на ту или иную ситуацию у человека опосредованы той оценкой, которую дает человек самой ситуации», и далее: «… решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающих процесс адаптации к сложным условиям у человека, является на столько объективная сущность «опасности» ситуации, сколько субъективная, личная оценка человеком» [25].
Оценка ситуации приводит к инициации («запуску») приспособительных действий, защитных механизмов и других форм адаптивной активности, имеющей своей целью устранение источника потенциальной опасности.
Традиционно выделяют
три формы поведенческих
Возникновение тревоги является «запусковым моментом» для развития процесса по его преодолению. Индивид, находящийся в состоянии тревоги, не знает характера угрозы. Эта невозможность локализации источника опасности способствует появлению у человека внутреннего напряжения, предчувствия несчастья. Переживаемый эмоциональный дискомфорт направляет его на поиск источника потенциальной опасности и контакт с ней; формируется активность, нацеленная на возможность благополучного разрешения ситуации и снятие реальной угрозы.
При встрече субъекта с угрожающим объектом возникает вопрос об опасности этого объекта. Ответ на этот вопрос определяется мерой совместимости данного объекта с оценками возможностей субъекта. Если в процессе анализа ситуация интерпретируется субъектом как безопасная, то ранее сформировавшийся сигнал опасности утрачивает свою сигнальную функцию и опасение устраняется. В том случае, когда субъект оценивает ситуацию как действительно опасную, и она становится личностно значимой, из имеющихся у субъекта возможных средств выбирается наиболее оптимальный вариант выхода из опасной ситуации.
Если ситуация является препятствием для удовлетворения потребностей возникает тенденция к нападению (агрессия). Если же опасность в субъективном плане кажется большей по сравнению с имеющимися средствам ее преодоления - преобладает тенденция к выходу из опасной ситуации. Наконец, если агрессия и бегство субъективно оцениваются как невозможные, человек отказывается от действий (ступор).
Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»).
1. Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги, который служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.
2. Гиперстезические
реакции. При проявлении
3. Собственно
тревога - это центральный элемент
рассматриваемого ряда, который
проявляется ощущением
Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации.
4. Страх. Отсутствие связи тревоги с определенным объектом делают невозможной какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.
5. Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы. Нарастание
интенсивности тревожных
6. Тревожно-боязливое
возбуждение. Потребность в
При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
Проанализировав
вышесказанное, мы полагаем, что при
рассмотрении феномена тревоги следует
выделять:
- тревогу как реакцию на опасность и тревогу
как симптом;
- тревогу как психическое состояние и
тревожность как личностную характеристику;
- тревожные состояния как элементы возрастающего
по интенсивности тревожного ряда.
Особенности психической
деятельности и деятельности соматических
систем в условиях нервно-психического
напряжения (НПН) описаны Т.А.Немчиным
[25]. Выявлено, что высокие степени НПН
дезорганизующе влияют на функции внимания,
памяти и эффективность познавательной
деятельности в целом. При этом установлено,
что у взрослых и пожилых людей сердечно-сосудистая
система испытывает большие нагрузки,
чем у молодых лиц, а компенсаторные возможности
женщин значительно выше, чем у мужчин.
Наряду с физиологическими параметрами при оценке тревоги широко используются показатели деятельности. Отмечается, что состояние тревоги характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.
Таким образом,
тревога проявляется в
По мнению К.Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.
Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект» [23, с.252].
В своей работе
К.Хорни [23] отмечает, что оба эти
термина обозначают эмоциональные
реакции на опасность, которые могут
сопровождаться физическими ощущениями.
Однако между тревогой и страхом есть
различия.
Изначально Хорни опиралась на признак
адекватности (или пропорциональности
опасности) реакции. По ее мнению, страх
является реакцией, пропорциональной
наличной опасности, в то время как тревога
является несоразмерной реакцией на опасность
или даже реакцией на воображаемую опасность.
Однако при дальнейшем рассмотрении данного
вопроса, К.Хорни обнаруживает, что такая
попытка разграничения имеет существенный
недостаток: вывод о том, пропорциональна
ли реакция, зависит от представлений
культуры, которой принадлежит индивид,
а также от субъективного восприятия индивидом
адекватности реагирования на опасность.
Эти соображения заставляют ее внести
изменения в определение. Таким образом,
окончательно формулируемое различие
заключается в том, что как страх, так и
тревога является адекватными реакциями
на опасность, но в случае страха опасность
очевидна, объективна, а в случае тревоги
она скрыта и субъективна.
В работе, синтезирующей
психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй
также отмечает, что главное различие
между тревожностью и страхом состоит
в том, что страх является реакцией на
специальную (определенную) опасность,
тогда как тревожность неспецифична, рассеяна,
беспредметна; и особой характеристикой
тревожности является ощущение неопределенности
и беспомощности перед лицом опасности
[22].
1.3 Характеристика онкологических заболеваний
желудочно-кишечного тракта