Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать имидж современной семьи и его роль в формировании сервисных потребностей человека.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- определить сущность имиджа как социальную технологию;

- рассмотреть особенности имиджа семьи;

- проанализировать влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Имидж как социальная технология 4
Глава 2. Особенности имиджа семьи 7
Глава 3. Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей 19
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

имидж семьи.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Конечно, надо учитывать возраст детей  и не требовать от него то, что  он еще неспособен делать, но бесплатных привилегий быть не должно[14].

     Для воспитания взрослого человека требуется  крепкая связь поколений. Как  только мы ослабим связь между  поколениями (отдав ребенка в  детский сад, в школу и т.д.), то потеряется огромный опыт, накапливавшийся  сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Таким же образом, в последствии, будет действовать и сын…

     В заключение стоит отметить, что каким  бы ни был имидж определенной семьи, всем следует стремиться к тому, чтобы был покой и мир между всеми ее членами, искренняя любовь и сочувствие друг другу. К сожалению, на современном этапе, многое в семьях не соответствует тому, что преподносится напоказ соседям и родственникам… 

 

     

Глава 3. Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей

3.1. Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей

 

    Поведение потребителей на рынке, характер покупок  определяется их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований.

    Личностные  факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла семьи, род  занятия, экономическое положение (уровень  дохода на семью и одного члена  семьи), стиль жизни, тип личности и самопредставление.

    Жизненный цикл семьи — совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания.

    Обычно  выделяют следующие стадии жизненного цикла семьи [7]:

    - холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей);

    - молодая семья без детей;

    - «полное гнездо» — 1 (младшему ребенку меньше 6 лет);

    - «полное гнездо» — 2 (младшему ребенку 6 и более лет);

    - «полное гнездо» — 3 (семейная пара с независимыми детьми);

    - «пустое гнездо» — 1 (дети живут раздельно от родителей, глава семьи работает);

    - «пустое гнездо» — 2 (глава семьи вышел на пенсию);

    - живым остался только один родитель, который работает;

    - живым остался только один родитель, который вышел на пенсию.

    Очевидно, что для разных стадий жизненного цикла семьи потребности являются разными (в питании, одежде, жилье, отдыхе и т.п.). Стиль жизни — стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Жизненный стиль потребителей измеряется путем использования очень объемных вопросников, порой до 25 страниц. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, ряд из которых приводится ниже:

    Я являюсь человеком, который все очень тщательно планирует.

    В поиске развлечений я обычно покидаю свой дом.

    Я обычно одеваюсь, следуя моде, а не из соображений комфорта.

    Я получаю удовольствие, наблюдая спортивные состязания по телевизору.

    Исследовательские фирмы разработали классификаторы жизненных стилей, подразделяющие последние  на 6 — 10 типов, в рамках которых проводятся специальные исследования. Маркетологи  часто разрабатывают специальные маркетинговые программы, ориентированные на группы, придерживающиеся определенного жизненного стиля.

    Каждый  человек является личностью, что  обусловливает относительно неизменные на протяжении длительного интервала  времени реакции на воздействия из внешней среды. Тип личности характеризуется такими чертами, как уверенность, независимость, агрессивность, социальность, адаптивность, инертность и т.д. Например, производители кофе обнаружили, что активные   потребители  кофе являются высоко социальными личностями.

    Самопредставление — сложные мысленные представления  личности о себе, о собственном  «я». Например, если кто-то мыслит себя творческой и активной личностью, то будет искать товар, отвечающий этим характеристикам.

    Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу.

    Под культурой понимается совокупность основных ценностей, понятий, желаний  и поведения, воспринятые членом общества от семьи и других общественных институтов[11].

    Субкультура — группа людей с общей системой ценностей, основанной на общих жизненном  опыте и ситуациях, например, национальные, религиозные, региональные группы. При  проведении маркетинговых исследований в данной области прежде всего  ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной этнической группой или принадлежность к этой группе не играет существенной роли? Владение какими потребительскими товарами, собственностью дает основание отнести  потребителя  к представителям определенной культуры, субкультуры?»

    Общественный  класс — относительно упорядоченная  и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются следующие  вопросы: «Является данная группа товара или конкретная марка символом принадлежности к какому социальному классу, социальной группе?»

    Маркетологу весьма важным является иметь представления  об изменениях культурных факторов, чтобы  ответить на них предложением новых  продуктов.

    Социальные  факторы включают в свой состав малые  группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы,  семью , социальные роли и статус.

    Группа  членства — группа, к которой  принадлежат определенные личности и которая оказывает непосредственное  влияние  на их поведение, например,  семья , сослуживцы, друзья.

    Референтная группа — группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное  сравнение при  формировании  своих отношений и линий поведения. Люди часто попадают под  влияние  референтных групп, членами которых они не являются. Это  влияние  осуществляется по крайней мере тремя путями: путем демонстрации новых поведения и стиля жизни; путем изменения отношений людей и их жизненных оценок; путем изменения оценок тех или иных продуктов. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает особо сильное  влияние  на других членов группы. Выявление лидеров мнения с целью оказания на них определенного  влияния  является одной из задач маркетинговых исследований данной направленности. Особенно важным является изучения мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.

    Под социальной ролью понимаются определенные виды деятельности, которые, как ожидается, осуществит индивид по отношениям к  людям его окружающим. Например, один и тот же человек может играть роли сына, отца и директора. Выполнение роли предполагает активность их исполнителей в соответствии с их окружением. В зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент зависит его покупательское поведение.

    Статус  — это положение индивида в  обществе. Например, статус директора, статус отца. Статус выражает общую  оценку, даваемую индивиду обществом. В своем покупательском поведении  индивид руководствуется занимаемым им статусом. Это касается и одежды, и продуктов питания, и многого другого[16].

    Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и  отношение. Эти факторы оказывают  сильное  влияние  на поведение  потребителя .

    При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как: «Почему совершается данная покупка? Что потребитель ищет, покупая данный товар? Какие потребности пытается удовлетворить?» Человек в любой момент времени испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только тогда, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение. Для исследования мотивов поведения потребителей используется мотивационный анализ. В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используется теории мотивации Фрейда и Маслоу.

    На  основе психоаналитической модели Фрейда изучается процесс принятия решений  о покупках потребителей. Предполагается, что важные покупательские мотивы потребителей носят подсознательный характер и что потребители при выработке мнения о том или ином товаре не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Например, потребитель может не покупать чернослив, потому что он его подсознательно ассоциирует со старым возрастом. Потребитель может предпочитать покупать готовую смесь для изготовления кексов только потому, что он таким образом удовлетворяет подсознательное желание принять хотя бы минимальное участие в изготовлении теста (в смесь требуется добавлять только яйца). Хотя сознательным образом добавление яиц мотивируется стремлением повысить качество теста[13].

    В процессе своего активного поведения  люди обучаются, усваивают свой предшествующий опыт. Усвоение заключается в изменении  в поведении индивидов на основе, приобретенного ими опыта. При стимулировании спроса следует учитывать такие факторы усвоения, как внутренние побудительные мотивы покупателей, подсказки других, реакции покупателей на возможность купить товар и закрепление опыта покупки определенного товара.

    На  покупательское поведение  потребителей  оказывают  влияние  его убеждения, т.е. его определенные представления о товаре. Убеждения могут основываться на реальном знании, мнении, вере. Они могут и не могут нести эмоциональный заряд. Маркетологам полезно знать, какие представления об определенном товаре имеет  потребитель . Очевидно, что отрицательные убеждения препятствуют совершению определенных покупок.

    Люди  формируют свое определенное отношение  к одежде, продуктам питания, музыке, политике, религии и многому другому. Отношение — это устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение потребителей. Отношения трудно изменить, но обязательно надо принимать в расчет при формировании маркетинговой политики, максимально ее приспосабливая к определенным отношениям.

3.2. Влияние имиджа  семьи на формирование  сервисных потребностей

 

   На  поведение покупателей большое  влияние оказывает семья. Можно выделить два типа семей: ориентирующий и направляющий.

   В первой человек приобретает ориентацию в отношении религии, политики, экономики, а также в отношении личных амбиций, собственного достоинства  и любви. Даже если покупатель недолго  взаимодействует с родителями, последние оказывают значительное влияние на неосознанное поведение своих детей. В семьях, где родители продолжают жить со своими взрослыми детьми, их  влияние  может быть решающим.

   В семье направляющего типа супруги  и их дети подвергаются более прямому  влиянию  друг друга в их повседневном покупательском поведении.

   Семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Поэтому она  требует тщательного изучения. В  первую очередь необходимо оценить  роль и относительное  влияние  мужа, жены и детей, оказываемое при покупке товаров. Например, исследованиями установлены следующие четыре типа семей[17]:

   - с автономией, где каждый член семьи принимает равное количество самостоятельных решений;

   - с мужем во главе, где большую часть решений принимает муж;

   - с женой во главе, где доминирует и определяет возможные покупки жена;

   - коллегиальные, где большинство решений принимается совместно.

Информация о работе Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей