Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать имидж современной семьи и его роль в формировании сервисных потребностей человека.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность имиджа как социальную технологию;
- рассмотреть особенности имиджа семьи;
- проанализировать влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей.
Введение 3
Глава 1. Имидж как социальная технология 4
Глава 2. Особенности имиджа семьи 7
Глава 3. Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей 19
Заключение 28
Список литературы 30
Особо следует выделить в семейном имидже физиономический и голосовой эффекты в поведении родителей. К сожалению, этими проблемами недостаточно занимаются многие родители, тогда как дети по мимике и голосу родителей ощущают отношение к себе. Дети в любом возрасте нуждаются в доброжелательном выражении лица и голосе, не стегающем их как кнут. Здесь вспоминается зарубежный опыт по постановке улыбки деловым людям, а также высказывание А.С. Макаренко о том, что слова «спасибо» и «пожалуйста» можно произнести в пятидесяти звуковых вариациях…
Типичная городская семья с детьми в России 1991 года - это двое работающих супругов или работающая мать (в случае неполной семьи), живущие, в основном, на зарплату, которую они получают в государственном учреждении. Именно в 1991 году ситуация начала резко меняться: если минимальная зарплата еще могла составлять немногим более 100 рублей, то представления о максимальной обновлялись каждый месяц. Понятия "бедный" и "богатый" реально входили в жизнь каждой семьи. Появлялись семьи, в которых женщины могли не работать, поскольку доход мужа обеспечивал очень высокий, по российским меркам, жизненный стандарт. Появились безработные. Начали возникать частные детские сады и школы, доступные далеко не всем. Быстро росли цены на продукты питания и одежду, в том числе продукты и одежду для детей. В конце 1991 года люди жили в ожидании того, что жизнь станет труднее материально и психологически. Они боялись, что не смогут приспособиться к этой новой жизни, хотя плохо представляли себе, какой она в действительности окажется.
Особенность российской ситуации последних двух-трех лет состоит в что, в условиях социально-экономического кризиса пересматривается тип семейной стратегии, доминировавшей в обществе. Речь идет о стратегии нуклеарной семьи с профессионально занятыми супругами, небольшим и в принципе регулируемым числом детей, "воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, по преимуществу, с эгалитарной системой власти, достаточно систематическими, но в большей степени деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех членов семьи на другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями[3].
Хотя семья такого типа остается пока базовой моделью, тем не менее происходят качественные сдвиги, которые становятся все заметнее и исподволь меняют повседневную жизнь людей, их семейные и профессиональные стратегии. Одна тенденция связана с процессом "приватизации" стиля жизни - со все более отчетливой ориентацией людей на частную сферу, другая - с усиливающимся разграничением мужских и женских ролей в семье. Последнее представляется особенно драматичным, поскольку жизненная стратегия российской женщины на протяжении нескольких поколений включала в себя практически обязательную профессиональную занятость вне семьи.
Оценивая имидж современной семьи в последние годы просто невозможно не говорить о профессиональной занятости супругов, которая, так или иначе, влияет на сам имидж.
В так называемой аристократической семьей велико значение традиций, которые, несомненно, существуют в семье, ориентируя людей на определенный жизненный уклад.
В аристократической семье, например, к маленьким детям относятся как к взрослым уже с первых лет. Скажем, обслуживающий персонал семьи, может обращаться к детям только полным именем, более старших детей называть на «вы». Этим детям могут сервировать стол так же, как и большим.
Родители никогда не позволят себе ходить по дому в домашнем халате или стоптанных тапках. Именно благодаря этому, таким же образом стараются выглядеть и дети.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве... Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие.
В аристократической семье чаще всего приглашаются дети из подобных семей, которые уже с малых лет умеют пользоваться столовыми приборами и знают как вести себя в обществе.
К сожалению, в семьях, где родители занимаются бизнесом, на детей остается мало времени, чаще всего ими занимаются няни, гувернантки и т.п. Совместные прогулки с детьми, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования осуществляются в таких семьях планово, по определенному графику…
Взаимоотношения
в семье часто носят
Стоит отметить, что в таких семьях широко используется традиция отмечать особенные семейные праздники в кругу очень близких родственников[10].
Если на подобные мероприятия попасть соседям или просто коллегам по работе не так просто, то существуют семьи, где рады практически каждому. Чаще всего это семьи рабочих. Скорее всего, это самый широкий круг семей с совершенно различными возможностями и взаимоотношениями.
Имидж
такой семьи было более просто
составить в советские времена,
когда активно
Дети в таких семьях носили одинаковую школьную форму, одного вида ранцы, лакомились шоколадными плитками «Аленка», конфетами «Морские камешки» и мечтали о шоколадном зайце под новый год…
В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Есть какие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы к каким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но все же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди — не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле) — ненадежен для коммунизма. Поэтому эпоха строительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашем народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом потерян нами.
На современном этапе определить имидж рабочей семьи достаточно сложно. Это может быть как полная, так и неполная семья, количество детей также варьируется. Чаще всего большее количество детей наблюдается в рабочих семьях из небольших поселков и деревень.
Кстати, стоит также отметить, что брак для жителей сельской местности до сих пор является не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, - это, бывает, еще и моральный долг. Семейно-брачные отношения во многих местечках находятся в поле зрения всего сельского общества и зависят от общественного мнения[12].
К сожалению, семейный быт рабочих осложняется такими причинами как тяжелые условия труда, отсутствие необходимых жилищных условий, распространенность социальных пороков (пьянства, проституции, нелегальных абортов). Особенно страшным является пьянство одного (или двоих) из супругов, из-за которого немало семей оказываются разрушенными. Дети в таких семьях предоставлены сами себе.
Говоря о занятости родителей стоит также отметить, что есть и семьи, где дети поддерживают увлечения и занятия взрослых. Например, существуют так называемые спортивные семьи, где родители постоянно в сборах, соревнованиях, соответственно, и дети очень часто становятся увлеченными каким-либо видом спорта.
Главными целями и задачами воспитания детей в таких семьях является[6]:
Неоспоримым плюсом в таких семьях является стремление всех членов семьи к здоровому образу жизни, развитие активности, силы воли, целеустремленности детей.
Отношения между родителями в таких семьях чаще всего дружеские, супруги поддерживают друг другу, сопереживают. Однако стоит отметить, что именно в таких семьях, даже при большом желании родителей воспитать своего ребенка определенным образом, дети могут быть предоставлены сами себе, часто пропускают занятия в школе и т.п. Из-за вынужденной занятости, постоянных отъездов родители могут не усмотреть склонности детей к какому-то виду творчества, душевных переживаний ребенка.
Однако имидж спортивной семьи и в прошлом, и на современном этапе, является положительным, символизирующем счастье, здоровье, силу воли, активности и сплоченность всех членов семьи, которые являют собой настоящую команду.
Существует масса других видов семей, каждая со своим укладом и традициями. Стоит только заметить, что как прежде, так и на сегодняшний день семья остается иерархичной, и это очень важно.
Для
воспитания детей, создания имиджа семьи
и межличностных отношений
Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это в некотором роде уродует семью. То есть выработанный годами и десятилетиями имидж российской семьи меняется. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее — детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу[11].
Отметим: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше — матери, а далее всем остальным — дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жижа будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне.
За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.
У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», — то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
Информация о работе Влияние имиджа семьи на формирование сервисных потребностей