Виртуальная психология: определение предметной области и выявление методологических особенностей (Серавин А.И.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:03, реферат

Описание работы

После того как нам удалось очертить предметную область для изучения виртуальной психологии в рамках психологической науки можно приступить к планомерному изучение виртуальной реальности и киберпространства.
Данная работа уникальна в связи с тем, что она в первую очередь ориентирована на то, чтобы создать теоретическую и методологическую базу для прикладных исследований.

Работа содержит 1 файл

виртуальная психология.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

4.1.10.1. Кабинные симуляторы (cab simulators), порожденные автомобильными и  авиа тренажерами, в которых  пользователь садится в кабину и видит перед собой в окне дисплей компьютера, на котором изображены некие ландшафты: если пользователь начнет вертеть управляющими ручками (рычагами или рулем), на дисплее будет соответственно изменяться ландшафт.

4.1.10.2. Системы искусственной реальности (artificial, projected reality), в которых пользователи видят реальные видеозаписи друг друга, встроенные в виртуальное пространство трехмерных образов. Эти системы не требуют головных дисплеев и могут успешно использоваться для непросвещенных пользователей. Идея совмещения видео и компьютерной графики в реальном времени породила, в частности, технологию виртуальных студий, при которой изображение на экране телевизора в реальном времени складывается из видеозаписей участников передачи (реально находящихся в пустой студии) и трехмерных миров, которые компьютер генерирует и соединяет с этой видеозаписью.

4.1.10.3.  Системы "расширенной"  реальности (augmented reality), в которых  изображение на экране головного  дисплея прозрачно, так что  пользователь видит одновременно и свое реальное окружение, и виртуальные объекты, генерируемые компьютером на экране.

4.1.10.4.  Системы теле присутствия  (telepresence) используют видеокамеры  и микрофоны для погружения  в виртуальное окружение пользователя, который либо сморит в дисплей шлема, соединенный с подвижной камерой на платформе, либо орудует джойстиком без шлема. Такого рода системы были установлены на космическом корабле "Pathfinder", который в июле 1997 года "приземлился" на Марс - с их помощью ученые с Земли могли рассматривать и фотографировать поверхность планеты.

4.1.10.5.  Настольные ВР-системы  (desktop VR) представляют ВР с помощью  больших мониторов или проекторов. Это хороший инструмент бизнес  презентаций, поскольку вместо  шлема здесь нужен джойстик, мышь или шаровой манипулятор, при помощи, которых пользователь может повернуть трехмерную модель на мониторе на все 360 градусов. С помощью такой системы легко показать модель будущего здания или проект корабля.

4.1.10.6. Визуально согласованный  дисплей (visually coupled display) размещается прямо перед глазами пользователя и изменяет картинку согласно движениям его головы. Он снабжен стереофоническими наушниками и системой отслеживания направления взгляда и фокусирует изображение, на которое направлено внимание пользователя.

4.1.10.7. Виртуальная реальность как мiр (общество). Это понятие связывают с технологиями «multimedia», трехмерной графики и анимации, позволяющими объединить в едином информационном носителе всевозможные формы кодирования информации (вербальную, иконографическую, идеографическую, фонографическую и т.п.), что в свою очередь позволяет моделировать на компьютере процессы и объекты реальной жизни, создавать объемное компьютерное познавательное пространство с ощущением и восприятием его реальности за счет активного участия пользователя компьютера в «событиях», предлагаемых информационной системой. Выделяют три вида виртуального миры:  базирующиеся в онлайне, в локальной сети и стационарно.

На сегодняшний день такие "настоящие" виртуальные системы еще не получили массового распространения в  силу их дороговизны при недостаточно высоком качестве моделируемого мира. Пока наиболее активно ВР-системы используются военными для имитации боевых событий и действий, а также в качестве тренажеров для быстрого обучения ведения боя в ситуациях, создаваемых такими имитациями. Другая область, где ВР уже нашла свою нишу - индустрия развлечений. Здесь виртуальные миры становятся логическим продолжением традиционных компьютерных игр - особенно это касается игр "от первого лица", где играющий получает возможность самому оказаться в центре событий и почти в буквальном смысле прочувствовать эти события на себе.

4.1.11. Изучение общения в виртуальных  реальностях и киберпространстве.

Обычные люди вовлечены в виртуальное  общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда только можно. Но, так или иначе, очень немногие существуют только в одном киберсообществе, и немногие используют только одно средство общения в Интернет.

Берно-Беллекр И.В. в 2005 году в исследование посвященном интернет-общению выделил 8 средств это были средства прямого  общения когда пользователи вступают в быстрое и непосредственное общение. Мы к его классификации  добавили два средства опосредованного интернет общения – это блоги и сайты.

Ниже в таблице приведены  наиболее часто используемые службы Интернет-общения.

Средства интернет-общения


 

 

 IRC  Конференции    Клубы  ISQ   E-Mail   NetMeeting    Iphone    IRC (Чаты)     Блоги          Сайты

 

4.1.11.1.«IRC» означает «Internet Relay Chat»  и представляет из себя систему,  которая позволяет вести диалог  с другими пользователями Internet на  специальных «каналах» или лично.  Каналы можно сравнить с комнатами  - вы «заходите» на канал и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с тем, с кем желаете – в private.

По сравнению с обычным разговором, Чат имеет ряд особенностей: собеседники  не видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни внешность. Каждый из участников имеет nick (псевдоним). Выбор своего «ника» - это важная часть виртуального образа. Из «ников», встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Буратино, Морозко, Ассоль, Уллис, Горацио, масса Остапов Бендеров, Вини - Пухов и Гендальфов), есть богатый животный мир (Коза, Кошечка_01, Овчарка, Клоп, Микроб), есть социальные статусы (Царь, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Телек )...

Люди в Чате строят свое впечатление  друг о друге только на основе слов, действий, реакций собеседников на происходящее. Многие, приходя на IRC, раскрепощаются.

То, о чем можно поговорить в  Чате возможно, многие никогда не обсуждают  в жизни.

Однако, при всех своих возможностях, полезных для профессионального  пользователя, IRC всегда рассматривался системными администраторами большинства корпоративных и академических сетей как вредная забава, подлежащая искоренению на ведомственных компьютерах. Такая репутация не случайна: на каждого бизнесмена, использующего IRC для переговоров и производственных совещаний, там приходится полсотни онлайновых «прожигателей жизни», пришедших на сервер исключительно ради того, чтобы потрепаться с незнакомыми людьми на любую тему или позаниматься сетевым сексом с кем угодно. IRC - это образ жизни, отгородиться от которого не так уж просто, попав в его радиус поражения. Для человека, пришедшего туда заниматься своей работой, перспектива получить в нагрузку большую и назойливую семью незнакомых виртуалов не выглядит слишком заманчивой.

4.1.11.2.Конференции. Самая большая компьютерная конференция - USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету.

Никакого списка участников конференции  не существует. Получать и отправлять сообщения может любой, чья машина связана с какой-нибудь другой машиной, которая получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своей машине. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из вашего списка. Посылая сообщение, вы помечаете, к какой группе оно относится, и все, кто подписан на эту группу, ваше сообщение получат.

Такое устройство конференции позволяет  получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут  те, кого оно может заинтересовать.

Основные читатели и участники  конференций – люди, которым важно  не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие, если и вступают в сетевой разговор, - то чаще всего для того, чтобы получить полезную информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить единомышленников, организовывать фан - клубы, либо научные сообщества. Конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и сил.

Особых психологических проблем, связанных с общением в сети, у профессионалов не возникает. Люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо научной информации меньше всего подвержены двум основным психологическим проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены воздействию тех личностей, у которых такие проблемы есть.

4.1.11.3. Клубы. Интернет - клуб, это  нечто похожее на смесь конференции  и чата. В клубе вы можете  иметь, только один постоянный  ник, который можно сменить  только специальным запросом. Здесь  сообщество строится и образуется довольно медленно – это клубы и для интеллектуального и для межличностного общения, здесь общаются только те люди, которые интересны друг другу, они с недоверием относятся к чужакам, а модераторы ревностно охраняют нормы клуба. Здесь невозможно просто ворваться в них так же как в чат, Вас просто выкинут или осмеют, в лучшем случае – не заметят. Поведение в них гораздо более регламентируемое – если сообщение нарушает этические нормы клуба или не относятся к теме, его удаляют, а в особо тяжёлых случаях могут вообще запретить вход в клуб. Темы строго определены и отклонения от них не приветствуются. Здесь живут, в основном, интеллектуалы, которые используют Интернет для того, чтобы расширить круг общения - но не потому, что лишены такого круга в реальной жизни, а потому, что, в принципе, пределов расширению нет, - и, чем шире круг, тем богаче все, кто в нем находится. Люди такого типа общаются в Сети достаточно интенсивно, но подходят к этому общению уравновешенно: они не зацикливаются на нем, вступают в беседу только, когда есть, что сказать, и не цепляются за саму возможность общения, если тема исчерпана.

Здесь просто невозможно поселиться надолго (как, например, в чате) –  круг людей довольно ограничен общими вкусами, сообщения поступают относительно редко, а болтунов, произносящих длинные монологи в пустоту здесь никто не любит, и они вынуждены избирать иное средство общения.

Так же как и жители виртуальных  миров, члены клубов обычно встречаются  в реальности. За редким исключением, так же как в чатах, они объединены по часовым поясам, так что и в реальности не слишком далеко находятся друг от друга. Для них интерактивная жизнь в виртуальном мире становится только приятным дополнением к общению в реале.

Впрочем, и члены клубов, как  и участники конференций, уязвимы для агрессии в сети, просто эта агрессия выражается более цивилизованными способами (пародии, язвительные замечания, попытки ввести в словесную перепалку, интеллектуальная драка с продолжением – по e-mail).

4.1.11.4. ICQ. «I Seek You» - «Я тебя ищу» или просто «аська» - это программа, позволяющая общаться со своими друзьями в on - line в реальном времени. Действует по принципу e-mail, только ещё быстрее. Чем-то такой способ общения напоминает перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, файлы, вызывать на чат, вызывать у себя и посылать приглашение им для запуска сетевых программ (сетевые игры, IPhone, Netmeeting), которые нужно указать в конфигурации своего ICQ. Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых приставал, пытающихся сделать ICQ продолжением традиций анонимного и бесцельного чатового трепа...

4.1.11.5. E-Mail. Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки. Это её преимущество, и это придаёт общению следующие особенности:

- особый этикет (даже в научных  и деловых письмах): более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, зато используется набор смайликов и сокращений, которые позволяют в какой-то мере проинтонировать сообщение;

- быстрота отправки и приёма  позволяет тут же получить  обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели с помощью обычной почты;

- возможна отправка копий письма  сразу нескольким адресатам, так  что в целом это средство  скорейшего распространению информации;

С помощью e-maіl можно передавать не только текстовую информацию, но и графические, аудио и видео файлы, то есть обмениваться информацией иного рода;

E-mail – одно из средств построения взаимоотношений в сети.

4.1.11.6. NetMeeting. Программа, позволяющая  общаться голосом через Интернет. Если хорошая скорость, разговор идет как по телефону. Вы заходите на специальный сервер этой службы и можете выбирать собеседника (а их там достаточно много). Можно также вызвать человека по его интернетному адресу (у него должна быть предварительно запущена эта программа). Поддерживает одновременно несколько собеседников.

4.1.11.7. Iphone. Чем-то похож на NetMeeting, но поддерживает видео передачу. Ещё более прост в использовании.  Из-за меньшей популярности на  «серверах ожидания собеседников» меньше людей и быстрее этот список людей подгружается.

4.1.11.8. Интернет сайты. Очень распространенное  средство опосредованного общения.  Интернет страницы бывают личные, коллективные (клубные),  профессиональные.

Информация о работе Виртуальная психология: определение предметной области и выявление методологических особенностей (Серавин А.И.)