Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:03, реферат
После того как нам удалось очертить предметную область для изучения виртуальной психологии в рамках психологической науки можно приступить к планомерному изучение виртуальной реальности и киберпространства.
Данная работа уникальна в связи с тем, что она в первую очередь ориентирована на то, чтобы создать теоретическую и методологическую базу для прикладных исследований.
На наш взгляд определение виртуальной
реальности для прикладных исследований
должно быть более техническим, а
главное мнение философским. Иначе
перегруженность определения
Виртуальная реальность – область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.
Система поиска и передачи информации как сеть Интернет является некоей переходной ступенью к развитию и обширному использованию систем виртуальной реальности.
Кибернетика (от греч . kybernetike - искусство управления), наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования - т. н. кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем - автоматические регуляторы в технике, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Основные технические средства для решения задач кибернетики - ЭВМ. Поэтому возникновение кибернетики как самостоятельной науки (Н. Винер, 1948) связано с созданием в 40-х гг. 20 в. этих машин, а развитие кибернетики в теоретических и практических аспектах - с прогрессом электронной вычислительной техники. (Большой энциклопедический словарь)
С прогрессом компьютеров и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности. В информационных изданиях термин "киберпространство" широко используется для обозначения всех аспектов работы человека с компьютером и Интернетом. Этот термин довольно точно отражает возможность восприятия компьютеров и их сетей как особого психологического "пространства". Людям, активно работающим с компьютерами, пишущим электронные письма, играющим в игры, общающимся одновременно с людьми на разных континентах, представляют все это как особое "пространство", куда они попадают при помощи своего компьютера. Создатели интерактивных сервисов для пользователей вносят свою лепту в создание этого образа, называя отдельные части своих продуктов "мирами", "комнатами" и "территориями".
Эти факторы и вовлеченность в путешествие по Интернету с одного сайта на другой приводит к тому, что люди начинают воспринимать компьютеры как продолжение своей личности в "пространстве", отражающем их вкусы и интересы. В терминах психоанализа, компьютеры и киберпространство можно рассматривать как тип "промежуточного пространства" (transitional space), расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходит растворение собственного "Я" и отождествление, к примеру, с личностью персонажа игры, проходящей на экране.
Пересмотрев сотни источником мы смогли выделить два определения виртуальной психологии.
Виртуальная психология - это новая глубинная технология построения присутствия сознания человека в пространстве и во времени, формирование мыслеформ, построение объема сознания. Виртуальная психология открывает новые инструменты видения окружающего мира и процессов природы, открывает новый невиданный всплеск развития человека с новыми фантастическими способностями, дремлющими в глубинах его мозга. (Установить авторство не удалось. Рунет).
Виртуальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические виртуальные реальности. Виртуальная психология как научная дисциплина 1) строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), 2) имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), 3) адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и 4) собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей, на которой строится виртуальная психология, является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей.
Реально человек осуществляет свою жизнь на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которой все остальные, в которых он может существовать, имеют статус виртуального существования, и любая из них в любой момент может развернуться в самостоятельную реальность или свернуться в элемент другой, константной реальности. Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривается как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, не сводимые не только к непсихическим реальностям (например, физиологической или социологической), но и к друг другу. (Носов Н. Виртуальная психология. 2000 г. с.417)
Оба определения являются философскими,
перегруженными понятиями и невероятно
ограничивают прикладные исследования
в виртуальной психологии. Это
ситуация следствие того, что философы
активно производят интелеекутальную
экспансию в эту отрасль
На наш взгляд философское определение виртуальной психологии является неверным методологически из-за того, что в нем выпадает огромный пласт предметной области, такой как киберпространство, которое неразрывно связано с виртуальной реальностью.
Виртуальная психология – это направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Объектом виртуальной психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства. Предметом виртуальной психологии являются психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации, психологическая сущность этой области деятельности, а также образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации. Виртуальная психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.
Виртуальная психология отрасль психологической науки и опирается на общепсихологические методологические принципы и использует в полной мере общепсихологическую методологию и теорию.
Особенностью виртуальной
Объект исследования бывает двух типов:
Разработка исследований в виртуальной
психологии требует знание современных
систем виртуальной реальности, интеграции
парадигм, подходов, методов и средств,
используемых в компьютерной науке, искусственном
интеллекте, кибернетике, робототехнике,
синергетике, философии, психологии и
эргономике. Это предполагает применение
системного подхода к строительству интеллектуального
интерфейса человека с визуальным пространством,
а также широкое использование психологических
и психофизических моделей.
При работе с психологическими феноменами,
опосредуемыми технической системой необходима
выработка новой методологической базы
и инструментария, а так же адаптация общепсихологических
методик.
"Виртуальная реальность" становится таким же модным термином, как когда-то эдипов комплекс, экзистенция, архетип, образ мира и т.д. И не только в психологии, но и в культуре вообще. Виртуальная психология, виртуальная психотерапия, виртуальный язык, компьютерная виртуальная реальность, виртуальный мир - реалии сегодняшнего мышления.
Вывев определение виртуальной психологии из предметной области философии мы открыли дорогу для прикладных психологических исследований в данной области.
Предметную область
В этом блоке на данный момент можно выделить четыре крупных прикладных направлении: бизнес, политическое, социальные сети, исследовательское и все остальное.
4.1.1. Изучение особенностей
4.1.1.1. Психологические особенности интернет-аукционов.
4.1.1.2. Изучение особенностей
4.1.1.3. Специфика позиционирования реальных и виртуальных товаров в виртуальных реальностях и киберпространстве.
4.1.1.4. Изучения специфики
4.1.1.5. Авторское право в
4.1.1.6. Управление неугодными сайтами
4.1.1.7. Реклама в киберпространстве, интернете и рунете.
4.1.1.8. Позиционирование и
4.1.1.9. Мониторин присутствия в киберпространстве
4.1.1.10. Оценка собственности в виртуальных мирах и киберпространстве
4.1.1.10. Собственность реальная и виртуальная
4.1.2. Изучение законов объема информации
4.1.3. Интернет как
4.1.4. Управление информационными потоками
4.1.5. Охват аудитории с помощью веб-сайтов
4.1.6. Поиск в интернете
4.1.7. Моделирование поведения через
Интернет и сотовые телефоны.
Современные средства
4.1.8.Создание виртуальной реальности и интерактивной личности
4.1.9.Политика в интернете и киберпространстве
4.1.9.1.Создание ресурсов для
4.1.9.2.Информационный
4.1.9.3.Война через локальные
4.1.9.4.Специфика
4.1.9.5.Новое пространство, новые войны
4.1.9.6.Распределение
4.1.10. Изучение поведения
В данном разделе мы приводим виды виртуальных реальностей по Якименко К.Н., но добавили еще один, последний, так как Якименко К.Н. на наш взгляд излишне узко понимает виртуальные реальности.