Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа
Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории «плохой - хороший», «надежный - ненадежный» и т.п. существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.
Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
В настоящее время
разнообразные тренинговые
Обучение тактикам
общения предполагает знание и учет
расстояний, определяющихся отношениями
между людьми. Нарушение этих расстояний
приводит к психологическому дискомфорту
общающихся. Эти расстояния подразделяются
на зоны пространств: интимного, личностного,
ролевого, социального. В разных культурах
эти зоны несколько отличаются, что
определяется такими факторами, как
возраст, индивидуально-психологические
особенности, принадлежность к определенной
культуре и т.д., но в среднем они
колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных
отношениях, от 35-60 до 80-120 - при межличностных
отношениях, от 120 до 210 см при ролевых
взаимодействиях и в самых
крайних случаях могут
Социальные пространства - это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества адреналина, покраснение кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические реакции, характерные для стресса.
В западных странах
на допросах в полиции часто практикуют
метод «территориального» вторжения,
чтобы сломить преступника. Но такая
тактика пространственного
Сегодня проблемы в общении испытывает практически каждый человек. Вступать в разговор легко и непринужденно дано от природы лишь единицам. Трудности возникают из-за пресловутой самооценки: "А что подумают обо мне окружающие? А что скажут?" Мы смотрим на мир чужими глазами, поэтому и боимся новых контактов.
Психологические игры,
манипулятивное и проблемное общение
происходят от столкновения различных
моделей восприятия реальности и
степени их гибкости у каждого
человека, недостаточности понимания
целей и смыслов общения, уязвимости
или несогласованности у
Но сила человека в
том, чтобы смочь сделать шаг
к собственному развитию и позитивному
восприятию мира. А этот шаг, в свою
очередь, станет той точкой опоры, которая
перевернет проблемное и неэффективное
общение в радость
Но все, кто хотел научиться общаться, добивались потрясающих результатов. Этому нужно обучаться и тренироваться, т.е. набраться терпения. Рассказывать анекдоты, выдавать удачные шутки в компании - к этому тоже надо подготовиться. Как говорится, "самый лучший экспромт - хорошо подготовленный экспромт".
Начинать с простейшего: "Который час?", "Как пройти...?" и т.п. Сначала подходить к милым старушкам, а когда освоитесь - брать новые рубежи: симпатичных девушек и мужчин.
А еще к вашим
услугам курсы ораторского
Ну и, конечно, неотъемлемое условие успеха: начинать общение с улыбки.
Нам стоит стараться
принимать и учитывать
И помнить, что все люди разные: кто-то может бесконечно болтать, а кто-то - слушать.
3.2 Барьеры общения
Актуальность проблемы
барьеров общения обусловлена целым
рядом факторов. Прежде всего, наличием
и расширением сферы влияния
таких видов профессиональной деятельности,
существование которых связано
с системой взаимоотношений "человек-человек".
Очевидно, что в сфере бизнеса,
педагогики, инженерного труда и
т. п. невозможно аффективное осуществление
деятельности при затрудненных взаимоотношениях.
Разработка и решение проблемы барьеров
имеет практическое значение для
повышения эффективности
Решение проблемы барьеров
общения предполагает многоаспектный
характер исследования с учетом разнообразия
барьеров и обширностью сферы
их проявлений. Все эти требования
достаточно успешно решаются в русле
личностного подхода. Дело в том,
что процесс общения - это, прежде
всего взаимоотношение
Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). Различаются:
1) барьеры отражения
- это барьеры, которые
- себя (неадекватная самооценка);
- партнера (приписывание
не присущих ему свойств,
-ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) барьер отношения
- это барьеры, возникающие в
результате неадекватного
- к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
- к партнеру (чувство
антипатии, неприязни к
к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) барьеры обращения
как специфической формы
- при формах обращения,
которые ведут к кооперации, сотрудничеству
и т.д. (комплименты, похвала, какие-
- при формах обращения
ведущих к непродуктивному
Изучение проблемы
барьеров общения в контексте
личностного подхода позволяет
говорить о схеме выхода из ситуации
барьера, где главным является принцип
взаимоотношений ведущих к
Схема выхода из ситуации барьера:
1) оценка создавшейся ситуации барьера (определение ее направленности и возможных последствий);
2) выявление ориентировочных причин возникновения;
3) исследование предполагаемого
выхода из ситуации в
4) определение аффективных
действий для выхода из
Важную роль играет
в преодолении психологических
барьеров мотивационное состояние.
Мотивационное состояние
В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.
Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями).
Таким образом, в процессе общения возникают различного рода трудности. Этими трудностями могут быть заниженная самооценка, различные стереотипы, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, а также барьеры, присущие почти каждому человеку. Нам стоит стараться принимать и учитывать уникальность и различия друг друга, изменчивость и многовариантность нашего окружающего мира. Уметь сначала по - настоящему услышать и понять другого человека, увидеть и прочувствовать ситуацию из него самого, и только потом стремиться быть понятым им, уважать человеческое право не соответствовать ничьим ожиданиям и быть самим собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных.
Общение -- взаимодействия
и взаимоотношения, возникающие
между различными субъектами: между
отдельными личностями, личностью и
группой, личностью и обществом,
группой (группами) и обществом. Психологи
относят потребность в общении
к числу важнейших условий
формирования личности. В связи с
этим потребность в общении
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Вербальное общение - общение, которое происходит с помощью слов, речевых фраз. Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Невербальное общение
- общение без помощи слов часто
возникает бессознательно. Оно может
либо дополнять и усиливать
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то иногда могут происходить различного рода трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.
Со стороны личности
трудности общения могут
Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения