Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа
Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: “Основы социальной психологии”
на тему: “Вербальные и невербальные средства общения”
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Общение является довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что это совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если? не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Объект. Процесс межличностного общения и взаимодействия людей в этом процессе.
Предмет. Предмет исследования - вербальные и невербальные средства общения.
Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.
Методы исследования. Изучение вербальных и невербальных средств общения проводилось с помощью таких методов как анализ, сравнение, аналогия.
Теоретическая основа. В курсовой работе использованы труды знаменитых авторов, среди них, доктор наук В.А. Горянина, профессора М. Хартли, Ю.Н. Емельянов, М. Нэпп, А.В. Батаршев, Е.И. Рогов и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе рассматривается сама природа общения, его структура, содержание, выполняемые им функции, а также различные виды общения, в зависимости от содержания, целей и средств.
Целью второго раздела является анализ двух наиболее важных видов общения - вербального (словесного) и невербального (общения при помощи жестов, мимики, поз, эмоций).
Цель третьего раздела - изучить трудности процесса общения, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств; проанализировать влияние барьеров общения - психических состояний, проявляющихся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
Общение -- взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.
В последние десятилетия
минувшего столетия, проблема общения
была “логическим центром” психологической
науки. Исследование этой проблемы открыло
возможности более глубокого
анализа психологических
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек
существо социальное, он постоянно
испытывает потребность в общении
с другими людьми, что определяет
потенциальную непрерывность
Эмпирические данные
свидетельствуют о том, что уже
с первых месяцев жизни у ребенка
возникает потребность в других
людях, которая постепенно развивается
и преобразуется - от потребности
в эмоциональном контакте к потребности
в глубоко личностном общении
и сотрудничестве со взрослыми. В
то же время и способы удовлетворения
этой базовой потребности у каждого
человека носят индивидуальный характер
и определяются как личностными
особенностями субъектов
Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.
Итак, исходным концептуальным
основанием психологического исследования
общения является его рассмотрение
как самостоятельной и
Одним из общепринятых
является выделение в общении
трех взаимосвязанных сторон или
характеристик -- коммуникативной, интерактивной
и перцептивной. Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация
в узком смысле слова, состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона
заключается в организации
Функции общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей.
Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются и формируются цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.
Эмоционально-психическая
функция проявляется как
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По средствам общение может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
1.2 Влияние общения на развитие личности
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это
взаимодействие людей и поскольку
в нем всегда развертывается взаимопонимание
ими друг друга, устанавливаются
те или иные взаимоотношения, имеет
место определенное взаимообращение
(в смысле поведения, выбираемого
участвующими в общении людей
по отношению друг к другу), то межличностное
общение оказывается таким
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Содержанием общения
может стать информация о состоянии
внешней среды, передаваемая от одного
живого существа к другому, например,
сигналы об опасности или о
присутствии где-то поблизости положительных,
биологически значимых факторов, скажем,
пищи. У человека содержание общения
значительно шире, чем у животных.
Люди обмениваются друг с другом информацией,
представляющей знания о мире, богатый,
прижизненно приобретенный
Цель общения - это
то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. У животных
целью общения может быть побуждение
другого живого существа к определенным
действиям, предупреждение о том, что
необходимо воздержаться от какого-либо
действия. Мать, например, голосом или
движением предупреждает
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения