Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, курсовая работа
Цель. Целями данной курсовой работы являются изучение структуры, функций, способов общения, его классификация, проблемы общения и их разрешение.
Задачи. Курсовая работа предполагает следующие задачи: проанализировать структуру общения, изучить его виды, способы и функции, выяснить влияние общение на формирование личности.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Структура, функции, виды общения
1.2 Влияние общения на развитие личности
РАЗДЕЛ 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Вербальное общение
2.2 Невербальное общение
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
3.2 Барьеры общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реактивное поведение. Наше поведение обосновывается внутренними и внешними раздражителями. Мы воспринимаем что-то, у нас сложилось мысленное впечатление, и сначала мы отвечаем на него тем или иным артикулированным чувством, происходящим из какого - то внутреннего переживания. Мы “переработали” раздражитель. Как “перерабатывается” побочный раздражитель и какие реакции следуют в ответ, зависит от ряда факторов:
а) от настроения. В компании, где все отношения гармоничны, мы реагируем иначе, чем если бы мы пребывали в разладе с нашим окружением;
б) от стимула. В любом, неважно какими причинами и каким чувством вызванном настроении в той или иной степени присутствует определенный стимул. Чем больше стимулов “заложено” в нашей личности, тем активнее мы реагируем на раздражители;
в) от средств. На тот или иной раздражитель мы можем отреагировать словесно и/или на языке тела. Результаты переработки раздражителя определяют, каким средством мы воспользуемся.
Различная степень участия этих трех описанных факторов воздействия зависит от ситуации и обусловливается характером личности. Они могут либо заменяться, либо усиливать друг друга. В зависимости от настроения стимул может усиливаться или ослабляться.
Адекватное и неадекватное поведение. Поведение может быть качественно и количественно адекватным и неадекватным.
Качественно и количественно адекватное поведение. Когда ситуация, переживаемая в данный момент, “обрабатывается” непредвзято и открыто. Тогда ситуация получает верную оценку своей специфики и интенсивности. Следует соответствующая по смыслу реакция.
Качественно адекватное и количественно неадекватное поведение. Поведение может быть количественно неадекватным и при звукообразовании (если смех начинается с громкого вскрика или если кто-нибудь в определенной ситуации смеется слишком громко). К количественно неадекватным манерам поведения относится и излишне “слабое” поведение. Его причиной является эмоциональная вялость, слабость, недостаточная жизненная сила. Там, где необходимо и следовало бы отреагировать сильно, мощно, либо вообще не происходит никакой реакции, либо совершается весьма слабое ответное действие или реакция.
Качественно неадекватное
и количественно адекватное поведение.
Если нас кто - то либо понимает неверно,
либо вообще не понимает, или если сложившуюся
ситуацию либо не учитывают, либо оценивают
неверно, то тогда может возникнуть
поведение, которое хотя и будет
правильным и подходящим в своих
проявлениях и “количествах”, но
не будет соответствовать
1) если кто-либо
на протяжении длительного
2) если отсутствует способность контактировать с окружением;
3) если человек одержим сверхценными идеями и ни для чего другого уже не остается места.
Качественно и количественно
неадекватное поведение. Поведение
может быть количественно и качественно
несовершенным или
Символическое поведение. Мы понимаем образ действий, когда-то, что должно быть сообщено, выражается не конкретно, а посредством того или иного символа.
Альтернативное поведение. То есть, различное по своим характеристикам поведение может иметь одно и то же значение.
Комбинированное поведение. Помимо сигналов, каждый из которых самостоятельно имеет определенное значение, имеются и такие, которые становятся понятны только во взаимосвязи с другими. Это происходит, когда мы имеем дело с комбинированным поведением: в нем присутствуют принципиально важные элементы, значение которых модифицировано при помощи других элементов.
Реликтовое поведение. Это остаток поведения, выражающийся на языке тела в прежние времена или на более ранней стадии культурного развития. Личное реликтовое поведение “произрастает” из собственного опыта, в большинстве случаев раннего детства, и представляет собой поведение, развившееся самостоятельно. Общее реликтовое поведение берет свое начало в более ранних периодах развития культуры и является заимствованным поведением.
Агрессивное поведение. Психология определяет агрессию как наступательное поведение, обусловленное аффектом. Наша агрессивность может проявляться по отношению к другим людям, к различным общественным институтам (государство, школа, церковь) и по отношению к нашему собственному Я.
Оскорбительное поведение. Почти любое действие может оказаться оскорбительным, если оно несвоевременно или неуместно.
Отказ. Поведение отказа (отвода) может быть продемонстрировано прямым прикосновением и отталкиванием партнера или за счет вытягивания руки с находящейся в вертикальном положении ладонью.
Насмешка. Тот, кто насмехается, выражает свою враждебность, маскируя ее несерьезным поведением. Сюда же относится скрытое веселье - ладонь прикрывает рот - когда смех сдавлен.
Символическое оскорбление.
В той или иной культуре мы встречаем
разные жесты для выражения
Кроме поведения, к
основным невербальным средствам общения
относятся также движение и мимика.
Чем свободнее кажется игра движений,
чем мягче и “круглее”
Виды движений. Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому же часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание. Подобные движения кажутся незначительными, непритязательными, простыми, тактично сдержанными и корректными.
Темпы движений. Темпы
движений подразделяются на спокойный,
оживленный и быстрый. Спокойное
чередование движений свидетельствует
о самообладании и
Направления движений.
Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.
Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что “он словно открещивается от того, что сам же и говорит”. Язык поз тела уличает лживость речи.
Движения в сторону. Они ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если мы “уклоняемся от слов”, то голова при этом поворачивается в сторону.
Движения вверх. К
ним относятся также
Движения вниз. Стремление
производить словно уменьшенное
впечатление также нашло
Что касается мимики, то под ней мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика.
Указывает в принципе на постоянство
душевных процессов. Она свидетельствует
о редко изменяющемся устойчивом
настроении. Подобная мимика ассоциируется
со спокойствием, постоянством, рассудительностью,
надежностью, превосходством и уравновешенностью.
Малоподвижная мимическая игра может
при сниженной активности (двигательная
сила и темперамент) производить
также впечатление
Монотонность и
редкая смена форм. Если такое поведение
сопровождается медлительностью и
слабой напряженностью, то можно сделать
вывод не только о психическом
однообразии, но и о слабой импульсивности.
Причиной этого могут явиться
меланхолические двигательные нарушения,
скованность или
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем.
Таким образом, наиболее важной дифференциацией видов общения является разделение на вербальное и невербальное общение. Вербальное общение - общение, которое происходит с помощью слов, речевых фраз. Невербальное общение - общение без помощи слов, с помощью жестов, мимики, движений, взглядов.
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Трудности процесса общения
В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.
Со стороны личности
трудности общения могут
Особую группу трудностей
общения составляют нарушения стратегий,
заранее разработанных
Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения