Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:21, реферат

Описание работы

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.

Содержание

1.Вербальные коммуникации:…………………………………………………………….3
1.1 Совершенствование навыков вербального общения
1.2 Совершенствование навыков письменной речи
1.3 Денотаты и коннотации
1.4 Ассертивность
1.5Структура речевой коммуникации.
1.6Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
2. Невербальные коммуникации:………………………………………………………..9
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
2.2 Общее представление о языке телодвижений
2.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
2.5 Позиция и дистанция
2.6 Открытая поза
2.7 Выражение лица
2.8 Визуальный контакт
2.9 Кивки головой
2.10Паузы и молчание
3. Характеристики общения:……………………………………………………………20
3.1 Определение общения
3.2 Типы и виды общения
3.3 Личность как субъект общения
3.4 Свойства личности
3.5 коммуникативная сторона общения
3.6 перцептивная сторона общения
3.7 интерактивная сторона общения
3.8 Формирование и свойства личности
Список использованной литературы………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Дима реферат.docx

— 81.46 Кб (Скачать)

 

  • духовное и утилитарное общение;

 

  • традиционное и инновационное общение.

 

Видовые различия общения  обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике  политического, религиозного, экономического общения.

 

       Например, предметом политического общения  выступает сфера политики, взаимодействие  политических партий и их лидеров  с представителями различных  партий и общественных объединений  при решении тех или иных  политических вопросов.

 

       При  таком подходе, очевидно, что педагогическое  общение представляет собой один  из видов общения. Предметом  такого общения является сфера  образования, в которой осуществляется  взаимодействие учителей и воспитателей  со своими коллегами, учениками  и их родителями вокруг  вопросов, связанных с обучением и воспитанием  учащихся.

 

       Несколько  иного взгляда на описание  разновидностей общения придерживается  А.А,Леонтьев. Автор утверждает, что  в исследовании общения неправомерно  принимать за простейшую «клеточку»  анализа «чистое» межличностное  общение в диаде, поскольку  каждый человек представляет  собой совокупность (ансамбль) общественных  отношений. Поэтому автор исходит  из того, что общение – это  процессы, осуществляющиеся внутри  определенной социальной общности  – группы, коллектива, общества в  целом, процессы, по своей сущности  не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной  потребности, общественной необходимости  и реализуют общественные отношения.  На основе этого автор выделяет  три вида общения: социально-ориентированное  общение, групповое предметно-ориентированное  общение и личностно-ориентированное  общение.

 

       Примером  социально-ориентированного общения  могут служить лекция, оклад, телевизионное  выступление, где лектор или  докладчик выступает как представитель  общества и решает со своей  аудиторией конкретные социальные  задачи. Например, рассматривает экологические  проблемы конкретного города  или региона.

 

       Групповое  предметно-ориентированное общение  также нацелено на решение  социальных задач – организацию  коллективного взаимодействия в  процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного  коллектива другс другом или  с представителями другого коллектива. В центре такого общения –  проблемы, стоящие перед коллективом,  совместная деятельность его  представителей.

 

       Личностно-ориентированное  общение, представляющее взаимодействие  одного человека с другим, далеко  не однородно. Это может быть  еловое общение партнеров, обслуживающее  конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но  это может быть также общение,  в центре которого находится  не какая-либо деятельность, личностные  проблемы общающихся, например, выяснение  отношений между друзьями или  объяснение в любви между юношей  и девушкой.

 

       Говоря  о видах общения, многие исследователи  выделяют деловое и личностное  общение. Эти термины довольно  часто встречаются как в педагогической  литературе, так и в обиходе.

 

       Деловое  общение (его также называют  ролевым или функционально-ролевым  общением) направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре  такого общения – интересы  дела, функциональные обязанности  партнеров, вклад каждого из  них в достижение результата, а личностные особенности партнеров:  их симпатии или антипатии,  чувства, настроение, психическое  или физическое состояние как  бы отодвигаются на задний  план.

 

       В центре  личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические,  физиологические, нравственные и  иные личные проблемы партнеров:  их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие  и т.п. Деловые проблемы в  таком общении не столь значимы  для партнеров, дело может подождать,  его можно завершить и после  решения личных вопросов.

 

       В педагогическом  процессе деловое и личностное  общение довольно тесно переплетаются  и неотрывны друг от друга.  Учитель не только обращает  внимание на то, выполняет или  нет ученик задания учителя,  какими способами он получил  правильный ответ. От взгляда  опытного педагога не скроется  физическое или психическое состояние  ученика, его радостное или  подавленное настроение, наличие  внутренней тревоги, озабоченности  чем-либо.

 

Личность  как субъект общения

 

Свойства  личности

 

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жиз­ни. Но личность представляет собой целостное образование  особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью  не родятся, личностью стано­вятся.

 

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетиче­ского развития человека.

 

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с  процессом прижизненного изменения  природных свойств индивида в  ходе его приспособления к внешней  среде. Чело­век как природное существо есть индивид, обладающий той или  иной физической конституци­ей, типом  нервной системы, темпераментом, динамическими  силами биологических потребно­стей  и многими другими чертами, которые  в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Однако, не изменения  этих врожденных свойств человека порождают  его лич­ность.

 

Личность есть специальное  человеческое образование, которое  так же не может быть вы­ведено  из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее  его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребно­сти, личность человека тоже «производится» — создается  общественными отношениями, в ко­торые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые  его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие  формирования его лично­сти.

 

Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности  другого единства, другого образования (личности), так что пер­вые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности  индивида. Так, особенно­сти высшей нервной  деятельности индивида не становятся особенностями его личности и  не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она  «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых  реализуется система отно­шений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании лично­сти.

 

Личность как индивид  есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные от­ношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное  отличие личности. Оно определяет­ся  природой самих порождающих его  отношений это специфические  для человека обществен­ные отношения, в которые он вступает в своей  предметной деятельности. Как мы уже  виде­ли, при всем многообразии ее видов  и форм, все они характеризуются  общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие соз­нания, а на известных  этапах развития также и самосознания субъекта.

 

Изучение процесса объединения  деятельности субъекта, в результате которого формиру­ется его личность, представляет собой капитальную  задачу психологического исследова­ния.

 

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.1

 

       Следовательно,  основное назначение этого процесса  заключается в том, чтобы люди  контактировали, искали и находили  точки соприкосновения друг с  другом, взаимодействовали между  собой в процессе совместной  деятельности, что бы они обменивались  информацией и стремились к  пониманию друг друга. Поэтому  психологи условно выделяют в  общении три стороны: коммуникативную,  интерактивную и перцептивную.

 

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя  какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать  с другими людьми.

 

Коммуникативная сторона общения.

 

Коммуникация  – процесс обмена информации.

 

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими  словами, коммуникатор должен четко  излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно  слушать, воспринимая все сказанное  партнером по общению, и только после  усвоения всего материала, он может  не согласиться с услышанным, сопоставить  со своей точкой зрения и т.д.

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения