Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:21, реферат
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.
1.Вербальные коммуникации:…………………………………………………………….3
1.1 Совершенствование навыков вербального общения
1.2 Совершенствование навыков письменной речи
1.3 Денотаты и коннотации
1.4 Ассертивность
1.5Структура речевой коммуникации.
1.6Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
2. Невербальные коммуникации:………………………………………………………..9
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
2.2 Общее представление о языке телодвижений
2.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
2.5 Позиция и дистанция
2.6 Открытая поза
2.7 Выражение лица
2.8 Визуальный контакт
2.9 Кивки головой
2.10Паузы и молчание
3. Характеристики общения:……………………………………………………………20
3.1 Определение общения
3.2 Типы и виды общения
3.3 Личность как субъект общения
3.4 Свойства личности
3.5 коммуникативная сторона общения
3.6 перцептивная сторона общения
3.7 интерактивная сторона общения
3.8 Формирование и свойства личности
Список использованной литературы………………………………………………….26
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии консультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу более чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза обычно не превышает 30-40 секунд. А в длительном курсе психологического консультирования пауза может длиться минуты.
Многим начинающим консультантам
молчание представляется чем-то угрожающим,
фокусирующим на них всё внимание,
демонстрируя их профессиональную слабость.
Именно так начинающие консультанты
описывают периоды молчания. В
результате появляется желание сказать
хоть что-нибудь - лишь бы прервать молчание.
Обычно в таких случаях консультант
задаёт не самый лучший вопрос, который
приводит к минимальному отклику
клиента. В такой ситуации ответ
клиента не столь уж важен, так
как и вопрос не был продуман.
Консультант может даже не слушать
ответ. Такая ситуация возникает
всякий раз, когда консультант
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
Еще одной причиной молчания
может быть желание обоих участников
остановиться на некоторое время, чтобы
осмыслить, суммировать ранее
Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от других людей. Клиент может использовать молчание, чтобы передать консультанту сообщение: “Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке” или “Я независим и не нуждаюсь в вашем понимании”. Консультант, в свою очередь, посредством молчания может передавать следующие послания: “Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее”, или “Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном”, или “В данный момент я очень внимателен к вашим чувствам”.
Хорошие консультанты часто используют молчание как лучшую технику для особых ситуаций. Это вовсе не значит, что при этом они не активны. Наиболее полезным средством для сосредоточения внимания на текущем моменте является молчаливое фокусирование с целью услышать эхо - эхо внутреннего отклика как клиента, так и консультанта. Молчание также может быть использовано как средство усиления происходящего, например, усиления определённых защитных механизмов и паттернов поведения, чтобы затем, когда они станут более выраженными, сделать их очевидными для клиента. Также можно говорить о молчаливой заботе. Такое молчание имеет место, когда нет подходящих слов для отклика на переживания клиента, например, на чувства, связанные с болезненным опытом утраты. В такой ситуации переживание и выражение чувств важнее всего. В данном случае молчание, прежде всего, передаёт сострадание.
Вышеперечисленные элементы
невербальной коммуникации являются очень
важными составляющими
Помимо того, что невербальное поведение само по себе является каналом коммуникации, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные движения и т.д) консультант может осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать своё вербальное сообщение. Кнап выделил следующие виды невербальных проявлений:
(1) Подтверждение
и повторение. Невербальное поведение
может подтверждать и
(2) Отрицание или запутывание.
Невербальное поведение может
отрицать или запутывать
(3) Усиление и акцентирование.
Невербальное поведение может
усиливать и акцентировать
(4) Контроль и регуляция.
Невербальные послания часто
используются для регуляции и
контроля над тем, что
В заключение хочется заметить, что все эти, способствующие высокому качеству присутствия специфические умения, несмотря на их очевидную простоту, требуют достаточно большого времени для их практического освоения. И хотя профессиональный тренинг навыков невербального общения может дать хороший результат, постоянная демонстрация, с помощью выше приведённых умений, внимательности, заботы и чувствительности, то есть вовлечённости в контакт с клиентом - это весьма сложная задача, которая может быть решена только тогда, когда они станут расширением человеческих качеств консультанта, реализацией его личных ценностей, а не только составляющими технологии психологической помощи.
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает
на вопрос «Ради чего существо вступает
в акт общения?». Здесь имеет
место тот же принцип, что уже
упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Типы и виды общения
В психолого-педагогической
литературе используются
Б.Т.Парыгин
под типами общения понимает
различия в общении по его
характеру, т.е. по специфике
психического состояния и