Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:21, реферат

Описание работы

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх.

Содержание

1.Вербальные коммуникации:…………………………………………………………….3
1.1 Совершенствование навыков вербального общения
1.2 Совершенствование навыков письменной речи
1.3 Денотаты и коннотации
1.4 Ассертивность
1.5Структура речевой коммуникации.
1.6Успешность коммуникации и коммуникативные навыки
2. Невербальные коммуникации:………………………………………………………..9
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
2.2 Общее представление о языке телодвижений
2.3 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
2.4 Качество присутствия и элементы невербального общения
2.5 Позиция и дистанция
2.6 Открытая поза
2.7 Выражение лица
2.8 Визуальный контакт
2.9 Кивки головой
2.10Паузы и молчание
3. Характеристики общения:……………………………………………………………20
3.1 Определение общения
3.2 Типы и виды общения
3.3 Личность как субъект общения
3.4 Свойства личности
3.5 коммуникативная сторона общения
3.6 перцептивная сторона общения
3.7 интерактивная сторона общения
3.8 Формирование и свойства личности
Список использованной литературы………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Дима реферат.docx

— 81.46 Кб (Скачать)

 

Ассертивность

 

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Имеется "тройственный принцип", который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту  манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам  оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать  на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим  оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

 

Психологи советуют в конфликтных  ситуациях поступать так, как  подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены  или считаете, что вас несправедливо  отчитали, сразу же скажите об этом. Поверьте, гораздо лучше прямо заявить о своих чувствах, чем носить их в себе и выплескивать на кого попало. При этом совсем не обязательно стучать по столу кулаком или хватать обидчика за грудки, достаточно просто сказать: "Мне это не нравится", и это умерит ваш гнев.

 

Агрессивная, обвинительная  тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется  в таких случаях использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку: "Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом". Это будет лучше, чем заявить: "Жадный мальчишка, почему ты никогда  не даешь свои игрушки брату?" После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный  способ ее разрешения. Так, мать может  добавить: "Если ты разрешишь брату  поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик".

 

Структура речевой  коммуникации.

 

Мы уже убедились в  том, что в межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого  комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для  усиления и подтверждения слов, и  даже для насмешки над своими словами  и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом  коммуникации.

 

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой  другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как  ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый  ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в  спортивных состязаниях и т.п.

 

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает  в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный  и литературный язык, диалекты и  социолекты и т.п.). Все речевые  характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного  инвентаря (в современной лингвистике  иногда говорят: поля) возможных средств  речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся  наиболее подходящими для выражения  наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

 

Поэт О.Э.Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел  сказать: слепая ласточка в чертог теней  вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся  за нами в жизни и общении.

 

Система, обеспечивающая речевую  коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка  в рамках пособия по коммуникации, рекомендуем обратиться к учебникам  по лингвистике. Считается, что существует два ‘классических’ учебника: учебник  А.А.Реформатского и учебник Ю.С.Маслова. Помимо собственно языкознания, речевое  общение изучается в смежных  науках: социальной лингвистике и  психолингвистике, а также в самой  психологии.

 

Остановимся на самых общих  коммуникативных характеристиках  речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный  акт и проявляет следующие  свойства:

 

    • речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

 

    • речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

 

    • с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

 

    • в речевой коммуникации создаются социальные значения.

 

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова  не являются просто знаками для обозначения  предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному  сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения