Условия формирования гармонической личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: определить условия формирования гармонической личности.

Содержание

Введение

1. Понятие “гармоническая личность”

2. Семья как важнейший фактор формирования гармонической личности

2.1 Влияние стиля родительского воспитания на формирование гармонической личности.

2.2 Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на формирование гармонической личности
3. Социо-культурные условия формирования гармонической личности
4. Принадлежность к группе сверстников как одно из условий развития гармонической личности подростка

5. Механизмы формирования гармонической личности

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по семье.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

         В хрестоматии “Психология развития” представлено сокращенное изложение глав из книги Д. Креча, Р. Кратчфилда и Н. Ливсона: “Детям свойственна эмоциональная привязанность к тем, кто их растит. Соответственно, примерно к середине первого года жизни ребенок обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей и общение с ними очень приятно ребенку; их отсутствие неприятно и вызывает тревогу. Слова, улыбки, жесты, ассоциирующиеся с родительской заботой, имеют большую ценность для ребенка, а неодобрение, напряженность, обретают отрицательное значение. Социализация нравственного поведения происходит именно через этот процесс научения: желательные формы поведения вознаграждаются вниманием и заботой, а нежелательные формы подавляются неодобрением.” (12, с. 179)

           Таким образом,  главным выступает  такой способ педагогического  воздействия, при котором воспитатель  (родитель) специально организует  активность ребенка, а не просто  подавляет нежелательные ее формы, тогда ребенок будет соблюдать социальные, а затем и нравственные нормы сначала из-за одобрения взрослых, а затем и  повинуясь собственным побуждениям.   

       Заключение

       В заключении подведем краткий  итог основному содержанию реферата. 

       Мы выяснили, что гармоничность  личности с ее внутренней психологической  стороны предполагает высокую  согласованность между сознанием  человека и его бессознательными  психическими процессами. Такая  гармония обеспечивается общественной, в существе своем, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном и на бессознательном уровне.

         В психологической литературе  среди условий формирования гармонической  личности выделяют условия воспитания в семье и социо-культурные условия. Ряд авторов (А. В. Петровский, В. Сатир, Хьюстон, К. Роджерс) среди всех средовых факторов, которые влияют на формирование личности ребенка, определяющим (судьбоносным) фактором рассматривают семью.

         Наилучшим стилем родительского  воспитания для формирования  гармонической личности является  стиль авторитетных родителей,  при котором и происходит формирование  правильного, ответственного социального  поведения, а значит и тех  личностных качеств (положительная Я концепция, внутренний локус контроля, положительный образ “миродействия” и др.), которые обеспечивают устойчивость и гармоничность личности.

        Среди факторов родительского  воспитания, определяющих гармоническое  развитие личности, психологи называют:

  • свободу (для обеспечения возможности детской исследовательской деятельности);
  • сердечные добрые взаимоотношения;
  • искреннюю привязанность;
  • родительское тепло, любовь, доверие по отношению к ребенку;
  • частоту и интенсивность общения родителей с детьми-подростками;
  • семейную дисциплину (справедливые, беспристрастные и последовательные дисциплинарные взыскания);
  • непримиримостью родителей к злу, неправде, обману;
  • роль, отведенную ребенку в семейной иерархии;
  • степень самостоятельности, предоставляемую ребенку.

        Социо-культурные условия оказывают  пусть не определяющее, но довольно  значительное влияние на формирование  личности ребенка, хотя и разные  авторы по-разному оценивают это  влияние. К. Хорни и Э. Фромм,  как представители социо-культурной психотерапевтической теории, доказывают доминирование общественных условий над условиями родительского воспитания в ходе развития личности.

        Лучшая общественная среда для  развития благополучной личности  является правильно организованная общественная деятельность на началах самоуправления и свободно избранного представительства, т.е. в условиях демократического общества.

       Кроме выше перечисленных условий  на формирование благополучной  личности оказывают влияние и  сверстники, к сожалению очень мало исследований посвящены этому вопросу, к тому же обычно рассматривают систему подросток - сверстники только с точки зрения включенности подростка в асоциальную группу. Хотя статус подростка в коллективе (классе) оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Список литературы
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений. –  М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
  2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития //Психологический журнал, 1999, Том 20. - №1 – с.6-19
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Современный литератор, 2002. – 448 с.
  4. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья //Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995, - 352 с.
  6. Васильева Е.Н. Коганова О.С.  Группа как средство расширения самопонимания подростков //Школа здоровья – 1998. - №5 - с.23-32
  7. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //Психол. журнал, Том 15. – 1994. - №2 – с. 57-64
  8. Данилова А.М. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. – М.: Азбука, 1996. – 234 с.
  9. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. – 1977. - №1 -  С.97-106
  10. Зиновьева М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста //Психологическая наука и образование. – 2001. - №1 – с.37-46
  11. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984. – 256 с.
  12. Креч Д., Кратчфилд Р. и Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость //Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М: Изд-во УРАО, 1999 – с. 345
  14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  15. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –192 с.
  16. Норкин А.П. Гармония личности. М., 1993. – 158 с.
  17. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  18. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
  19. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Из-во “Питер”, 2000. – 624 с.
  20. Роджерс Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
  21. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика – пресс, 1991. – 190 с.
  22. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. Спб., 1996. – 330 с.
  23. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. Киев, 1978
  24. Федонина И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка //Журнал прикладной психологии. – 2002. - №2 – с. 55-64
  25. Форсова В.В. Православные семейные традиции //Соц. исследование – 1997. - №1-2 – с.64-69
  26. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997. – 240 с.
  27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.
  28. Хьюстон А. Развитие личности ребенка //Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
  29. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности //Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

Информация о работе Условия формирования гармонической личности