“В этой общественной деятельности,
- утверждает В.М. Бехтерев, - правильное
воспитание личности возможно лишь
при условиях свободного соревнования
ее во всех отраслях деятельности и при
свободном обмене мнений. Только это свободное
соревнование при свете гласной критики
и общественного контроля обеспечивает
полный расцвет личности и гарантирует
ее от той пассивности, которая приводит
к немощи духа и его порабощению”. (4, с.
315)
К. Хорни, придерживается той
же точки зрения, что и В.М.
Бехтерев и считает, что вид,
сфера действий и интенсивность
дисгармонии личности определяется
большей частью той цивилизацией, в
которой мы живем. “Если цивилизация
стабильна и традиции устойчивы, - пишет
К. Хорни, - то разнообразие доступных нам
выборов ограничено и диапазон возможных
конфликтов между индивидами узок. Даже
тогда, когда этих конфликтов в избытке.
Верность чему-то одному может служить
помехой чему-то другому. Но если цивилизация
находится в состоянии быстрого изменения,
когда принципиально противоречащие ценности
и дивергентные способы жизни сосуществуют
бок о бок, то выборы, которые должен делать
индивид, многозначны и трудны”. (26, с.
17-18)
К. Хорни утверждает, что рыночная
экономика, основанная на отношениях
конкуренции, пагубным образом
влияет на психическое здоровье
и развитие личности. По словам
Хорни, конкуренция реализуется
не только в сфере экономики, она насыщает
собой все области жизни (школу, семью,
работу), формирует позиции презрения
к слабым, зависть к сильным. Возникает
феномен двойной морали. С одной стороны,
успех вызывает у окружающих восторг,
преуспевающий человек превозносится.
Но люди не осведомляются, при помощи каких
средств успех был достигнут. С другой
стороны, общество в качестве моральных
ценностей провозглашает скромность,
неэгоистичность, нетребовательность.
Эта диффузия морали порождает у человека
внутренние конфликты, затрудняет обретение
идентичности. (26, с.8)
Теория Эриха Фромма, как К.
Хорни, относится к социо-культурным
психотерапевтическим теориям личности.
Согласно Фромму, в условиях капитализма
человек находится перед экзистенциальным
выбором – много иметь или “быть многим”,
т.е. развивать в себе все заложенные в
него природой способности, добродетели.
И множество людей под давлением общества
предпочитают “иметь” в ущерб перспективе
безграничного личностного развития и
таким образом “получают” деформации
своей личности. (27, с.248)
4. Принадлежность к
группе сверстников
как одно из условий
развития гармонической
личности подростка
Семья играют важную роль в
формировании личности ребенка,
но с момента вступления им в подростковый
возраст появляется еще один фактор, определяющий
дальнейшее развитие личности - референтная
группа.
По мнению Кулагиной И. Ю.,
нельзя забывать о том, что
для подростка кроме крепкой
семьи важно иметь референтную
группу, “ценности которой он принимает,
на чьи нормы поведения ориентируется.”
(13, с.76) Если подросток попадает в группу
с достаточно высоким уровнем социального
развития, это благотворно отражается
на развитии его личности. Важно, чтобы
ценности группы не были слишком далеки
от нравственных норм общества.
Андреева Г.М. определяет референтную
группу, как социальную группу, по
отношению к которой индивид
чувствует свою принадлежность,
с которой он себя идентифицирует.
При этом реально принадлежать
он может совершенно к другой группе.
Ведущим признаком референтной группы
может выступать экономические, политические,
культурные или профессиональные атрибуты.
(1, с. 196)
В настоящее время в литературе
встречается двоякое употребление
термина “референтная группа”: иногда
как группа, противостоящая группе членства,
иногда как группа, возникающая внутри
группы членства. В этом втором случае
референтная группа определяется как
значимый круг общения, т. е. как круг лиц,
выбранных из состава реальной группы
как особо значимых для индивида. При
этом может возникнуть ситуация, когда
нормы, принятые группой, становятся лично
приемлемы для индивида лишь тогда,
когда они приняты значимым кругом общения,
т. е. появляется еще как бы промежуточный
ориентир, на который намерен равняться
индивид. (1, с. 197)
Самым важным фактором, определяющим
развитие личности подростка,
является его статус
в коллективе сверстников. Прежде всего,
он (статус) оказывает сильнейшее влияние
на поведение и самосознание подростка.
Неблагоприятное положение в классном
коллективе – одна из главных причин преждевременного
ухода старшеклассников из школы, причем
такие юноши часто попадают под дурное
влияние вне школы. Так, девять десятых
обследованных М.А. Алемаскиным правонарушителей
были в своих школьных классах изолированными;
почти все они были недовольны своим положением
в классе, многие относились к одноклассникам
резко отрицательно. (18, с. 207)
Принадлежность группе позволяет
удовлетворить многие потребности
юного человека. Для подростков младшего
возраста большое значение имеет возможность
разделить с друзьями общие интересы и
увлечения; также очень важны для них верность,
честность и отзывчивость. Позднее подростки
направлены на поиск такого контакта,
который позволил бы им найти понимание
и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям,
а также обеспечил бы эмоциональную поддержку
со стороны сверстников в преодолении
различных проблем, связанных с возрастным
развитием. (18, с. 209)
Кроме того, общение с товарищами
– источник не только появления новых
интересов, но и становления нравственных
норм. Это связано с тем, что среди подростков
возникают определенные требования к
дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости,
умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
В журнале Школа здоровья за
1998 г. вышла статья Васильевой
и Когановой “Группа как средство
расширения самопонимания подростков”.
Цель этой статьи – определить
как группа влияет на подростка,
его самооценку, мировоззрение.
Юношеское “Я” еще неопределенно, расплывчато,
оно нередко переживается как ощущение
внутренней пустоты, которую необходимо
чем-то заполнить. Отсюда растете потребность
в общении, взаимопонимании и самопознании.
И на этом этапе реальную помощь может
оказать групповая форма работы. Авторы
считают, что именно группа один из методов,
максимально способствующих высвобождению
личностных ресурсов и повышению уровня
понимания себя и окружающих людей.
(6)
Васильева Е.Н. и Коганова О.С.
считают, что работа в группе
обеспечивает “изменение привычных установок,
стереотипов, дает возможность сделать
принципиально новый шаг, выходя на уровень
самораскрытия и спонтанности, характерный
для зрелой личности”.
(6, с. 24) Чтобы убедиться в этом и подтвердить
гипотезу, был проведен тренинг “Познай
себя и других” с группами старшеклассников
и студентов города Таганрога.
“Большинство проблем в наше
время лежит в плоскости межличностных
отношений, поэтому группа –
наиболее эффективная форма работы
психолога. Подтверждением сказанного
являются полученные результаты тренинга:
в группах уменьшилась агрессивность,
появились сочувствие, взаимопомощь,
понимание другого человека”. (6, с.28)
“Группа помогла мне открыть
в себе мою сущность. Я почувствовал,
что люди принимают меня таким, какой я
есть, а это для меня очень важно.” Алекс
В.
“На тренинге я поняла, что
все мои беды заключаются в
том, что я не замечаю в
себе ничего хорошего. Группа
помогла мне узнать свои лучшие
качества и я начинаю борьбу
со своим пессимизмом.” Татьяна К.
Таким образом, авторы данной
статьи считают, что групповые
тренинги есть “интенсивная подготовка
личности к более активной
и полноценной жизни в
обществе”, хотелось бы продолжить
эту мысль и предположить, что
не только тренинги способствуют конструктивному
взаимодействию с другими людьми (не всякий
подросток готов пойти на тренинг или
у него нет такой возможности), но и реальная
группа (класс или дворовая компания) формирует
личность подростка, его мировоззрение,
отношение к людям. Референтная группа
может оказаться спасительной палочкой
для личности подростка или наоборот уничтожить
в нем человека. (6)
5. Механизмы формирования
гармонической личности
В предыдущей главе мы рассмотрели
условия формирования благополучной гармонической
личности с точки зрения внешней качественно
разной среды: авторитарный, демократический
и др. стили воспитания; благоприятная
или неблагоприятная среда для развития
личности.
В этой главе мы попробуем определить,
как возникает аффект неадекватности
(согласно Л.И. Божович, аффект неадекватности
является “показателем “рассогласованности”
в структуре личности ребенка и источником
ее искаженного формирования”), а также
способы педагогического воздействия,
благодаря которым формируется согласованная
личность.
Остановимся на некоторых материалах,
относящихся к раннему генезису
аффекта неадекватности. “Аффективные
конфликты, - пишет Л.И. Божович, -
могут возникать очень рано, уже
на втором году жизни. Известно,
что взрослый человека выступает для ребенка
раннего возраста чрезвычайно притягательным
“объектом”. В любой ситуации он становится
центром, к которому стремиться малыш.
Взрослый активизирует деятельность младенца,
вызывает у него положительные эмоции.
Через взрослого удовлетворяются буквально
все потребности малыша… Взрослый, таким
образом, становится тем главным “предметом”,
в котором кристаллизируются потребности
ребенка”. (5, с. 263)
Л.И. Божович продолжает: “Взрослые
начинают предъявлять определенные требования,
невыполнение которых вызывает осуждение
и даже наказание. Этот факт не может не
привести к возникновению достаточно
острого, хотя и не осознаваемого самим
ребенком внутреннего конфликта, что,
в свою очередь, вызывает соответствующие
неприятные аффективные переживания.
Если же эти переживания в дальнейшем
не будут преодолены, они могут обусловить
возникновение психологических новообразований,
которые неблагоприятно повлияют на дальнейшее
личностное развитие ребенка”. (5, с. 264)
Итак, уже на первом году жизни
аффективные конфликты между
“хочу” и “нельзя” приводят
к нарушению эмоционального благополучия
ребенка и к возникновению
у него стремления делать “наоборот”
тому, что требуют взрослые. Если
это побуждение закрепляется, оно может
стать источником дальнейшего неблагополучного
развития ребенка.
Предотвратить проникновение очерченного
здесь психологического конфликта,
по мнению Л.И. Божович, можно
только одним способом – “сделать
выполнение социальной нормы аффективно
более притягательным, чем осуществление
противоречащих ей действий. Иначе говоря,
нежелательная потребность должна не
просто тормозиться, подавляться извне,
но оказаться побежденной другим, более
сильным мотивом – стремлением к социальному
одобрению, к действию по образцу, к подражанию”.
(5, с. 266)
Роль аффективных конфликтов
и их отрицательное влияние
на психическое развитие детей
резко увеличивается в последующих
возрастах. Особенно остро они
проявляются в переходные периоды.
Л.И. Божович пишет: “При переходе от одного
возраста к другому возникают определенные
новообразования, которые и порождают
новые потребности. Кризис возникает в
тех случаях, когда новые потребности
в силу каких-либо внешних или внутренних
причин не находят удовлетворения. Депривация
важнейших для личности потребностей
и вызывает аффективные конфликты”. (5,
с. 266)
На формирование гармонической
личности оказывает непосредственное
влияние, кроме разрешения аффективных
конфликтов, и возникновение первых
“этических инстанций”. “Таким образом,
- пишет Л.И. Божович, - воспитание бесконфликтной
гармонической личности в дошкольном
и последующих возрастах находится в прямой
зависимости от того, удастся ли воспитать
у ребенка нравственную мотивацию”. (5,
с. 269)
В центре воспитания гармонической
личности, по мнению Л.И. Божович,
стоит формирование
нравственных чувств. Без них нет и не
может быть ни нравственных убеждений,
ни нравственного мировоззрения. Именно
они обеспечивают единство сознания и
поведения, предупреждают возможный между
ними раскол. (5, с. 271)
Каким образом родители влияют
на моральное развитие своих
детей?
Ответ дают нам психологи Д.
Креч, Р. Кратчфилд и Н. Ливсон:
социализация нравственного поведения
рассматривается ими как процесс научения.