Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Цель данного реферата: определить условия формирования гармонической личности.
Введение
1. Понятие “гармоническая личность”
2. Семья как важнейший фактор формирования гармонической личности
2.1 Влияние стиля родительского воспитания на формирование гармонической личности.
2.2 Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на формирование гармонической личности
3. Социо-культурные условия формирования гармонической личности
4. Принадлежность к группе сверстников как одно из условий развития гармонической личности подростка
5. Механизмы формирования гармонической личности
Заключение
Список литературы
“Ни одна из этих ролей,
по мнению В. Сатир, не
Данилова А.М. в своей статье
“Формирование личности в
А. В. Петровский, также как
и Хьюстон, придерживается
Таким образом, наилучшим стилем родительского
воспитания для формирования гармонической
личности является стиль авторитетных
родителей, при котором и происходит формирование
правильного, ответственного социального
поведения, а значит и тех личностных качеств
(положительная Я концепция, внутренний
локус контроля, положительный образ “миродействия”
и др.), которые обеспечивают данное поведение.
2.2 Факторы родительского
воспитания, оказывающие
влияние на
формирование гармонической
личности
Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа – любовь – действует, по мнению В.А. Сухомлинского, на ребенка как “музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца – чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Женщина, мать, бабушка в семье становятся эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою”. (23, с. 48) Человек, воспитанный в атмосфере любви, не станет громить витрины магазинов, участвовать в пьяной футбольной драке, избивать людей иных национальностей.
“Если в нескольких словах
выразить всю мудрость
Как В.А. Сухомлинский
И.А. Федонина в своей статье “Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка” приводит, предложенные Дж. Гэбриэлом, следующие принципы воспитания гармонической личности: свобода (для обеспечения возможности детской исследовательской деятельности); сердечные добрые взаимоотношения; искренняя привязанность; рядом должен быть взрослый, которому можно доверять (для обеспечения безопасности ребенка, стимулирования развития навыков). (24, с.56)
Ф. Райс подчеркивает решающее влияние семьи на формирование моральных воззрений ребенка и называет факторы, которые имеют особое значение для гармонического становления личности:
В. Сатир в своей книге “Как строить себя и свою семью” утверждает, что именно неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезными, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. (21, с. 15)
“Ощущение самоценности, - пишет
В. Сатир, - может сформироваться
только в такой атмосфере, где
Согласно К. Роджерсу, от условий
воспитания ребенка в семье
зависит целостность его
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкий выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков:
К. Хорни в своей книге “Наши внутриличностные конфликты. Конструктивная теория неврозов” перечисляет целый ряд внешних факторов, способных привести к формированию дисгармонической личности: прямое или косвенное подчинение; безразличие; отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка; унижение; слишком большое восхищение или отсутствие его; недостаток тепла; слишком много или слишком мало ответственности; чрезмерное покровительство; дискриминация; невыполненные обещания; враждебная атмосфера и др. (26, с.33)
Еще одним важным фактором, формирующим
невротический
“Измотанный этими тревожными факторами, - продолжает К. Хорни, - ребенок ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он развивает устойчивые наклонности невротического характера, становящиеся частью его личности”. (26, с.34)
Особенно неблагоприятно сказываются, по К. Хорни, ссоры родителей, в которых каждый из них стремится одержать победу. Становясь на сторону одного из них, ребенок начинает ненавидеть другого, но тут же испытывает чувство вины, и ненависть переносится на себя и поддерживаемого им родителя. Так формируются обобщенные невротические отношения растущего человека к окружающим: “прилипание” к ним, агрессивная установка, или позиция дистанцирования. (26, с.34)
3. Социо-культурные
условия формирования
гармонической личности
Кроме непосредственно социальных условий психического развития к средовым факторам относятся и социо-культурные условия, включающие в себя уровень развития культуры, науки и определяющие те психологические особенности, которые в большей степени детерминированы общественными условиями: способ мышления, характер ценностей, направленность способностей.
По мнению А. Г. Маслоу, “хорошая
социальная среда способствует
развитию хорошей личности, но
эта взаимосвязь не абсолютна”
(14, с. 366). А. Маслоу, рассуждая о
хорошей среде, имеет в виду
не только условия материально-
Норкин А.П. в своей книге “Гармония личности” отстаивает несколько парадоксальную точку зрения. Он считает, что личностью становятся как раз именно в “плохой” социальной среде. “Личность развивается, - пишет А.П. Норкин, - не столько согласуясь с обстоятельствами, сколько наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию. Надо различать гармонию, которая творит дисгармонию, и дисгармонию, способствующую созданию гармонии”. (16, с.198)
“Процесс развития и гармонизации личности, - продолжает А.П. Норкин, - не может происходить бесконфликтно. Бесконфликтность способна породить только потускневшую, серую, скучную гармонию, неизбежно приводящую к разочарованию и вызывающую стремление к нигилизму, абсурду, экстремизму, хаосу”. (16, с. 198)
По мнению автора, важно видеть и учитывать в воспитательной практике, что в развитии личности как социального целостного субъекта не исключены различные диспропорции: развитие одного элемента за счет другого, преобладание в какое-то время отрицательных эмоций, сомнений, тревог. Но все же эти душевные состояния при определенных условиях могут играть положительную роль. А такие факторы, как уют, спокойствие, удовлетворенность собой могут способствовать деградации личности. Надо различать хорошие условия для существования человека или для его развития. (16, с.210)
В.М. Бехтерев отстаивает в отличие от А.П. Норкина противоположную точку зрения относительно того, какие взаимоотношения должны быть между личностью и общественной средой. Он пишет: “Нужно ли повторять, что всякая государственно-общественная организация, нивелирующая все индивидуальные особенности своих сочленов и в подавляющая все самостоятельные проявления личности, тем самым обрекает последнюю на пассивную и жалкую роль послушного автомата. Вместе с тем утрачиваются и столь существенно важные нравственные особенности характера, как чувство чести и личного достоинства, обеспечивающие человека от нравственной гибели. На место этих качеств выступают лесть, жалкое лицемерие, приводящие к деформации личности.” (4, с. 314)
В.М. Бехтерев называет также
и те общественные условия,
при которых формируется
Информация о работе Условия формирования гармонической личности