Условия формирования гармонической личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: определить условия формирования гармонической личности.

Содержание

Введение

1. Понятие “гармоническая личность”

2. Семья как важнейший фактор формирования гармонической личности

2.1 Влияние стиля родительского воспитания на формирование гармонической личности.

2.2 Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на формирование гармонической личности
3. Социо-культурные условия формирования гармонической личности
4. Принадлежность к группе сверстников как одно из условий развития гармонической личности подростка

5. Механизмы формирования гармонической личности

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по семье.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

         “Ни одна из этих ролей,  по мнению В. Сатир, не позволяет  родителям создать в семье  атмосферу доверия. Я советую  родителям, - пишет В. Сатир, - быть  наставником своему ребенку. Это значит быть твердым, добрым, воодушевленным, постоянно чувствовать любовь к детям”. (21, с. 89)

        Данилова А.М. в своей статье  “Формирование личности в переходный  период от подросткового к  юношескому возрасту” приводит  исследование, также подтверждающее, что характер общения со взрослыми существенно влияет на формирование личности подростка, в частности на параметры самооценки. Вот эти цифры: у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только у 8,3% неадекватная самооценка. У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекватная самооценка в 87,9% случаев. Юные люди, удовлетворенные своим доверительным  общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью  самостоятельно принимать решения, быть независимыми в разных видах деятельности и  во  взаимоотношениях с другими людьми. (8, с. 124)

        А. В. Петровский,  также как  и Хьюстон, придерживается мнения  о том, что  личность прежде  всего формируется в семье,  где, в зависимости от   принятой в ней тактики воспитания, складывается личность ребенка либо “как нежного, заботливого, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, лживого, жадного маленького себялюбца”. (17, с. 156)  

        Таким образом, наилучшим стилем родительского воспитания для формирования гармонической личности является стиль авторитетных родителей, при котором и происходит формирование правильного, ответственного социального поведения, а значит и тех личностных качеств (положительная Я концепция, внутренний локус контроля, положительный образ “миродействия” и др.), которые обеспечивают данное поведение.  

         2.2  Факторы родительского воспитания, оказывающие влияние на                формирование гармонической личности  

         Самое сильное, самое тонкое  богатство человеческого духа  – любовь – действует, по мнению  В.А. Сухомлинского, на ребенка как “музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца – чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Женщина, мать, бабушка в семье становятся эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою”. (23, с. 48) Человек, воспитанный в атмосфере любви, не станет громить витрины магазинов, участвовать в пьяной футбольной драке, избивать людей иных национальностей.

          “Если в нескольких словах  выразить всю мудрость родительской  педагогики, то она заключается  в том, чтобы дети наши были  тверды и суровы в требованиях  к самим себе, чтобы – здесь я нарочно впадаю в преувеличение – собирая сына на свадьбу, где все гости – горькие пьяницы, мать могла быть уверена, что сын ее придет домой трезвым… Требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой – для родителей это высокая мечта, идеал. И достигается он тогда, когда любовь, доброта, ласка соединяется со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману, - пишет В.А. Сухомлинский.  (23, с.31)

          Как В.А. Сухомлинский наделяет  женщину, мать, бабушку обязанностью  окружить ребенка эмоциональным  теплом, любовью и передать ему  духовный опыт человечества, так  и Э. Фромм считает отношения  матери и ребенка моделью самых  глубоких, самых человечных отношений между людьми, удовлетворяющих главную потребность человека – в любви.  Мать, по словам Фромма,  тонко воспринимает любую информацию, поступающую от ребенка, и адекватно отвечает на нее. Семья должна передать ребенку чувство, что он желанен миру. И тогда ребенок делает самый главный свой выбор – выбор в пользу жизни. Атмосфера безопасности, защищенности, доброй воли окружающих позволяет ребенку не тормозить спонтанность своих интересов, чувств, потенциальностей. (26, с.246)

          И.А. Федонина в своей статье “Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка” приводит,  предложенные Дж. Гэбриэлом, следующие принципы воспитания гармонической личности: свобода (для обеспечения возможности детской исследовательской деятельности); сердечные добрые взаимоотношения; искренняя привязанность; рядом должен быть взрослый, которому можно доверять (для обеспечения безопасности ребенка, стимулирования развития навыков).  (24, с.56)

         Ф. Райс подчеркивает решающее  влияние семьи на формирование  моральных воззрений ребенка и называет факторы, которые имеют особое значение для гармонического  становления личности:   

  • Родительское тепло, любовь, доверие по отношению к ребенку;
  • Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками;
  • Семейная дисциплина (справедливые, беспристрастные и последовательные дисциплинарные взыскания);
  • Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии;
  • Степень самостоятельности, предоставляемая ребенку. (19, с. 345)

         В. Сатир в своей книге “Как  строить себя и свою семью”  утверждает, что именно неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезными, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.  (21, с. 15)

         “Ощущение самоценности, - пишет  В. Сатир, - может сформироваться  только в такой атмосфере, где   принимаются любые индивидуальные  различия, где любовь выражается  открыто, где ошибки служат  для приобретения нового опыта,  где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть взаимоотношений.  Неудивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными. Напротив, дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У этих ребят очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается не раскрытым”.  (21, с. 21)

         Согласно К. Роджерсу, от условий  воспитания ребенка в семье  зависит целостность его личности. “Если родители, - пишет Роджерс,  – пугают ребенка лишением любви и привязанности, он перестает следовать своему внутреннему оцениванию опыта и, чтобы быть хорошим, полностью подстраивается к оценке родителей, так рождается конформность”, т.е. личная слабость. (20, с.321) 

         Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкий выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков:

  1. уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.  При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей. (18, с.184)
  2. степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.  (18, с. 184-185)

         К. Хорни в своей книге “Наши внутриличностные конфликты. Конструктивная теория неврозов” перечисляет целый ряд внешних факторов, способных привести к формированию дисгармонической личности: прямое или косвенное подчинение; безразличие; отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка; унижение; слишком большое восхищение или отсутствие его; недостаток тепла; слишком много или слишком мало ответственности; чрезмерное покровительство; дискриминация; невыполненные обещания; враждебная атмосфера и др. (26, с.33)           

        Еще одним важным фактором, формирующим  невротический внутриличностный  конфликт и  в целом невротическую  личность, К. Хорни называет “ощущение ребенком скрытого ханжества среди окружающих его людей: его чувство, что любовь родителей, христианское милосердие, честность, благородство могут быть только притворством”. (26, с.34)

        “Измотанный этими тревожными  факторами, - продолжает К. Хорни, -  ребенок ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он развивает устойчивые наклонности невротического характера, становящиеся частью его личности”. (26, с.34)

          Особенно неблагоприятно сказываются, по К. Хорни, ссоры родителей, в которых каждый из них стремится одержать победу. Становясь на сторону одного из них, ребенок начинает ненавидеть другого, но тут же испытывает чувство вины, и ненависть переносится на себя и  поддерживаемого им родителя. Так формируются обобщенные невротические отношения растущего человека к окружающим: “прилипание” к ним, агрессивная установка, или позиция дистанцирования. (26, с.34)     

      3. Социо-культурные  условия формирования  гармонической личности  

       Кроме непосредственно социальных условий психического развития к средовым факторам относятся и социо-культурные условия, включающие в себя уровень развития культуры, науки и определяющие те психологические особенности, которые в большей степени детерминированы общественными условиями: способ мышления, характер ценностей, направленность способностей.

       По мнению А. Г. Маслоу, “хорошая  социальная среда способствует  развитию хорошей личности, но  эта взаимосвязь не абсолютна” (14, с. 366). А. Маслоу, рассуждая о  хорошей среде, имеет в виду  не только условия материально-экономического  характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем. “Отдельно взятый индивидуум, – пишет А. Г. Маслоу, – может быть гораздо более здоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует.” (14,  с. 366)

        Норкин А.П. в своей книге  “Гармония личности” отстаивает несколько парадоксальную точку зрения. Он считает, что личностью становятся как раз именно в “плохой” социальной среде. “Личность развивается, - пишет А.П. Норкин, - не столько согласуясь с обстоятельствами, сколько наперекор им.  Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию. Надо различать гармонию, которая творит дисгармонию, и дисгармонию, способствующую созданию гармонии”. (16, с.198)

          “Процесс развития и гармонизации личности, - продолжает А.П. Норкин, - не может происходить бесконфликтно. Бесконфликтность способна породить только потускневшую, серую, скучную гармонию, неизбежно приводящую к разочарованию и вызывающую стремление к нигилизму, абсурду, экстремизму, хаосу”. (16, с. 198)  

         По мнению автора, важно видеть и учитывать в воспитательной практике, что в развитии личности как социального целостного субъекта не исключены различные диспропорции: развитие одного элемента за счет другого, преобладание в какое-то время отрицательных эмоций, сомнений, тревог. Но все же эти душевные состояния при определенных условиях могут играть положительную роль. А такие факторы, как уют, спокойствие, удовлетворенность собой могут способствовать деградации личности. Надо различать хорошие условия для существования человека или для его развития. (16, с.210)

         В.М. Бехтерев отстаивает в отличие от А.П. Норкина противоположную точку зрения  относительно того, какие взаимоотношения должны быть между личностью и общественной средой. Он пишет: “Нужно ли повторять, что всякая государственно-общественная организация, нивелирующая все индивидуальные особенности своих сочленов и в подавляющая все самостоятельные проявления личности, тем самым обрекает последнюю на пассивную и жалкую роль послушного автомата. Вместе с тем утрачиваются и столь существенно важные нравственные особенности характера, как чувство чести и личного достоинства, обеспечивающие человека от нравственной гибели. На место этих качеств выступают лесть, жалкое лицемерие, приводящие к деформации личности.” (4, с. 314)  

          В.М. Бехтерев называет также  и те общественные условия,  при которых формируется гармоническая  личность: “правильно организованная  общественная деятельность на  началах самоуправления и свободно избранного представительства есть лучшая школа для окончательного развития и воспитания благополучной личности”. (4, с. 314)

Информация о работе Условия формирования гармонической личности